Психологическое обеспечение правозащитной деятельности

Положение Конституции России, запрещающее выдачу российских граждан, направлено на защиту их прав, что, однако не означает освобождения их от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российские граждане будут отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства. Компетентные органы России, следовательно, обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии.


8. Защита и покровительство граждан РФ за границей, двойное гражданство


На проблему соотечественников России особо стали обращать внимание в конце 80-х годов. Эта проблема коснулась в первую очередь соотечественников, которые в результате ряда волн русской эмиграции оказались за пределами территории СССР. Ныне русских за пределами границ бывшего СССР насчитывается 1,5 млн. человек. Если же учитывать этническое происхождение мигрантов, то это число возрастает в несколько раз. Так, например, в США зафиксировано в 1980 г.2,8 млн. человек русского происхождения. По неофициальным данным, всего русских по происхождению за пределами территории СССР ныне насчитывается около 4 млн. человек. Однако волны эмиграции охватывали не только русских.

Например, в 70-80-е годы из СССР за рубеж выезжали преимущественно евреи, немцы, армяне и греки. Развал СССР резко ухудшил ситуацию в отношении российских соотечественников. В результате за рубежом оказалось 25 млн. россиян (по некоторым оценкам, до 30 млн}.

Особое значение в связи с остро стоящей проблемой • правового положения российских граждан, проживающих за границей, и в частности в государствах - бывших республиках СССР имеет ч.2 ст.61 Конституции РФ, содержащая положение о гарантировании Российским государством своим гражданам, находящимся за границей, защиты и покровительство.

Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время - в командировки, по контрактам, по частным делам и т.п.

Защите прав и охраняемых законом интересов находящихся вне пределов Российской Федерации ее граждан осуществляется прежде всего дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями в странах их пребывания. Если исходить из положений ст.5 Закона "О гражданстве РФ", то государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во - первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан. В развитие этих положений, а также для обеспечения механизма реализации защиты и покровительства соотечественников, проживающих за границей, в Российской Федераций приняты следующие акты:

Указ Президента РФ "Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" от 11 августа 1994 года, № 16811.

''Основные направления государственной политики Российской федерации, в отношении, соотечественников, проживающих;: зa рубежам" утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1394 г.,

Считается, что лучшей государственной политикой России в отношении своих соотечественников остается сосредоточение всех усилий на обеспечение адаптации российских граждан в соответствующих государствах в интересах как их самих, так и соответствующих государств и самой России. Высказывается предположение, что идеальным вариантом для российских, соотечественников стало бы заключение Россией с бывшими республиками СССР многостороннего соглашения о двойном гражданстве.

Наше законодательство впервые в 1991 году допустило двойное гражданство, что является для России новым институтом. Часть 1 ст.62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь гражданство иностранного государства. Однако допускается это только в случаях;

если такую возможность предусматривает федеральный закон;

если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Международный договор должен прямо предусматривать право граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих государств. Российская Федерация подписала Соглашение с Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства.

Согласно ч.2 ст.62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод гражданина России и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

Двойное гражданство может создать для гражданина серьезные трудности. Так, его могут обязать нести воинскую службу в двух государствах, причем даже одновременно. Он может быть обязан платить налоги двум государствам и пр. Такая постановка вопроса вполне правомерна с точки зрения международного права. В Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г., установлено, что "лицо, обладающее одним или двумя гражданствами, может рассматриваться каждым государством, гражданином которого он является, как его гражданином".


9. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства


Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определено в ч 3 ст.62 Конституции РФ.

Закон о гражданстве Российской Федерации используя понятие "иностранный гражданин", "лицо без гражданства" дает им определение. Иностранный гражданин - это лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства - Российской... Федерации. Лицо без гражданства (апатрид) - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Проблема безгражданства имеет значение прежде всего для обеспечения действительного равенства всех людей, поскольку во многих странах лица без гражданства нередко дискриминируются, а также для защиты их прав и свобод в случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций. Российское государство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц и поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права российским законодательством для иностранных граждан и лиц без гражданства может быть определен национальный режим или режим наибольшего благоприятствования, а также специальный режим.

Национальный режим исходит из того, что иностранные граждане и лица без гражданства в определенной мере приравниваются к гражданам страны пребывания. Однако, согласно ч.3 ст.62 Конституции РФ принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранные граждане пользуются на территории России всеми теми благоприятными условиями, которые предоставлены гражданам любого третьего государства.

Специальный режим отличается предоставлением определенных привилегий и преимуществ обычно в отношениях с соседними странами. Например, в области приграничной торговли, общения населения, упрощение порядка посещения родственников в сопредельных странах и др. Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения воинской службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право избирать и быть избранным в орган государственной власти, право участвовать в референдуме и др.).

Существуют специальные правила законодательства Российской Федерации, которые установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользуются дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов.

Конституция Российской Федерации не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он представляется в России независимо, от того пользуются ли таким режимом в соответствующем государстве иностранном. иностранцы (а значит, и российские граждане. В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев) т.е. носят дискриминационный характер, Правительством РФ могут быть установлены в соответствие со ст.3 Закона СССР, "О правовом положении иностранных граждан в СССР" ответные ограничения (реторсии).


10. Предоставление политического убежища в Российской Федерации


Предоставление государством убежища иностранному гражданину или лицу без гражданства означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан другому государству как преступник.

Право убежища закрепляется в конституциях большинства демократических государств. В 20 столетии оно стало одним из общепризнанных положений международного права и предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека (ст.14) и. принятой ООН Декларацией о территориальном убежище 1967 г.

Актуальность. Кризисные общественно-экономические процессы в Российской Федерации в конце XX столетия вызвали необходимость внесения существенных изменений в правоохранительную деятельность государства, организационно-управленческую и социально-психологическую работу с кадрами МВД.

Усложнение содержания форм и методов деятельности правоохранительных органов требует поиска новых подходов к повышению эффективности профессиональной подготовки сотрудников МВД, осуществляющих деятельность в качестве практических психологов. Признание высокой сложности профессии психолога выдвигает на первый план в научно-образовательной сфере, в том числе исследования труда практических психологов ОВД.

Решение данной проблемы возможно лишь при условии обоснования и разработки системы научного обеспечения качественного отбора и подготовки работников милиции по указанному профилю.

В настоящее время осуществляется работа по формулированию четких профессиональных требований к специалистам, осуществляющим деятельность в социально-психологической сфере. Одним из направлений данной работы стала разработка и принятие этического кодекса психолога, принятого на 3 съезде Российского психологического общества в Санкт-Петербурге в 2003 году. Этот кодекс регламентирует требования к работе психолога и ее результатам, принципы профессиональной деятельности психолога, нормы создания, хранения и применения психологических материалов, а также отношений между психологом и клиентом.

Еще один комплекс проблем связан с социально-психологическими особенностями контингента сотрудников кадровых психологических служб правоохранительных органов.

Поэтому, среди мер, призванных способствовать повышению эффективности функционирования аппарата МВД, важное значение приобретает научная организация работы с практическими психологами ОВД, начиная с профессионального отбора и, в последующем, целенаправленным культивированием их профессиональных и личностных качеств.

Сложившаяся ситуация предопределила необходимость научно-практических исследований социально-психологических аспектов содержания профессионального отбора и определения психологических качеств личности, необходимых практическим психологам. Между тем специфика обучения и подготовки психологов ОВД МВД России сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего, она предъявляет к их личности комплекс разнообразных требований.

Исследования в этом направлении практически отсутствуют, что сказывается на качестве социально-психологической, кадровой и воспитательной работы с личным составом ОВД.

От того, в какой степени личностные психологические процессы и профессиональные качества практических психологов будут соответствовать требованиям к их подготовленности, во многом, будет зависеть эффективность функционирования правоохранительной системы Российской Федерации.

Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности (консультирование по вопросам оперативно-служебной деятельности, участие в выработке стратегии ведения переговоров, экспертиза уголовных дел, полиграфные исследования и др.).

Важным условием эффективной работы является наличие четкой координации работы по психологическому обеспечению деятельности личного состава органов и подразделений внутренних дел, существование организационного и методического центра, функциональной вертикальной структуры психологической службы.


Заключение


В Российской Федерации право политического убежища закреплено в ст.63 Конституции РФ. В соответствии с указанной статьей Конституции РФ политическое убежище предоставляется исходя из общепризнанных норм международного права, которые зафиксированы в вышеназванных Декларациях ООН. Это означает, как сказано во Всеобщей декларации прав человека, что право убежища не может быть использовано в случае преследования, основанного на совершении "неполитического" преступления. Если деяние квалифицируется уголовным правом как преступление (например, убийство, террористический акт и т.п.), то независимо от того, в каких целях оно совершено, в том числе по политическим мотивам, преследование за него не является основанием предоставления политического убежища. Не должно предоставляться убежище в случае преследования за действия, противоречащие целям и принципам ООН, в частности за военные преступления, преступления против мира и человека, хотя бы они и были совершены в политических цепях. Решение вопроса о предоставлении политического убежища в Российской Федерации относится к компетенции Президента РФ (п. "а" ст.89 Конституции РФ).

В соответствии с ч.2 ст.63 Конституции РФ в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

В Российской Федерации выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или Международного договора Российской Федерации.


Список литература


1. Берекашвили Л.Ш., Игнатов В.П. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. М., 2006.

2. Малько А.В. Правоведение. М., 2006.

3. Конституция РФ.

4. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2007.

5. Сальников В.П. Конституционное право России. М., 2008.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты