Пути преодоления деформаций законности

В свою очередь, законы должны основываться на идеях естественных прав человека и гражданина, свободного развития личности. Эти права как раз и служат ограничителем власти, ее возможного произвола. Закон, как известно, является формой выражения воли народа - единственного источника власти. Именно поэтому ни один монарх, царь, король, президент не вправе издавать законы, а только подзаконные акты. Принятие законов — функция законодательных органов, которые потому и называются законодательными. Правда, в древности отдельные монархи все же издавали законы, но это были времена неразвитой демократии или даже полного ее отсутствия при всевластии правителей.

В чем же конкретно заключается объективная необходимость законности и правопорядка в современных российских условиях? В том, что без 'них невозможно решить стоящие перед обществом задачи, а именно:

1) успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;

2) построение гражданского общества и правового государства;

3) эффективное функционирование институтов демократии, политической системы;

4) реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий;

5) четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц;

6) борьба с преступностью, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом;

7) обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане — управленческого процесса;

8) формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.

Для претворения в жизнь всех этих и других задач требуются организованность, порядок, дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит, власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой иной — экономической, социальной, политической, морально-психологической. России, как никогда, нужны законность и порядок.

“Задача обеспечения прав граждан является тем более насущной и актуальной, если учесть вхождение России в европейское правовое пространство и необходимость последовательного выполнения наших новых международных обязательств в этой области. Идея законности есть немаловажная социальная ценность. Но она осознается и влияет на поведение граждан и должностных лиц лишь при наличии ряда условий, к числу которых относятся полнота законодательного урегулирования общественных отношений; стабильность основных правовых институтов; действенность правовых гарантий; равное отношение при применении законов к любому человеку; неотвратимость государственного реагирования на любое правонарушение”.[11]


Глава 2. Виды деформаций законности


В условиях научно-технического прогресса, усложнения общественных отношений, формирования и развития новых социальных сфер, правовая коньюктура России испытывает упадок, связанный с деформацией законности. Описанные выше причины или детерминанты законности, проявившись в реальных правоотношениях: законотворчестве, правоприменительной и особенно судебной практике – все они привели к появлению разнообразных форм и видов деформации законности.

Однако для определения форм и видов деформации законности следует дать данному явлению определение. В науке теории государства и права имеются двоякие взгляды на определение категории «деформация законности». С одной стороны, деформация законности, как принято считать – это искажение принципов законности, когда при сохранении внешних форм, изменяется сущность правоотношения, которое перестает отвечать требованиям законности, оставаясь формально легальным.

Другой подход обоснован возможностью искажения смысла самого закона, иначе выражаясь его духа и принципов, когда меняется отношение к праву, вырождается правовая техника, разрушается преемственность поколений в плане подхода к регулированию общественных отношений.

Кажется наиболее объективным принять обе точки зрения, когда под деформацией законности понимается такое искажение права в любом его легальном проявлении, которое ведет к разрушению права, утраты им фундаментальных категорий, а именно гуманизма, равенства и справедливости, при этом нельзя отвергать древний принцип dura lex, sed lex, который говорит о верховенстве закона в общественных отношениях, что дополняется учением об отражении в праве существующих реально общественных отношениях.

Учитывая, что деформация законности является следствием «действия» или «воплощения» закона в обществе, ибо закон без общества – мертвый закон, можно классифицировать виды деформации законности по ветви власти, из которой такие деформации исходят. При этом, нельзя конечно же забывать, что пусть и не основной, но тем не менее самый опасный сектор деформации законности исходит из обычного общества.

Классифицирую деформацию законности по источнику ее возникновения, можно сказать, что есть объективные деформации, связанные с падением правовой культуры общества, внутри правовыми коллизиями, и отчасти с негативными изменениями в структуре правосознания. Субъективные деформации имеют источник в волевом акте субъекта права, и, следовательно, мы имеем в этом случае дело с сознательным «отторжением» правовых установлений и дефектами (намеренными и ненамеренными) правоприменительной практики.

Таким образом, деформация законности может выражаться в двух формах – злоупотребление правом, и нарушением права, при этом в последнем случае речь идет о внутри правовом, внутри - отраслевом дефекте, связанным с действиями или бездействиями уполномоченного государством правоприменителя.

Следует подчеркнуть, что детальному рассмотрению подлежит именно форма злоупотребления правом, в которой можно выделить ряд видов:

·                   дефекты правоприменительной практики;

·                   коллизии;

·                   низкий уровень правовой культуры граждан;

·                   правовой нигилизм.

Дефекты правоприменительной практики. Данные дефекты выражаются в неоднозначном намеренном толковании нормативно правовых актов, и, соответственно, в их применении.

Такими дефектами пестрят материалы дел, в качестве ответчика выступает орган государственной власти РФ или орган государственной власти субъекта РФ, когда лицо уполномоченное представлять данный орган в суде в процессе судебного заседания или подготовки к судебному заседанию допускает по своей воле ряд серьезных ошибок, которые неблагоприятно сказываются на таком органе государственной власти, а в своей совокупности дает ложное представление и слабости государства, правовой безграмотности государственных служащих.

Дефекты правоприменительной практики особенно часто встречаются в самих судебных решениях или решениях государственных органов, когда неверно оцененные или учтенные обстоятельства приводят к нарушению законности, т.е. установленного порядка реализации государственных интересов и политики.

Коллизии. Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно – правовыми актами, регулирующими одни и те же смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Безусловно, юридические коллизии, мешают нормальной отлаженной правовой системе, нередко ущемляются права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состояния законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством правовых граждан, культивируют правовой нигилизм. Когда на один и тот же случай приходится два, три и более противоречащих друг другу актов, то исполнитель как бы получает легальную возможность (предлог, зацепку) не исполнять ни одного. Поэтому предупреждение, локализация этих аномалий или их устранение является важнейшей задачей юридической науки и практики.

Низкий уровень правовой культуры граждан. “Правовая культура – важнейший элемент общей духовной культуры. В теории права выделяются правовая культура в широком значении и правовая культура личности. В широком значении правовая культура – это система общественных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Правовая культура человека – это единство: 1) глубоких правовых знаний, 2) уважения к праву, закону, 3) правомерного поведения”.[12] “Правовая культура выступает как особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности”.[13] Правовая культура является средоточием, «мемориалом» накопленных человечеством юридических ценностей. Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства, одна из гарантий наличия законности в государстве.

“Человек в России и в мире в целом должен воспитываться так, чтобы он понимал, что если нарушит закон, его ждет суровая кара — наказание, причем большее, чем выгода от правонарушения.

Но в то же время человек, ущемленный в законных правах, не только должен знать, что он может их защищать, но должен знать и реальный универсальный механизм защиты прав и свобод человека, который мы должны создать.

Но пока складывается ощущение, что в России существуют лишь права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного. А человек — потерпевший — остается беззащитным; он никому не нужен: от виновного лица ничего не получишь в возмещение ущерба, да и само государство ничем не поможет.

Для формирования законопослушного гражданина необходимы следующие условия: во-первых, стабильные законы; во-вторых, завершение формирования системы судов; в-третьих, реальное исполнение решений судов. К этим «трем китам» можно добавить правопросвещение и правовую пропаганду, оптимизирующие правовую культуру и правосознание.”[14]


Глава 3. Причины деформаций законности


Каковы же причины, обусловившие нарушение законности, прав человека, потерю управляемости обществом, дестабилизацию общественных отношений? Таких причин много, но остановимся на наиболее важных.

1. Во – первых, законность и обеспечение прав и свобод человека не возможны без сильного государства. Такого, где главенствует Закон, а не воля начальника, где выстроена «вертикаль» власти в том смысле, что
«вниз» передаются не команды, а полномочия, такого, которое защищает своих граждан и неукоснительно выполняет свои обязанности, в котором, власть существует, для того чтобы служить людям, а не такое, где люди существуют для того, чтобы время от времени подтверждать полномочия власти. В Конституции закреплены принципы прочной демократической государственности: её правовой характер и социальная ориентация, разделение властей, признание прав и свобод человека высшей ценностью, суверенитет народа. Однако государство в посттоталитарной России формировалось иным путём. Оно оказалось отчуждённым от общенародных интересов и не стало ни демократическим, ни правовым, ни социальным. Крайне негативное влияние на характер государственности оказало не прекращающееся противостояние законодательной и исполнительной властей. В стране не удалось сформировать подлинно свободную и независимую судебную власть. Произошло ослабление российской государственности. В результате воцарился хаос, жесткая борьба за перераспределение собственности. Ослабление государственности как важнейшего института, воздействующего на самые различные сферы общественных отношений и являющегося незаменимым инструментом их организации, придания устойчивости процессам преобразованиями реформирования, явилось одной из главных причин нарушения законности в стране. Формирование правового государства и установление режима законности – задача необычайно трудная и её решение возможно лишь в результате многих десятилетий целенаправленных усилий всего общества, связанных как с преодолением наследия прошлого, так и тех серьёзных ошибок и просчётов, которые были допущены в последние годы. Создание сильного государства, основанного на праве – необходимое условие установления режима законности в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты