Пути преодоления деформаций законности

2. Во-вторых, законность невозможна без четко отлаженных механизмов и процедур защиты, прав человека, поскольку с восприятием и закреплением в Конституции РФ идеи правового государства в понятие законность включаются требования общества к государству по обеспечению прав и свобод человека. Ослабление российской государственности неизбежно повлекло за собой и разрегулированность, неопределённость, противоречивость, а то и полное отсутствие юридических правил, обеспечивающих защиту прав граждан. Такая ситуация обуславливает незащищённость прав человека и гражданина, сформулированных в Конституции, поскольку предусмотренные в ней юридические гарантии нуждаются в конкретизации, четком определении обязанностей государственных органов и должностных лиц, общественных организаций и органов местного самоуправления. В Конституции РФ закреплен широкий спектр традиционных институтов, гарантирующих права и свободы человека (судебные и административные формы защиты) и новых, которые не обрели ещё прочных традиций в российской правовой системе и практике: деятельность Президента, Правительства, Уполномоченного по правам человека. Положение усугубляется и отсутствием правовой культуры и информированности населения, прочно утвердившимся в общественном сознании недоверием к государству и его органам, слабой надеждой на оперативное и справедливое рассмотрение дел. Крайне неблагополучно положение и с несудебными формами защиты прав человека, и, прежде всего с административными способами. Статья 33 Конституции отмечает: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это право дополняет судебную систему защиты, создаёт возможность выбора форм процедур защиты – судебных или административных. Его реализация в соответствии с процедурами, отвечающими современными требованиями защиты прав человека от любых незаконных действий способствовала разгрузке судов. Однако в России до сих пор нет федерального закона о рассмотрении обращений граждан в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, отсутствует механизм ответственности за нарушение права гражданина на такое обращение. Эти вопросы всё ещё регулируются Указом Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4 марта 1980 г., который явно устарел и не способен защитить гражданина от произвола чиновника. Между тем, в Послании Федеральному Собранию Президент В.В. Путин отметил, что почти из 500 тысяч обращений во время телевизионного интервью почти три четверти – это жалобы граждан на разные формы административного произвола. Необходимо принятие федерального закона об обращениях граждан, который должен определить основные положения, касающиеся порядка рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб, предельные сроки и процессуальные особенности такого рассмотрения, виды принимаемых решений и их юридическую силу.

Огромный вред укреплению законности в стране и охране прав граждан приносит отсутствие реальной ответственности государственных органов и должностных лиц за правонарушения, ущемляющие права и свободы граждан. Органы прокуратуры далеко не всегда привлекают к ответственности лиц, виновных в подобных действиях. Поэтому усилие надзора за соблюдением прав и свобод человека способствовало бы упрочнению стабильности общества. Безнаказанность, отсутствие ответственности развязывает руки чиновникам, вызывает резко негативное отношение к власти. Все эти обстоятельства ослабляют реальную гарантированность прав человека, не способствует восстановлению нарушенных прав и свобод, пресечению нарушения законности. Таким образом, следует задачей первостепенной важности приведение в действие всех юридических механизмов защиты прав человека, предусмотренных Конституцией РФ.

3. Предпосылкой законности выступают правовые предписания, содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее такие акты, чем полнее проводятся в жизнь их требования, тем выше уровень законности. В числе отрицательных моментов, относящихся к нормативной основе законности, назовем такие, как принятие законов, которые заведомо невыполнимы, не обеспечены механизмом реализации, разработаны без учета достижений юридической техники или отражают отраслевые либо корпоративные интересы. Очевидно, наиболее значимые отношения регулируются и законами и подзаконными актами (акты президента, правительства, министерств и др.). Такие акты по своей юридической силе стоят ниже законов и не должны им противоречить, обходить или расходиться с их предписаниями.

На страницах печати нередко пишут о необходимости повышения качества ведомственных нормативно-правовых актов. Порядок в законотворчестве, – отмечается в послании Президента
Российской Федерации Федеральному собранию, – должен быть подкреплен жесткой дисциплиной ведомственного нормотворчества... Не искоренена практика, когда ведомственными актами вводятся дополнительные обязанности граждан. Появляется основа для ведомственного произвола. К тому же, как правило, люди узнают о существовании такой инструкции только в кабинете чиновника. Такие инструкции недоступны для ознакомления и противоречат Конституции и другим законам Российской Федерации. Все инструктивные документы должны быть доступны и отвечать за это должны сами ведомства. Таким образом, закон должен быть качественно совершенным и эффективно действующим, поскольку закон по своей природе предписывает определённое поведение, содержит известные требования, соблюдение которых ведёт к обеспечению законности.

4. Законность в обществе может существовать, лишь опираясь на массовое общественное сознание, на нравственную поддержку населения страны. Народ России оказался в беспрецедентной ситуации. В течении ХХ столетия дважды пытались круто изменить его общественное сознание, навязывая ему новые принципы и устои жизни. Насильственная ломка сознания после захвата власти большевиками была крайне болезненна и привела к неизбежным деформациям. Попытки новой переориентации общественного сознания, осуществляющиеся в условиях реформирования, отступление от идей равенства и справедливости, оказались крайне разрушительными и вызвали резкое противодействие со стороны значительной части общества. Игнорирование особенностей общественного сознания неизбежно привело к социальным катаклизмам, неприятию всего, что происходит от власти. Такое насилие над сознанием неизбежно сопровождается нарушениями законности, поскольку закон зачастую используется лишь в целях защиты властных структур и политической элиты.

Стабильность, устойчивость развития, законность несовместимы с навязыванием обществу идей и принципов, которые противоречат его общественному сознанию и нравственным установкам. Реализация законов и иных нормативных правовых актов остаётся одной из наиболее острых и болезненных проблем российского общества.

Рассматривая причины неэффективности и невыполнимости законов, нельзя не заметить, что отсутствие (полное или частичное) материальной их обеспеченности дополняется ещё правовым нигилизмом, низкой правовой культурой, слабой правовой информированностью граждан и должностных лиц. Правовой нигилизм понимается исключительно как негативное явление, как неуважительное отношение к праву, закону, законности и правопорядку. В сфере реализации права нигилизм наиболее ярко проявляется в умышленном нарушении законов. Повышению уровню преступности в стране способствуют снижение уровня жизни, безработица, падение морали. Следует подчеркнуть массовидный характер правового нигилизма. Многочисленные компании не видят ничего противоправного в том, что они не выплачивают месяцами и годами зарплату своим работникам. Нарушения трудовых прав граждан различными негосударственными организациями и, прежде всего, обществом с ограниченной ответственностью стали чуть ли не правилом.

Особенно опасен правовой нигилизм со стороны властей. Когда бюрократия нигилистически относится к закону, то закон вообще ставиться под сомнение как способ регулирования общественных отношений. Любое общество заинтересовано в ликвидации правового нигилизма, повышению уровня правовой культуры, для чего используются разные формы правового обучения и воспитания.

 К сожалению, нарушение законности и прав человека, прежде всего, связано с деятельностью должностных лиц. Их низкая правовая культура, усугубляемая отсутствием подлинно нравственной ориентации, ярче всего проявляются в неуважении к праву, правам человека. Права человека – категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто, согласно Конституции, призван обеспечивать их незыблемость. Между тем, нарушение законности должностными лицами вызывает цепную реакцию пренебрежение к закону граждан. Активную работу по формированию знаний о праве ведут кафедра ЮНЕСКО по правам человека демократии МГИМО, Московская школа прав человека и др.


Глава 4. Пути преодоления деформаций законности


Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в "пережитках", не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.

Также видит разрешение этой ситуации и Кудрявцев В. Н.:

“Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо:

а) сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения;

б) минимизировать безработицу;

в) обеспечить выполнение социальных программ - иначе говоря, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности. Но одновременно нельзя упускать из виду и обширный комплекс мер государственно-правового порядка (укрепление российской государственности, решение проблем федерализма и национальных отношений, прекращение “войны законов”, искоренение коррупции и бюрократизма), без которых достижение этих целей также не может быть обеспечено”.[15]

Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения, прежде всего, должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, "оживляют" преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания, как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении.

Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе "Моя хата с краю". Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.

Важнейшая же роль здесь, безусловно, принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что "даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона". И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

Заключение


Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что на сегодняшний момент проблема законности стоит перед нашим государством практически на первом месте. При написании курсовой работы я выяснила, что в нашем обществе сложилась традиционная концепция понимания законности, когда под законностью понимается соблюдение всего законодательства всеми субъектами права, а с функциональной точки зрения законность понимается, как неуклонное соблюдение законов всем народом, но не государством, при этом государство выступает как гарант законности, издавая нормативно – правовые акты. В сегодняшнее нелёгкое время, когда от государства понадобилась стабильность выполнения принципа законности, выяснилось, что оно не в состоянии обеспечить реализацию приведённого выше принципа. Многие научные деятели России приводят различные пут преодоления деформаций законности, но мне кажется, что, только соблюдая все эти рекомендации, которые являются достаточно объективными, можно, наконец, решить проблему законности.

Итак, на сегодняшний момент существуют разнообразные предложения по путям выхода из кризиса законности:

1.сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения;

2.минимизировать безработицу;

3.обеспечить выполнение социальных программ - иначе говоря, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности;

4.формирование правовой базы и институционная реформа правоохранительной системы;

5.дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;

6.создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной; системы и органов юстиции;

7.законодательное обеспечение системы прав человека;

8. упрочение и защита конституционного строя;

9. реформирование системы государственного управления;

10. координация нормотворческой деятельности Российской Федерации и ее субъектов;

11. реформа местного самоуправления;

12. развитие системы правового воспитания,

13. образования и юридической науки;

14 организация правовой экспертизы;

15. создание широкодоступной базы нормативных актов, в том числе в электронном виде.

Приведенные выше направления дальнейшей деятельности государственных органов свидетельствуют о большой работе, которую нужно провести государству для решения данной задачи. Осуществление данных мероприятий немыслимо без стремления к “светлому будущему”, без человеческих качеств, которых остаётся всё меньше и меньше в государственных структурах, без правовой идеологии, направленной на повышение правовой культуру населения и т.д. Но время существенно изменилось, и правовые реалии неизбежно возьмут свое. Неблагополучие с состоянием правопорядка и законности в стране служит в этом отношении достаточно серьезным предупреждением.

Список использованной литературы:

1.                Конституция Российской Федерации;

2.                Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы Теории государства и права. С.-П. 2003;

3.                Александров В. А. Формирование законопослушного гражданина – приоритетное направление правовой политики современной России// Правоведение, 1998, №1, с. 156;

4.                Боннер А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М. 1992;

5.                Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы Теории государства и права. М. 2005;

6.                Зайцев И. М. Законность и Россия//Российская юстиция. 1995, №11, с.3-9;

7.                Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние// Журнал Российского права, 1998, №1, с. 7-12;

8.                Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. М. 2006;

9.                Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1 Свердловск,1972;

10.Рабинович П. М. Упрочнение законности – закономерность социализма. Львов.1975.;

11.Сальников В. П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства \\ Демократия и законность. Самара 1991;

12.Строгович М. С. Теоретические вопросы советской законности//Советское государство и право, 1956, №4;

13. Юридический словарь М. Изд. Олма-Пресс Образование 2005.


[1] Рабинович П.М. Упрочение законности – закономерность социализма. Львов, 1975. – с. 31.

[2] Строгович М. С., Теоретические вопросы советской законности // Советское государство и право», 1956 г., № 4.

[3]  См. Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1. Свердловск, 1972. С.113

[4] см. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы Теории государства и права. М. 2005, с.586.

[5] см. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы Теории государства и права. С.-П. 2003, с.472.

[6] см. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы Теории государства и права. М. 2005, с. 588.

[7] см. Нерсесянц  В. С. Проблемы общей теории права и государства. М. 2006, с. 466-468.

[8] см. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы Теории государства и права. М. 2005, с.587-589.

[9] см. Нерсесянц  В. С. Проблемы общей теории права и государства. М. 2006, с. 472-475.

[10] см. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы Теории государства и права. С.-П. 2003, с. 489.

[11] Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние, Журнал Российского права, 1998, №1,  с. 7-12.

[12] Юридический словарь. М. Изд. Олма-Пресс Образование, 2005.

[13] Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства \\ Демократия и законность. Самара 1991 г. с. 17.

[14] Александров В. А. Формирование законопослушного гражданина – приоритетное направление правовой политики современной России// Правоведение, 1998, №1, с. 156

[15] Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние// Журнал Российского права, 1998, №1, с. 7-12.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты