2. Организации здравоохранения (обособленные структурные подразделения), расположенные в сельских населенных пунктах |
врачи (независимо от наименования должности), фельдшеры, фельдшеры-акушерки, акушерки, зубные врачи, зубные фельдшеры, медицинские сестры фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, заведующие фельдшерско-акушерскими пунктами |
3. Аптеки (независимо от наименования) |
провизоры-технологи, фармацевты-ассистенты, провизоры-аналитики |
4. Контрольно-аналитические лаборатории, отделы контроля за качеством поступающей продукции, аккредитованные в установленном порядке |
провизоры-аналитики |
5. Протезно-ортопедический восстановительный центр (филиал) |
врачи: травматолог-ортопед, стоматолог, фельдшеры, медицинские сестры |
6. Государственная служба медицинских судебных экспертиз |
врач-хирург*, государственный медицинский судебный эксперт-специалист*, санитар(ка), фельдшер, фельдшер-лаборант медицинской судебной экспертизы (лаборант) |
Учреждения социального обслуживания |
7. Дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов |
врачи: психиатр, невролог, стоматолог, фельдшеры, медицинские сестры |
8. Психоневрологические дома-интернаты для престарелых и инвалидов |
врачи, фельдшеры, медицинские сестры |
Раздел II. Педагогические работники |
Учреждения образования |
1. Ясли, ясли-сад, детские сады, дошкольные центры развития ребенка, учебно-воспитательное учреждение «Республиканский центр реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением слуха» |
заведующие (директора), их заместители по основной деятельности, воспитатели, учителя-дефектологи |
2. Начальные школы, базовые школы, средние школы, вечерние школы, вспомогательные школы (школы-интернаты), гимназии, лицеи, школы-интернаты, санаторные школы-интернаты, специальные школы закрытого типа, специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты), ясли-сад-школа, детские сады-школы, структурные подразделения учреждений образования, осуществляющие обучение на уровне общего среднего образования, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, детские дома, детские дома семейного типа, детские деревни (городки) |
директора (начальники, заведующие), их заместители по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной работе, учителя, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели, педагоги-организаторы, родители-воспитатели, педагоги социальные |
3. Межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации |
учителя, мастера производственного обучения |
4.Учреждение образования «Минское суворовское военное училище» |
преподаватели |
5. Профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи, структурные подразделения учреждений образования, осуществляющие обучение на уровне, обеспечивающем получение профессионально-технического образования |
директора, их заместители по учебной, учебно-производственной, учебно-воспитательной, воспитательной работе, производственному обучению, мастера производственного обучения, преподаватели, воспитатели |
Учреждения социального обслуживания |
6. Дома-интернаты для детей-инвалидов |
директора, их заместители по учебно-воспитательной работе, учителя, воспитатели, педагоги-организаторы, учителя-дефектологи, сурдопедагоги, логопеды |
Постановлением № 1490 утверждено также Положение о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения.
Например, критериями оценки условий труда для целей профессионального пенсионного страхования медицинских работников, должности которых предусмотрены в п. 1–5, 7 и 8 раздела I «Медицинские работники» (см.табл.2), являются:
- непосредственное выполнение работы, обусловленной занятостью в должностях в учреждении, организации (их структурном подразделении), предусмотренных в п. 1–5, 7 и 8 раздела I «Медицинские работники» (в пределах его продолжительности, установленной законодательством);
- занятость в должности не менее чем на полную ставку (оклад).
Критериями оценки условий труда для целей профессионального пенсионного страхования педагогических работников, должности которых предусмотрены в п. 1 раздела II «Педагогические работники» (см.табл.2), являются:
- непосредственная занятость в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством):
выполнением работы, обусловленной занятостью в должностях в учреждении, организации (их структурном подразделении), предусмотренных в п.1 раздела II перечня «Педагогические работники»;
в группах с наполняемостью на протяжении календарного года не менее 80% от предельной нормы наполняемости, установленной законодательством для соответствующих типов учреждений (групп). Данное условие не применяется в отношении работников учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах;
- занятость, соответствующая названным выше условиям, не менее чем на полную ставку (оклад).
Если медицинские и педагогические работники работают на неполную ставку (оклад) одновременно в нескольких должностях в учреждении, организации (их структурном подразделении) или (и) в должности в нескольких учреждениях, организациях (их структурных подразделениях) в общей сложности не менее чем на ставку (оклад), такая занятость учитывается как занятость на полную ставку (при соответствии этой работы иным установленным условиям).
На основании перечней и с учетом оценки условий труда на конкретных рабочих местах работодатель с участием профсоюза локальным нормативным правовым актом утверждает перечень рабочих мест с особыми условиями труда данной организации. Если по результатам последующей оценки условий труда для включения рабочего места в перечень рабочих мест с особыми условиями труда факторы, послужившие основанием для его включения в перечень, не подтверждаются, такое рабочее место из соответствующего перечня исключается.
Профессиональному пенсионному страхованию в организациях непроизводственной сферы подлежат также работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, включенных в Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 №536 (с изменениями от 01.03.2007) «О Списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда» (далее- постановление № 536).
Примечание. Постановлением № 536 кроме Списка № 2 утвержден Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1).
Списки № 1 и № 2 применяются работодателями независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и подчиненности в соответствии с Инструкцией о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2005 № 86 (с изменениями от 12.06.2009) (далее - Инструкция о порядке применения списков)
Профессиональное пенсионное страхование работников осуществляется в периоды их непосредственной занятости полный рабочий день выполнением работ, предусмотренных Списками 1 и № 2, и трудового отпуска.
Полный рабочий день - это занятость в условиях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, не менее 80% от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. В указанное время (нормируемые затраты времени) включается время по выполнению производственного задания и время регламентированных перерывов (время перерывов, предусмотренных технологией и организацией производственного процесса, время на отдых и личные надобности).
В таблице 3 приведено извлечение из Перечня производств, работ и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (раздел III Списка №2), имеющих отношение к организациям непроизводственной сферы (включая бюджетные организации). Работники, занятые на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, включенных в Список №2, имеют право в соответствии со ст.11 Закона о ППС выйти на пенсию:
- ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, если профессиональный стаж составляет не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 10 лет у женщин и стаж работы соответственно не менее 25 и 20 лет;
- ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев профессионального стажа у мужчин и за каждые 2 года такого стажа у женщин, если профессиональный стаж составляет не менее 6 лет 3 месяцев у мужчин и не менее 5 лет у женщин и стаж работы соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таблица 3
Извлечение из раздела III «Перечень производств, работ и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда» Списка № 2
3.4. Работы с радионуклидными источниками, другими источниками ионизирующих излучений и бериллием |
Рабочие, руководители и специалисты |
3.4.1. работы на предприятиях, в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских, опытно-конструкторских организациях: 3.4.1.1. постоянно занятые на работах с радионуклидными источниками излучений с активностью на рабочем месте не менее 3,7x 106 беккерелей радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и ремонт технологического оборудования в этих условиях |