Расчеты между субъектами хозяйствования в Республике Беларусь и их участие в кредитных отношениях

В-третьих, расчетные и кредитные правоотношения представляют собой обязательства денежные. Поскольку деньги являются вещами, которые определяются родовыми признаками, их случайная гибель или отсутствие на счете не освобождает должника от исполнения обязательства в силу правила genus поп perit («род не гибнет»). С другой стороны, суть денежных обязательств состоит в том, что они имеют в качестве своего предмета особый товар — деньги, оборот которых подчиняется специальным правилам. В этой связи серьезное влияние на осуществление расчетных и кредитных обязательств оказывают не только нормы гражданского и хозяйственного права, но и предписания валютно-финансового законодательства [20, с.412].

Их регламентация в значительной мере связана с государственной кредитно-денежной политикой, формированием бюджета, уплатой налогов.

Расчетные отношения значительно прочнее связаны с теми основными обязательствами, которые они сопровождают и обслуживают. Тем не менее законом и они признаются самостоятельными гражданско-правовыми обязательствами. Их юридическая ценность состоит в том, что сколь бы ни было тесно взаимосвязано исполнение основной обязанности по гражданско-правовому договору (передать имущество, выполнить работу и пр.) с встречной платежной обязанностью, реализация последней выходит далеко за рамки договора и порождает гражданско-правовые отношения, развивающиеся по особым, весьма специфичным правилам [18, с.218].

В современном мире подавляющее большинство расчетов осуществляется не путем передачи наличных денег от одной стороны другой, а в безналичном порядке при помощи финансово-кредитного посредника (банка, иной кредитной организации) с использованием различных форм безналичных расчетов (аккредитив, инкассо, чек, платежное поручение, электронные платежи и пр.). Иногда расчетное обязательство становится независимым от основного договора и без участия финансово-кредитного института. Так, при передаче одним гражданином другому векселя в уплату за товар и в доказательство заключения договора займа возникает новое и совершенно автономное обязательство, внешне ничем не связанное с первым. Кроме того, расчеты могут возникать не только при надлежащем исполнении сделки, но и в ходе применения мер ответственности к субъектам хозяйствования. Это лишний раз доказывает юридическую самостоятельность расчетного правоотношения, которое нельзя сводить только к отношениям между клиентом и банком [11, с.347].

Не случайно в общих положениях законодательства о расчетах Республики Беларусь нет глухой стены между безналичными и наличными расчетами. С учетом сказанного, расчетными следует считать такие правоотношения, которые возникают между субъектами гражданско-правового обязательства и кредитной организацией (в определенных случаях — только между субъектами названного обязательства) в связи с осуществлением платежей за переданное имущество (выполненные работы, оказанные услуги) или по другим основаниям [27, с.341].

Следует отметить, что приведенные определения не вполне универсальны. Такие важные договоры, как финансирование под уступку денежного требования (факторинг), договор банковского счета, вексельное обязательство, нельзя полностью подвести под приведенные понятия, хотя они и неразрывно связаны с обычными расчетными и кредитными обязательствами. Их специфика будет рассмотрена в соответствующем разделе курсовой работы.


1.2 Правовое регулирование расчетных отношений


Ввиду отмеченной специфики расчетных отношений имеют особенности и источники их правового регулирования. В отличие от многих других гражданско-правовых обязательств в данном случае весьма высок удельный вес императивных норм, создаваемых государством в целях достижения единства кредитно-денежной политики. При этом следует отметить комплексный характер правового регулирования кредитования и расчетов, включающего не только нормы права гражданского, но и целый ряд институтов государственного (общее устройство денежной и банковской системы), административного и финансового права (регулирование межбанковских отношений, порядок осуществления банковских операций, ответственность за несоблюдение валютного и финансового законодательства).

Кроме того, в сфере кредитования и расчетов большое значение имеют ведомственное нормотворчество (акты Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларуси и др.) и в определенных случаях международные соглашения и правила [17, с.471].

В отличие от ранее действовавшего гражданского законодательства среди норм Гражданского кодекса Республики Беларусь в области регулирования расчетных правоотношений явно определяется ст. 775 которая определяет основные правила осуществления расчетов на территории Республики Беларусь.

Согласно указанной нормы расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами или в безналичном порядке, установленном законодательством. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами в случаях, предусмотренных законодательством. Безналичные расчеты производятся через банки, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из акта законодательства и не обусловлено используемой формой расчетов.

При этом особо подчеркивается, что отношения по расчетам регулируются законодательством.

Несмотря на столь скудное определение института расчетов в данной норме стоит признать, что вопросу расчетов в нормах гражданского законодательства Республики Беларусь уделено значительное место. Это обусловлено желанием законодателя поднять регулирование данных отношений на уровень закона. Правила о расчетах в ГК разбросаны среди других глав (например, глава 45, посвященная договору банковского счета).

Надо сказать, что нормы ГК Республики Беларусь являются лишь определяющими основные положения касательно расчетов и отличаются общими формулировками [20, с.415].

Помимо ГК весьма важное значение имеют нормы Банковского кодекса Республики Беларусь, где более детально рассмотрены вопросы расчетов субъектов хозяйствования с использованием банков и других кредитно-расчетных учреждений. Гл. 24 Банковского кодекса Республики Беларусь «Расчеты» содержит в себе 45 статей, посвященных вопросам обслуживания банками безналичных расчетов субъектов хозяйствования.

В этом нормативном акте в целом заложена основа современного правового регулирования банковских финансов, включающих два уровня: Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки. При этом на Национальный банк возложены следующие функции:

а) проводить в жизнь единую денежно-кредитную политику государства;

б) монопольно осуществлять эмиссию наличных денег;

в) Национальный Банк Республики Беларусь является кредитором последней инстанции и организует систему рефинансирования (выступает кредитором коммерческих банков);

г) устанавливает правила осуществления расчетов;

д) устанавливает правила проведения банковских операций;

е) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и надзор за их деятельностью;

ж) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль и иные функции, установленные законодательством.

Коммерческие банки — это коммерческие организации в форме хозяйственных обществ, которые осуществляют банковские операции на основании лицензии в целях извлечения прибыли. Их функции и виды деятельности весьма многообразны и включают практически всю палитру расчетных обязательств [27, с.344].

Важное значение в сфере правового регулирования расчетных правоотношений между субъектами хозяйствования имеют законы Республики Беларусь. Серьезное значение в регулировании расчетных отношений имеет Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2003 года, в котором определены принципы осуществления операций с иностранной валютой в Республике Беларусь, полномочия органов валютного контроля, порядок осуществления права собственности на валютные ценности. Этот нормативный акт имеет публично-правовую природу. Поскольку как кредитные, так и расчетные отношения могут возникать по поводу иностранной валюты, в данном случае нормы публичного (финансового) права подавляют действие норм права частного.

Имея в виду, что расчетные отношения часто связаны с обращением ценных бумаг, такие обязательства также находятся под воздействием Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12. марта 1992 года [20, с.416].

Особо следует отметить, что оказание ряда финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, регулируется Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 года. Обычно такие услуги приобретают форму публичных договоров. К их числу относятся: открытие и ведение счетов граждан-потребителей, осуществление расчетов по их поручению и другие действия, не связанные с извлечением прибыли [17, с.472].

Ряд вопросов кредитования и расчетов в настоящее время регулируется указами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

В частности, Указы Президента №29 от 21 января 2011 года «О некоторых вопросах налогообложения», № 681 от 28.12.2007г. «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами», №426 от 10.09.2007г. «О порядке расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары», № 359 от 29.06.2000г. «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь»; Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 240/5 от 25.02.2011г. «О расчетах по импорту некоторых товаров», №898/10 от 06.07.2009г. «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте» и ряд других непосредственно направлены на улучшение состояния расчетов в экономике, преодоление финансового кризиса, оформление задолженностей предприятий векселями и иные способы совершенствования расчетных отношений [27, с.344].

Очень важное место в регулировании сферы расчетов занимает нормотворчество Национального Банка Республики Беларусь. В соответствии со ст. 26 Банковского кодекса Республики Беларусь последний в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные для всех органов власти и управления, физических и юридических лиц. Данные акты не могут противоречить законам, вступают в силу с момента их официального опубликования и не имеют обратной силы. Нормативные акты Национального Банка Республики Беларусь, непосредственно затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, кроме того, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Беларусь.

Национальный Банк Республики Беларусь принимает различные нормативно-правовые акты по широкому спектру вопросов. Часто принимаются совместные правовые акты Национального Банка Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь. Например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 28.07.1999 года №1157/31 «О некоторых вопросах безналичной формы расчетов гражданами за товары (работы, услуги)» и многие другие акты, непосредственно формирующие расчетные и денежно-кредитные отношения.

Сохраняют силу также отдельные нормативные акты Союза ССР по определенным аспектам кредитно-расчетных обязательств. Кроме того, широко применяются толкования кредитно-финансового законодательства, даваемые Пленумами Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в форме руководящих разъяснений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты