Развитие и деятельность адвокатуры в Республике Беларусь

Стажером в коллегию адвокатов может быть принято лицо, окончившее высшее учебное заведение по специальности «Правоведение», но не имеющее трехлетнего стажа работы по этой специальности. Срок стажировки не может быть менее шести месяцев и более одного года. Стажировка в адвокатуре предназначена для приобретения практических навыков, необходимых для занятия адвокатской деятельностью, углубления профессиональной специализации, освоения накопленного опыта. В качестве стажеров не могут быть приняты лица, указанные в ст. 10 Закона «Об адвокатуре». Ответственность за проведение стажировки возлагается на Председателя Президиума коллегии адвокатов, который утверждает индивидуальные планы стажировки и осуществляет контроль за ее прохождением; обеспечивает необходимые условия для выполнения плана стажировки. Непосредственным руководителем стажировки может быть только профессионально грамотный, опытный работник, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Он разрабатывает индивидуальный план стажировки и представляет его на утверждение Председателя Президиума коллегии адвокатов. По истечении срока стажировки молодого специалиста руководитель составляет на него характеристику. Одновременно стажер составляет письменный отчет. Условия и размер оплаты труда стажера за время прохождения стажировки определяются решением общего собрания (конференции) коллегии адвокатов. В период прохождения стажировки на стажера распространяются нормы Закона «Об адвокатуре», Правила внутреннего трудового распорядка, Устав коллегии адвокатов и другие нормативные акты, регулирующие деятельность адвокатуры. Стажер пользуется всеми правами и льготами, установленными для работников данной коллегии в отношении условий труда, рабочего времени, отпуска, пособий по социальному страхованию. Самостоятельно оказывать юридическую помощь гражданам и организациям стажер не вправе.

После завершения стажировки Президиум коллегии адвокатов рассматривает представленную руководителем характеристику на молодого специалиста, заслушивает отчет стажера о выполнении индивидуального плана и выносит решение о возможности допуска его к самостоятельной адвокатской деятельности и сдаче квалификационного экзамена. При положительной оценке стажировки руководящий орган адвокатского объединения составляет: 1) справку-рекомендацию с оценкой практики в качестве стажера; 2) справку о прохождении практики в качестве стажера.

В исключительных случаях при неудовлетворительном результате экзамена стажировка может быть продлена на срок до одного года. При повторном неудовлетворительном результате экзамена стажер отчисляется из адвокатуры по профессиональной непригодности.

Граждане, имеющие юридическое образование, могут быть приняты в качестве помощников адвокатов для выполнения вспомогательной работы при оказании адвокатом юридической помощи с согласия Президиума коллегии.

Помощники не обладают правами адвокатов и не допускаются к ведению дел в органах дознания, предварительного следствия, суда и других государственных органах, к даче консультаций и другим видам юридической помощи. На помощника адвоката распространяется обязанность сохранения адвокатской тайны. Время работы в качестве помощника адвоката включается в стаж работы, необходимый для приема в адвокатуру. Условия деятельности и порядок оплаты труда помощника адвоката определяются Уставом коллегии. Увольнение из коллегии помощников адвоката производится в случаях: заявления адвоката, для которого помощник выполняет вспомогательную работу; совершения компрометирующих проступков; систематического нарушения Закона «Об адвокатуре», Правил внутреннего трудового распорядка или недобросовестного выполнения своих обязанностей, если за указанное нарушение ранее уже применялись меры дисциплинарного воздействия.

В соответствии с п. 16 Основных положений о роли адвокатов, принятых Конгрессом ООН в 1990 г., правительства должны обеспечить адвокатам возможность выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, преследования, запугивания или неоправданного вмешательства; защиту от судебного преследования и применения административных, экономических и других санкций за любые действия, совершенные в соответствии с законом, признанными профессиональными стандартами и этическими нормами, а также от угроз такого преследования и применения указанных санкций.

Учитывая изложенные международно-правовые требования к взаимоотношениям адвокатуры и государства, ст. 29 Закона «Об адвокатуре» регламентирует их следующим образом: «Государство обеспечивает независимость деятельности адвокатуры, доступность юридической помощи, а также сотрудничество государственных органов и органов адвокатского самоуправления в деле обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам».

Закон «Об адвокатуре» наделяет Министерство юстиции полномочиями по общему и методическому руководству адвокатурой. Это связано с выполнением ею важной публично-правовой функции, которая нуждается в определенном государственном регулировании и обеспечении. Однако оно должно осуществляться без мелочной опеки и грубого вмешательства в деятельность адвокатуры, без нарушения принципов независимости, автономности и корпоративности со стороны исполнительной власти в лице Министерства юстиции.

Министерство юстиции Республики Беларусь: издает в соответствии с законодательством нормативные акты, регулирующие деятельность адвокатуры; регистрирует уставы коллегий адвокатов; выдает и аннулирует при наличии предусмотренных законодательством оснований лицензии на право занятия адвокатской деятельностью; контролирует соблюдение законодательства всеми лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность; вносит в коллегии адвокатов представления о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности; имеет право получать от адвокатов сведения, связанные с соблюдением законодательства об адвокатской деятельности, при условии соблюдения адвокатской тайны; приостанавливает не соответствующие законодательству решения руководящих органов коллегий адвокатов и вносит в эти органы представления об отмене этих решений; оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом обеспечении деятельности коллегий адвокатов.

Коллегии адвокатов сотрудничают с местными органами государственной власти и управления. Так, местные Советы народных депутатов и их исполнительно-распорядительные органы в пределах своей компетенции на возмездной основе обеспечивают коллегии адвокатов, юридические консультации пригодными для работы помещениями; оказывают содействие в материально-техническом обеспечении, решении жилищно-бытовых и других социальных вопросов, в необходимых случаях предоставляют коллегиям адвокатов льготы, в том числе по арендной плате за используемые помещения; осуществляют иные мероприятия, направленные на обеспечение доступности юридической помощи, сотрудничают в этих целях с органами адвокатского самоуправления.

Адвокатура сотрудничает с другими общественными объединениями юристов, иными общественными объединениями граждан.

Министерство юстиции Республики Беларусь наделено полномочиями, позволяющими направлять и контролировать деятельность Республиканской коллегии адвокатов: издает нормативные акты, обязательные для исполнения Республиканской коллегией адвокатов, ее органами и адвокатскими объединениями; приостанавливает решения Президиума Республиканской коллегии адвокатов, не соответствующие законодательству, и вносит представление об их отмене; утверждает разработанные и принятые Президиумом Республиканской коллегии адвокатов типовые уставы адвокатских объединений, правила внутреннего трудового распорядка и профессиональной этики, методические рекомендации, Положение о Республиканской коллегии адвокатов; оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом, нормативном обеспечении деятельности Республиканской коллегии адвокатов; участвует в материально-техническом обеспечении мероприятий по повышению квалификации адвокатов, проводимых Республиканской коллегией; вносит предложения Председателю Республиканской коллегии адвокатов об освобождении от должности руководителей адвокатских объединений и юридических консультаций за недостатки и упущения в работе; вносит представления Президиуму Республиканской коллегии адвокатов об освобождении от должности Председателя и заместителя Председателя Республиканской коллегии адвокатов в случае нарушения ими законодательства, профессиональной этики или в других случаях, свидетельствующих о невозможности исполнения ими своих обязанностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведя исследование на тему: «Взаимоотношения адвокатуры с государственными органами и общественными организациями», сделаем выводы.

Адвокатура - это добровольное объединение юристов, оказывающих правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается. Закон «Об адвокатуре в Республике Беларусь», принятый Верховным Советом 15 июня 1993 г., определяет адвокатуру как независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией осуществлять профессиональную правозащитную деятельность. Адвокатура — негосударственная и некоммерческая организация, а самоуправляемая юридическая организация. Она содействует защите прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, укреплению законности и правопорядка, нравственно-правовому воспитанию населения. Слово «адвокатура», как и многие другие юридические термины, происходит от латинского слова «advocare», что означает приглашать, призывать; «advocatus»- выступающий в защиту другого, поверенный в судебных делах консультант в области права.

Одним из конституционных прав граждан является право на юридическую помощь, в том числе пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Задачи адвокатуры: 1) оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов. Эта помощь, оказывается, по всем отраслям права и во всех судах, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами; 2) участие в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан. Оно выражается в чтении адвокатами лекций, проведении бесед и «круглых столов» на правовые темы перед населением, выступлениях с докладами на научно-практических семинарах и конференциях юристов, в средствах массовой информации; 3) служение принципам законности, справедливости и гуманизма. Адвокат защищает только законные интересы лица, обратившегося к нему за юридической помощью, и использует для этого лишь средства и способы, предусмотренные законом. Представляя одну из сторон в правовом споре, в уголовном или гражданском процессе, адвокат обеспечивает состязательность правосудия, что является необходимым условием для принятия справедливого решения. Адвокат оказывает юридическую помощь любому лицу независимо от его правового статуса (подозреваемому, обвиняемому, осужденному) и тяжести совершенного преступления или иного правонарушения.

Адвокатом может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности (после получения диплома) не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью. К адвокатской деятельности не допускаются лица: - признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными. Это возможно лишь по решению суда на основании ст. 29 и 30 Гражданского кодекса; - ранее совершившие умышленные преступления. При этом не имеет значения факт наличия или отсутствия судимости за указанные преступления. Даже если судимость за умышленное преступление погашена или снята в установленном законом порядке, это является препятствием для допуска к адвокатской деятельности. В то же время совершение преступления по неосторожности (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкие последствия и др.) таковым не является; - в отношении которых принято решение об аннулировании лицензии на право занятия адвокатской деятельностью, исключенные (уволенные) из коллегии адвокатов, а также уволенные из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам. Это основание действует в течение пяти лет со дня принятия соответствующих решений, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Адвокатская деятельность в Республике Беларусь может осуществляться только лицами, являющимися членами коллегий адвокатов. В нашем государстве действуют областные, Минская городская, Белинюрколлегия и Республиканская коллегия адвокатов. Система адвокатских объединений в Республике Беларусь строится на принципах территориальности и специализации. Коллегии адвокатов созданы и действуют в административно-территориальных единицах — в каждой области и городе Минске, а в масштабах республики объединяются в Республиканскую коллегию адвокатов. Принцип специализации проявляется в наличии коллегии адвокатов, оказывающей особый вид юридической помощи (Белинюрколлегия). Она оказывает юридическую помощь физическим и юридическим лицам республики Беларусь за границей, а также иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства на территории Республики Беларусь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.

3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: 11 января 1999г. № 238-З. Принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года. Одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 года. ( Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.03.1999, № 18-19, рег. № 2/13 от 15.01.1999). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.

4. Уголовно - процессуальный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.

5. Декрет Президента Республики Беларусь от 03.05.1997 г. № 12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь». ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.

6. Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 г. № 2406 «Об адвокатуре». ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.

7. Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь. Мн., 2000.

8. Борико С.В. Судоустройство. Учебник. Мн., 2000.

9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995.

10. Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Особенная часть: Практ. Пособие. – Мн.: Молодежное научное общество, 2001. 547с.

11. Судоустройство: Учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, Е.К. Острога, А.В. Солтанович; Под ред. А.А. Данилевича, И. И. Мартинович. – Мн.: Амалфея, 2002. – 480 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты