· трудовые ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке.
Главными задачами внутренней системы являются формирование спроса на страховые услуги (маркетинг и реклама), заключение договоров и продажа страховых полюсов (сертификатов), проведение целесообразной и гибкой тарифной политики, регулирование собственной инфраструктуры.
Организация и проведение гибкой тарифной политики является одной из главных составляющих внутренней рыночной системы. На основании системы тарифов страховая организация определяет, какие цены на страховые услуги предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять потенциальным покупателям.
Внешнее окружение рынка - это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие (экономическая политика государства, инфляционное состояние финансов, курс валюты). Страховщик планирует и проводит свою рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; последнее в свою очередь состоит из управляемых переменных, на которые страховщик может оказывать определенное воздействие, и неуправляемых составляющих, неподвластных влиянию страховщика.
К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся:
· рыночный спрос;
· конкуренция;
· ноу-хау страховых услуг;
· инфраструктура страховщика.
Важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция: между страховыми компаниями, между страховыми компаниями и другими финансово-кредитными учреждениями, между страховыми компаниями и нефинансовыми институтами.
При этом страховая компания может влиять на конкуренцию посредством факторов:
· технического обслуживания: уровня обслуживания страхователей и договоров страхования;
· уровня культуры, качества работы с клиентами страховой компании.
К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся:
· научно-технический прогресс,
· государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку страхового дела),
· состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.),
· социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.),
· конъюнктура мирового страхового рынка.
По отраслевому признаку выделяют рынок страхования:
· личного;
· имущественного;
· ответственности.
По характеру выполняемых страховых операций различают специализированные и универсальные страховые организации. Специализированные страховые компании проводят отдельные виды страхования, например страхование жизни, огневое страхование, ядерное страхование и др. К специализированным страховщикам относятся и перестраховочные компании, которые принимают от страховщиков за определенную плату часть застрахованного риска. Цель перестрахования — создание сбалансированного портфеля договоров страхования, обеспечение финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Универсальные страховые организации предлагают большой перечень страховых услуг.
В свою очередь каждый из рынков можно разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т.д.
Товаром страхового рынка является страховой продукт. Страховой продукт — центральное понятие страхового рынка. Потребительная стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховой защиты. Цена страхового продукта определяется затратами на страховое возмещение или страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.
С точки зрения субъектов страхового рынка можно представить следующую схему их взаимосвязей. (рис. 1.2).
Продавцы |
|
Посредники |
|
Покупатели |
|
|
|
|
|
Страховые компании |
|
Страховые агенты |
|
Юридические лица |
|
|
|
|
|
Цессионарии |
|
Страховые брокеры |
|
Физические лица |
|
|
|
|
|
Общества взаимного страхования |
|
|
|
|
Рис. 1.2 Схема взаимосвязей субъектов страхового рынка
Источник: [22]
Страховая организация или страховая компания — это конкретная форма организации страхового фонда страховщика. Страховая компания осуществляет заключение договоров страхования и их обслуживание.
Страховая организация — экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов деятельности. Экономические отношения между страховыми организациями осуществляются на основе сострахования и перестрахования.
Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выполняемых страховых операций, зоне обслуживания. По принадлежности страховые организации различают на акционерные, частные, и общества взаимного страхования.
Организационная структура страхового рынка может быть представлена таким образом:
3) Страховые агенты и страховые брокеры.
4) Разнообразные объединения страховщиков.
5) Министерство финансов Украины.
Таблица 1.2 Распределение страховщиков по форме собственности
Форма собственности |
Non-life |
% |
Life |
% |
Акционерные общества |
323 |
89,00 |
19 |
100,00 |
Общества с доп. ответственностью |
66 |
10,03 |
0 |
0,00 |
Общества с полной ответственностью |
23 |
0,32 |
0 |
0,00 |
Коммандитные общества |
8 |
0,65 |
0 |
0,00 |
Всего |
420 |
100,00 |
19 |
100,00 |
Источник: рассчитано автором по статистическим данным forinsure.com
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10