Реализация государственной политики содействия занятости на примере деятельности центра занятости г. Искитима

Ситуация на рынке труда обуславливается влиянием таких экономических факторов как объем промышленного производства, инвестиционная активность, выпуск сельскохозяйственной продукции, оборот розничной торговли и общественного питания, уровень реальной заработной платы, индекс потребительских цен и т. д., а также демографических, социальных факторов. Проводимые в последние годы реформы обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются увеличением численности занятого населения экономической деятельностью, а также и увеличением численностью трудовых ресурсов.

В таблице 2.3 мы можем посмотреть состав безработных граждан.


Таблица 2.3 Состав безработных граждан

Показатели

2005 г.человек

Женщины, человек

Проживающие в сельской местности

2006 г.человек

Женщины, человек

Проживающие в сельской местности

1

2

3

4

5

6

7


Уволенные по собственному желанию

531

375

123

832

382

339

Уволенные по 33 статье, за нарушение трудовой дисциплины

4

1

1

8

4

2

Выпускники общеобразовательных учебных заведений

49

39

2

22

18

1

Выпускники высших учебных заведений

15

5

0

6

6

1

Выпускники средних специальных учебных заведений

42

37

7

46

41

12

Имеющие высшее образование

187

414

30

160

127

30

Имеющие среднее специальное образование

434

351

99

399

330

103

Имеющие начальное профессиональное образование

337

267

100

263

199

101


Имеющие среднее (полное) общее образование

597

429

186

443

327

175

Не имеющего среднего общего образование

383

212

172

359

204

187

Граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе

644

470

278

624

426

294

Дети – сироты, лица оставшиеся без попечения родителей

4

1

1

4

4

0

Родители, воспитывающие несовершеннолетних детей Из них:

569

492

198

405

356

167

Одинокие

49

49

18

34

34

20

Многодетные

22

22

16

17

16

16


Состояние регистрируемого рынка труда в решающей степени зависит от состояния внутренних рынков труда предприятий, как наиболее весомых источников пополнения рядов безработных. Для рынка труда характерно дальнейшее перераспределение рабочей силы из сферы материального производства в сферу отраслей рыночной инфраструктуры.

2.3 Анализ основной деятельности центра занятости г. Искитима


Ситуация на рынке труда требует усиление роли активных мер политики занятости.

К числу активных действий по регулированию ситуации на рынке труда относятся меры по экономической поддержке занятости, сокращению продолжительности безработицы, скорейшему возвращению безработных граждан к производительному труду.

Рынок труда формируется под влиянием множества экономических и социальных факторов и сам воздействует на них. Здесь взаимодействуют работодатели, наемные работники и государство, при этом каждый из них реализует свои интересы.

При осуществлении и содействии государством социальных функций, цель которого – обеспечить каждому человеку достаточный жизненный уровень. В соответствии с международными нормами, неотъемлемой частью экономической и социальной политики любого государства должно быть содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Продуктивная занятость чаще всего понимается как занятость в общественном производстве. Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной занятости (профессиональный труд, учебу с отрывом от работы, домашнее хозяйство и т. п.), однако основной составляющей является занятость профессиональным трудом.

Политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным и максимально продуктивным для общества.

Конституция РФ (ст. 37) устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В свою очередь, государство гарантирует гражданам соблюдения указанных прав.

Принцип свободы труда нашел отражение в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ», в соответствии с которой гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному труду, творческому труду. Современное содержание принципа свободы труда и свободно избранной занятости раскрывается следующим образом. Во-первых, согласно ст. 4 Трудового кодекса принудительный труд запрещен. Четко установлены случаи, при наличии которых труд не является принудительным, что полностью отвечает международным требованиям, зафиксированным в Конвенции МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г. Во-вторых, в соответствии со ст. 8 Закона о занятости населения в РФ граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или с помощью организации по содействию в трудоустройстве населения. В-третьих, свободно избранная занятость означает гарантированное содействие в трудоустройстве со стороны органов государственной власти, а именно (в соответствии со ст. 12 Закона о занятости населения в РФ) - при бесплатном посредничестве органов службы занятости.

Проведение активной государственной политики занятости (совокупность правовых, организационных и экономических мер, принимаемых государством в целях снижения уровня безработицы), должно осуществляться путем разработки и финансового обеспечения программ занятости, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, а также включающих бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

К числу пассивных мер относится обеспечение социальной поддержки безработных граждан (ст. 12 Закона о занятости населения в РФ), которая заключается в выплате пособий по безработице, стипендий в период обучения, по направлению органов службы занятости, возможности участия в оплачиваемых общественных работах, оказании материальной помощи. Основная ее цель - не допустить резкого падения уровня жизни уволенного работника.

В соответствии с международными нормами при осуществлении государственной политики занятости в России применяется дифференцированный подход. Это означает наличие норм, предусматривающих специальные меры для отдельных категорий граждан, нуждающихся в особой государственной защите в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда (ст. 5 Закона о занятости населения в РФ). Государство обеспечивает для них дополнительные гарантии путем разработки и реализации специальных программ содействия занятости, а также установления квоты для приема на работу инвалидов и др. (ст. 13 Закона занятости населения в РФ).

Согласно новой редакции ст. 7 Закона о занятости населения в РФ, вступающей в силу с 1 января 2007 г., федерация передает органам государственной власти субъектов практически все полномочия, связанные с непосредственной реализацией государственной политики в сфере занятости, в том числе по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приему на работу инвалидов в счет квоты, регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы, реализации территориальных программ по содействию занятости от отдельных категорий граждан, организации профессиональной ориентации и профессионального обучения, осуществлению социальных выплат гражданам, признанным безработными, проведению общественных работ, содействию самозанятости и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты