Ситуация на рынке труда обуславливается влиянием таких экономических факторов как объем промышленного производства, инвестиционная активность, выпуск сельскохозяйственной продукции, оборот розничной торговли и общественного питания, уровень реальной заработной платы, индекс потребительских цен и т. д., а также демографических, социальных факторов. Проводимые в последние годы реформы обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются увеличением численности занятого населения экономической деятельностью, а также и увеличением численностью трудовых ресурсов.
В таблице 2.3 мы можем посмотреть состав безработных граждан.
Таблица 2.3 Состав безработных граждан
Показатели |
2005 г.человек |
Женщины, человек |
Проживающие в сельской местности |
2006 г.человек |
Женщины, человек |
Проживающие в сельской местности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Уволенные по собственному желанию |
531 |
375 |
123 |
832 |
382 |
339 |
Уволенные по 33 статье, за нарушение трудовой дисциплины |
4 |
1 |
1 |
8 |
4 |
2 |
Выпускники общеобразовательных учебных заведений |
49 |
39 |
2 |
22 |
18 |
1 |
Выпускники высших учебных заведений |
15 |
5 |
0 |
6 |
6 |
1 |
Выпускники средних специальных учебных заведений |
42 |
37 |
7 |
46 |
41 |
12 |
Имеющие высшее образование |
187 |
414 |
30 |
160 |
127 |
30 |
Имеющие среднее специальное образование |
434 |
351 |
99 |
399 |
330 |
103 |
Имеющие начальное профессиональное образование |
337 |
267 |
100 |
263 |
199 |
101 |
Имеющие среднее (полное) общее образование |
597 |
429 |
186 |
443 |
327 |
175 |
Не имеющего среднего общего образование |
383 |
212 |
172 |
359 |
204 |
187 |
Граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе |
644 |
470 |
278 |
624 |
426 |
294 |
Дети – сироты, лица оставшиеся без попечения родителей |
4 |
1 |
1 |
4 |
4 |
0 |
Родители, воспитывающие несовершеннолетних детей Из них: |
569 |
492 |
198 |
405 |
356 |
167 |
Одинокие |
49 |
49 |
18 |
34 |
34 |
20 |
Многодетные |
22 |
22 |
16 |
17 |
16 |
16 |
Состояние регистрируемого рынка труда в решающей степени зависит от состояния внутренних рынков труда предприятий, как наиболее весомых источников пополнения рядов безработных. Для рынка труда характерно дальнейшее перераспределение рабочей силы из сферы материального производства в сферу отраслей рыночной инфраструктуры.
2.3 Анализ основной деятельности центра занятости г. Искитима
Ситуация на рынке труда требует усиление роли активных мер политики занятости.
К числу активных действий по регулированию ситуации на рынке труда относятся меры по экономической поддержке занятости, сокращению продолжительности безработицы, скорейшему возвращению безработных граждан к производительному труду.
Рынок труда формируется под влиянием множества экономических и социальных факторов и сам воздействует на них. Здесь взаимодействуют работодатели, наемные работники и государство, при этом каждый из них реализует свои интересы.
При осуществлении и содействии государством социальных функций, цель которого – обеспечить каждому человеку достаточный жизненный уровень. В соответствии с международными нормами, неотъемлемой частью экономической и социальной политики любого государства должно быть содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Продуктивная занятость чаще всего понимается как занятость в общественном производстве. Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной занятости (профессиональный труд, учебу с отрывом от работы, домашнее хозяйство и т. п.), однако основной составляющей является занятость профессиональным трудом.
Политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным и максимально продуктивным для общества.
Конституция РФ (ст. 37) устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В свою очередь, государство гарантирует гражданам соблюдения указанных прав.
Принцип свободы труда нашел отражение в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ», в соответствии с которой гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному труду, творческому труду. Современное содержание принципа свободы труда и свободно избранной занятости раскрывается следующим образом. Во-первых, согласно ст. 4 Трудового кодекса принудительный труд запрещен. Четко установлены случаи, при наличии которых труд не является принудительным, что полностью отвечает международным требованиям, зафиксированным в Конвенции МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г. Во-вторых, в соответствии со ст. 8 Закона о занятости населения в РФ граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или с помощью организации по содействию в трудоустройстве населения. В-третьих, свободно избранная занятость означает гарантированное содействие в трудоустройстве со стороны органов государственной власти, а именно (в соответствии со ст. 12 Закона о занятости населения в РФ) - при бесплатном посредничестве органов службы занятости.
Проведение активной государственной политики занятости (совокупность правовых, организационных и экономических мер, принимаемых государством в целях снижения уровня безработицы), должно осуществляться путем разработки и финансового обеспечения программ занятости, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, а также включающих бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
К числу пассивных мер относится обеспечение социальной поддержки безработных граждан (ст. 12 Закона о занятости населения в РФ), которая заключается в выплате пособий по безработице, стипендий в период обучения, по направлению органов службы занятости, возможности участия в оплачиваемых общественных работах, оказании материальной помощи. Основная ее цель - не допустить резкого падения уровня жизни уволенного работника.
В соответствии с международными нормами при осуществлении государственной политики занятости в России применяется дифференцированный подход. Это означает наличие норм, предусматривающих специальные меры для отдельных категорий граждан, нуждающихся в особой государственной защите в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда (ст. 5 Закона о занятости населения в РФ). Государство обеспечивает для них дополнительные гарантии путем разработки и реализации специальных программ содействия занятости, а также установления квоты для приема на работу инвалидов и др. (ст. 13 Закона занятости населения в РФ).
Согласно новой редакции ст. 7 Закона о занятости населения в РФ, вступающей в силу с 1 января 2007 г., федерация передает органам государственной власти субъектов практически все полномочия, связанные с непосредственной реализацией государственной политики в сфере занятости, в том числе по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приему на работу инвалидов в счет квоты, регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы, реализации территориальных программ по содействию занятости от отдельных категорий граждан, организации профессиональной ориентации и профессионального обучения, осуществлению социальных выплат гражданам, признанным безработными, проведению общественных работ, содействию самозанятости и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9