Регулирование отношений, возникающих в связи с заключением договора подряда

Обычно обеспечение строительства материалами и оборудованием осуществляется подрядчиком, но в договоре может быть предусмотрено обеспечение строительства заказчиком.

Помимо общих для договоров подряда обязанностей принять результат и оплатить его, заказчик обязан создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ.

Ст. 747 ГК предусматривает дополнительные обязанности заказчика. К ним относятся предоставления для строительства земельного участка, передача подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания, сооружения и т.д. Заказчик имеет право осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством работ, соблюдением их выполнения, качеством материалов.

Если по независящим от сторон причинам объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме уже выполненные работы и возместить расходы, вызванные прекращением работы.

Риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства до приемки объекта несет подрядчик. Однако, если заказчик предварительно принял результат отдельного этапа работ, то риск его случайной гибели или повреждения, которые произошли не по вине подрядчика, несет заказчик.(п.3 ст.753 ГК).



V. Подряд на выполнение проектных и изысканных работ


1. Понятие и особенности договора


По договору подряда на выполнение проектных и изысканных работ подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Сферой применение данного договора является строительство.

В течение определенного периода времени в литературе было широко распространено мнение, что договор подряда на выполнение проектно-изыскательских работ - это простая разновидность договора подряда на капитальное строительство. Однако постепенно от такой точки зрения начали отказываться. Некоторые авторы подчеркивали существенное различие между этими договорами, которое выражается в том, что для каждого из них обозначен свой особый предмет и установлен особый порядок исполнения обязательства, приемки и оплаты работ[23].

«Принципиальная схема организации строительства предполагает последовательное прохождение трех этапов: изыскательские работы - проектные работы - собственно строительство. В ходе первого этапа производится сбор информации об условиях бедующего строительства и будущей деятельности намеченного к постройке объекта… В ходе второго этапа составляются проекты и сметы к нему, а завершается он обычно экспертизой проекта с последующей сдачей его контрагенту-заказчику. Третий этап представляет собой возведение объекта в соответствии с проектом и сметой. Его завершением служит сдача результата строительных работ заказчику»[24]. Таким образом, проведение изыскательских работ и разработка технической документации предваряет начало строительства любого объекта и является его обязательным предсылками.

Рассматриваемый договор имеет собственный материальный объект: им служит результат, который выражается в проектно-технической документации и полученных в результате проведенных изысканий данных. Особенность объекта данного договора в том, что выраженный в нем результат работ является лишь промежуточным. То есть конечный результат будет достигнут при реализации промежуточного объекта в материальном объекте другого договора строительного подряда.

Еще одна особенность данного договора выражается в том, что он не всегда завершается передачей результата работ. Имеется в виду ситуации, при которых проектант превращается в определенном смысле в участника строительства, прежде всего, осуществляя авторский надзор за ходом строительных работ.

В числе других отличий этого договора выделяется то, что его результат является одновременно и объектом авторского права. Лицо, чьим творческим трудом создан архитектурный проект, считается его автором. За ним признается одновременно с правом авторства на проект такое же авторское право на документацию для строительства, которая разработана на основе архитектурного проекта, а равно на сам архитектурный проект (ст. 16 ФЗ РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

Правовое регулирование договора осуществляется ГК, ФЗ РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Градостроительным кодексом, ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитального вложения» и др. Кроме того, в этой области действует большое количество нормативно-технических правил, регламентирующих порядок разработки, согласования и утверждения технической документации и проведения изыскательских работ.


2. Стороны в договоре, их права и обязанности


В роли заказчика в договоре на выполнение проектных и изыскательских работ вправе выступать любо юридическое либо физическое лицо. Напротив, возможность участия в качестве подрядчика ограничена. Принимать на себя обязанности проектировщика (изыскателя) могут лишь субъекты, имеющие лишь специальную лицензию. Часто исполнение таких работ возлагается специализированные организации.

По этому договору подрядчик обязуется разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы. Работы должны быть выполнены в строгом соответствии с заданием. Подрядчик обязан согласовать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком – с компетентными органами государственной власти или органами местного самоуправления. Готовая техническая документация и результаты изыскательских работ передаются заказчику. Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам. В случае ненадлежащего исполнения обязательства подрядчик обязан безвозмездно передать техническую документацию или произвести дополнительные изыскательские работы.

Заказчик в свою очередь обязан оплатить работы, использовать техническую документацию в соответствии с договором, не передавать ее третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней сведения без согласия своего контрагента. Заказчик должен содействовать подрядчику в выполнении работ, а если возникли дополнительные расходы по независящим от подрядчика причинам, возместить такие расходы.

В случае предъявления к заказчику иска (третьим лицом) в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ последний обязан привлечь к участию в деле подрядчика (ст.762 ГК).


VI. Подрядные работы для государственных нужд


1. Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд и его особенности


По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В данном определении отражены основные особенности рассматриваемого договора. Прежде всего к ним относится специальное назначение: выполняемые работы призваны удовлетворять потребности России или субъектов РФ.

Отличительной чертой этих отношений является и специальные денежные источники, которые обеспечивают достижение результата (подразумевается финансирование работ за счет бюджета и внебюджетных средств).

Следующей особенностью служит специальная правовая основа соответствующих отношений.

Спецификой отличается и субъективный состав государственного контракта. На стороне заказчика выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами или организация, наделенная соответствующими государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами. Подрядчиком может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее соответствующую лицензию. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов.

Предметом государственного контракта является результат строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ.

Из ст. 766 ГК следует, что к существенным условиям государственного контракта наряду с предметом относятся срок, цена и способы обеспечения исполнения обязательств сторон. Так, в государственном контракте должны быть определены сроки начала и окончания работ, обозначены цена, порядок финансирования и оплаты работ. Что касается способов обеспечения обязательств, то обязательства заказчика по оплате подрядных работ гарантируется Правительством РФ или органом управления субъектом РФ. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка, возможно сочетание этих средств.

Государственный контракт заключается в письменной форме в виде отдельного документа, подписываемого сторонами. Контракт заключается после предварительного проведения подрядных торгов.


2. Правовое регулирование


Государственному контракту посвящен § 5 главы 37 ГК. Однако указанная глава не отражает в полной мере специфику отношений в рассматриваемой сфере. Отчасти это компенсируется применением к данному договору правил о поставке продукции для государственных нужд, закрепленных в ст. 527-528 ГК (ст.765). Но главная «причина скудности закрепленных ГК норм о подрядных работах для государственных нужд – это запланированное принятие специального закона о подрядах государственных нужд»[25].

В условиях отсутствия такого закона здесь могут применяться правила ФЗ «О поставках продукции для государственных нужд» от 13.12.1994 г., что прямо допускается преамбулой данного Закона. Роль основного источника правового регулирования выполняют утвержденные Правительством РФ 14 августа 1993г. «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд Российской Федерации». Помимо их действуют ряд других подзаконных актов.

В настоящее время в рассматриваемой сфере действуют совершенно иные принципы построения взаимоотношений подрядчиков и заказчиков по сравнению с тем, которые применялись в советский период. Сейчас выполнение подрядных работ, как правило, осуществляется на добровольной основе. Взамен принуждения законодательство устанавливает систему мер по стимулированию участия подрядчиков в таких работах. К числу таких мер относятся кредитование подрядчиков на льготных условиях, выделение им дотаций, субвенций, предоставление льгот по налогам и т.п. Кроме того, закон закрепляет гарантии, обеспечивающие возмещение подрядчикам их потерь связанных с прекращением финансирования соответствующих работ, изменениям условий государственного контракта и т.д.

Эти и другие обстоятельства делают участие в подрядных работах для государственных нужд весьма привлекательным. Государство получает возможность отбора среди многих претендентов наиболее достойных путем организации и проведения подрядных торгов.



VII. Вывод


Договор подряда известен праву достаточно давно. Сложная конструкция данного договора порождала немало споров и разногласий в юридической литературе. В римском праве данный договор считается разновидностью найма. В дореволюционной России его ставили в один ряд с поставкой, не было явного различия договоров подряда и услуг. За все это время в законодательных источниках и литературе было дано немало различных дефиниций и трактовок договора подряда, но одно для них является общим - признание подряда договором о работе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты