Ретроспективный взгляд на Сталинскую Конституцию

15 мая 1936 г. состоялось очередное заседание пленума Конституционной Комиссии, рассмотревшей проект, который состоял из 13 глав. Комиссия согласовала основные организационные моменты.[11] Завершающая работа над дополнениями и поправками продолжалась. Корректировалась роль Верховного Суда СССР и ряд других важных положений будущего Основного закона.

Конституционная Комиссия проводила напряженную работу более года. Совершенно очевидным было то, что первоначальная задумка и окончательный проект радикально отличались. Проект был вынесен на обсуждение Пленума ЦК ВКП(б), состоявшегося 1-4 июня 1936 г.[12] В Резолюции Пленума говорилось об одобрении проекта и целесообразности созыва Всесоюзного съезда Советов для его детального рассмотрения. 11 июня проект был одобрен Президиумом ЦИКа Союза ССР, было принято решение о созыве Всесоюзного съезда Советов 25 ноября 1936 г. и о публикации будущего Основного закона.

Проект новой Конституции был опубликован 12 июня 1936 г. во всех газетах страны. Его всенародное обсуждение стало одним из ярчайших внутриполитических событий 30-х годов. В нем приняло участие не менее 55 % взрослого населения, или около 70 млн. человек.[13] Наибольшее число предложений населения касалось общественного устройства, прав и обязанностей граждан, принципов избирательной системы, решения национального вопроса, а так же устройства высших органов власти СССР и их деятельности. От населения поступило около 2,5 - 3 млн. дополнений и предложений. Всего в проект было внесено более 40000 поправок.[14] К 21 ноября 1936 г. проект Конституции был одобрен на 165 тысячах пленумов Советов, исполнительных комитетов, депутатских групп, в которых участвовало 3472 тысячи человек.[15] Население страны демонстрировало свою заинтересованность в создании демократического Основного закона и веру в положительные перемены, которые он должен принести во все сферы жизни общества. К 4 декабря редакционная работа была полностью завершена.

5 декабря постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР окончательный проект с последними изменениями в 34 статьях был утвержден.[16]

За созданием Конституции активно следил весь западный мир. Проект комментировался ведущими зарубежными политиками и печатными изданиями. Некоторые оценки и мнения были критического характера, но, по признанию многих, по большинству положений Конституция СССР 1936 года стала формально самой демократической в мире.[17]

Хотя Сталин и был председателем Конституционной комиссии, серьезно повлиял на содержание создаваемого Основного закона, но существенную роль играли и оппозиционные ему политики. Так, важнейший блок по социальным вопросам подготовил Николай Бухарин. «Сталинская» Конституция стала и первоначально являлась новой вехой в развитии не только советской, но и мировой демократии.[18]

 


Глава II. Основные положения Конституции СССР 1936 г.

 

2.1 Общественное устройство СССР


В новом Основном законе особенно подчеркивается социалистический характер и тип советского общества и государства, основополагающий характер закрепленных отношений и их связь с экономической основой. Достижения революции и такие последующие процессы, как национализация и обобществление эксплуататорского имущества привели к накоплению значительных ценностей. Но на первый план выдвигаются процессы социалистического накопления и достижения общества нового типа, которое формировалось с конца 1920 гг.[19] Теперь СССР является социалистическим государством рабочих и крестьян, которые составляют основу общества, что закреплено в государственных символах – флаге и гербе. Вся власть принадлежит Советам депутатов трудящихся, являющимся политическим базисом государства. В качестве экономической основы выступает социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Одновременно Конституция декларирует ликвидацию капиталистической системы хозяйства и частную собственность на достижения социализма. По Основному закону социалистическая собственность – это собственность государства, либо колхозно-кооперативных объединений; она провозглашается господствующей в СССР. Народно хозяйственный план определяет и направляет хозяйственную жизнь в государстве. В статье 12 говорится, что в СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по способности, каждому – по его труду». На первый взгляд – это очень справедливый и правильный социалистический принцип. Но для общества, которое стремилось к построению коммунизма и светлого будущего, он скорее звучит как отход в сторону дореволюционной идеологии. Поэтому рассматриваемый принцип напоминает скорее капиталистическую норму сдельщины, чем социалистическую формулу. Ведь невозможно работать сверх физических сил, поэтому оплата «по труду», а не «по потребностям», ставит на привилегированные позиции немногих ударников производства и бюрократический аппарат. Это можно аргументировать, во-первых, тем, что в капиталистическом обществе таким же образом реализуется принцип сдельной оплаты труда. Во-вторых, такой подход неизбежно ведет к превосходству одной общественной группы над другой, а далее к классовому неравенству, что является серьезным противоречием. Таким образом, можно представить, что либерализация законодательства была направлена не на защиту прав личности и достижений социализма, а на укрепление и усиление господствующего меньшинства.

В-третьих, демократия на практике продолжала иметь классовый характер, но по Конституции она формально стала демократией для всех граждан, так как нетрудящиеся элементы были вытеснены из советского общества.[20] Подобное противоречие между реальной жизнью и положениями Конституции может порождать несогласованность в ключевых принципах. И если данная ситуация была создана разработчиками Основного закона намеренно и не является правотворческой ошибкой, то она способна превратиться в источник угнетения и несправедливости в обществе, что в свою очередь может являться косвенным признаком фиктивности Конституции.


2.2 Государственное устройство СССР


Как и в первых советских Основных законах, была вновь закреплена форма государства, сложившаяся в результате революции 1917 г. – республика Советов со столицей в г. Москве. По Конституции СССР – союзное государство на основе добровольного объединения 11 равноправных Советских Социалистических республик, в состав которых входят 9 автономных областей, 5 краев, 34 области и 22 автономные советские социалистические республики. В соответствии со ст. 21 Конституции, на всей территории СССР устанавливается единое гражданство. Каждая союзная республика обладает суверенитетом, который ограничивается высшими органами власти СССР, занимающимися наиболее важными вопросами, которые указаны в ст. 14: контроль за исполнением конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик общесоюзной, изменение границ между союзными республиками, утверждение народно-хозяйственных планов, единого государственного бюджета СССР и другими. Каждая Союзная республика имеет право свободного выхода из СССР, ее территория не может подвергаться географическим изменениям без ее согласия. Законы СССР действуют и имеют одинаковую силу на всей территории государства, следовательно, главенствуют над нормативно-правовыми актами не общесоюзного характера. Но, если закон союзной республики имеет расхождения с общесоюзным, то применяется общесоюзный закон исходя из ст. 20. Подобное положение серьезно повышало авторитет и политический вес органов союзного значения. В дальнейшем это обстоятельство с одной стороны серьезно повысило эффективность плановой системы хозяйства, но с другой стало поводом для усиления произвола и отхода от демократических принципов в сторону тоталитаризма.


2.3 Органы государственной власти


По новому Основному закону было изменено не только название Советов, но и их структура. В системе органов государственной власти произошел переход от системы съездов к системе Советов, непосредственно избираемых населением. Выборными становились органы власти любого уровня, реализовывалась бухаринская идея приближения Советов к парламентско-муниципальным учреждениям западного типа. Советы всех звеньев стали постоянными органами, которые периодически проводили свои сессии, для созыва которых не нужно было каждый раз устраивать новые выборы. Сохранилась возможность отзыва депутатов.[21] Во всех звеньях от сельсовета до Верховного Совета СССР устанавливается единая система, позволяющая избирателям быть на связи со всеми советскими органами. Советы становились более оперативными, особенно когда требовался созыв внеочередной сессии. Работа депутатов могла контролироваться избирателями, которые хотели исполнения своей воли и зашиты интересов. Кроме этого, была упрощена система органов власти и управления и устранена неразбериха с законодательными полномочиями. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИКа Союза и его Президиума закон предусматривал образование Верховного Совета Союза ССР и его Президиума.[22] В Конституции нет четкого текстуального размежевания исполнительной и законодательной ветвей власти.[23] Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, который осуществляет исполнение большинства норм, прописанных в ст. 14. Его очередные сессии созываются 2 раза в год. Полномочия этого органа длятся 4 года, и согласно ст. 32 только он имеет исключительное право на законодательную деятельность на общесоюзном уровне. Работу высшего органа государственной власти возглавляет Президиум из членов Верховного Совета СССР. Но он не имеет собственных законодательных полномочий. Обе палаты Верховного Совета СССР – Совет Союза и Совет Национальностей – являются равноправными и обладают законодательной инициативой, их сессии начинаются и заканчиваются в одно время, каждая избирает своего председателя и двух его заместителей. Председатели руководят заседаниями соответствующих палат, руководят их внутренним распорядком, поочередно ведут их совместные заседания. Для утверждения закона необходимо его принятие простым большинством голосов обеих палат. В случае разногласия в решениях палат, создается согласительная комиссия на паритетных началах. Если ее члены не приходят к соглашению или решение не удовлетворяет одну из палат, то законопроект снова рассматривается в палатах. Если согласие не достигнуто, то Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР. Если же закон утвержден, он должен быть подписан председателем и секретарем Президиума Верховного Совета СССР.

Верховный Совет Союзной республики, избираемый ее населением на 4 года, является, исходя из ст. 59 Конституции, единственным законодательным органом на соответствующем уровне. Он принимает Конституцию республики и утверждает Конституции находящихся в ее составе автономных республик и народно хозяйственный план и бюджет республики, осуществляет ряд других полномочий, но в своей деятельности руководствуется принципами, заложенными Верховным Советом СССР. Верховный Совет Союзной республики осуществляет и ряд сопутствующих исполнительных полномочий.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты