Фактически подавляющее большинство из девяти статей рассматриваемой 11 главы Конституции раскрывают содержание перечисленных принципов. Закрепляя принцип всеобщего избирательного права, Конституция СССР 1936 года уточняла возраст избирателей – граждане могут участвовать в выборах с 18 лет. Это означало, что в соответствии со статьей 135 Конституции любой гражданин, достигший указанного возраста, имел право избирать и быть избранным в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР, а также в иные нижестоящие Советы. Первоначально и положения о выборах, изданные на основе Конституции, не содержали возрастных ограничений. Однако в более поздний период (начиная с 1946 г.) в нарушение формальной логики Конституции положения вводили возрастной ценз для избрания депутатом Верховного Совета СССР — 23 года и Верховного Совета РСФСР — 21 год.
Согласно Конституции от выборов отстранялись умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав в качестве факультативной меры наказания. Своеобразно решался вопрос с определением критерия отнесения лиц к числу умалишенных. В Конституции не был прописан юридический критерий для признания лица таковым.
Эта статья Конституции СССР явно допускала произвольное толкование. В частности, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1945 года «О внесении в списки избирателей лиц, имеющих судимость и находящихся под следствием» разъяснялось, что в списки избирателей вносятся также лица, находящиеся под следствием, но не содержащиеся под стражей, если они не лишены избирательных прав. На практике это означало, что любое лицо, находящееся в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, лишалось избирательных прав. Такое положение сохранялось до декабря 1958 года.
Конституционный принцип равного избирательного права также соблюдался не в полной мере. На практике в отсутствии законодательной регламентации разброс числа голосующих в различных избирательных округах составлял до 50 и более процентов при выборах в состав Совета Союза СССР.
Что же касается выборов в другую палату — Совет Национальностей, то они осуществлялись по единой квоте: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и 1 депутат от каждого национального округа. Таким образом, разные по числу жителей республики, например РСФСР и Эстонская ССР оказывались представлены равным числом депутатов. При этом, поскольку большинство автономных республик, автономных областей и все национальные округа были расположены на территории России, РСФСР, в конечном счете, получала большинство мест в Совете Национальностей.[29]
Существенным недостатком избирательной системы явилось сохранение выдвижения кандидатов по производственному принципу и их избрание по территориальному. Согласно Конституции и положениям о выборах право выдвижения кандидатов принадлежало общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам и союзам. А голосование за этих кандидатов происходило по территориальным избирательным округам. Поэтому избиратели в большинстве своем не имели представления о деловых и моральных качествах выдвинутых кандидатов. Но, в этом не было особой необходимости, так как на один мандат на практике выдвигался только один кандидат.
Но, несмотря на массу существенных недостатков, утверждение новых принципов избирательной системы было одним из наиболее важных проявлений компромисса власти и общества.[30]
Заключение
Как показывает история, Конституция СССР 1936 г. не смогла стать полноценным инструментом демократии. Ее передовые принципы не были в полной мере востребованы обществом, хотя в этом нет вины простых граждан. Ко времени принятия нового Основного закона страна не полностью забыла революционное время. Правящий слой советского общества напоминал во многом аппарат буржуазного управления, часто с опаской и недоверием смотревший на население. Поэтому Конституция стала неким надуманным компромиссом между стремлением большинства к социализму и невозможности его полноценной реализации в тот период времени. Ведь продолжавшаяся «бюрократизация» Советов не останавливала, а усиливала чиновничий произвол.[31] Конституция не смогла предложить механизмов социалистического преобразования общества, что порождало ситуацию неопределенности.
Умеренность периода принятия нового Основного закона позднее сменилась более радикальным курсом. Используя сложившееся в стране положение, И.В. Сталин решился на финальный рывок к высшей власти. Он дает возрастающим преимуществам верхов теоретическое оправдание и обоснование в новой Конституции, сохраняя свою опору в виде советской аристократии, оградив ее от недовольства при помощи всех возможных средств. Основной закон в ст. 126 закрепил за Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) одно из главенствующих мест в жизни страны, а на практике отвел ее Политбюро роль единственного реального источника верховной власти. Благодаря этому и оформилось узкое двухуровневое руководство, которое присвоило себе важнейшие управленческие и не только полномочия в партии и в СНК СССР. Высшая власть оказалась в руках Сталина, Молотова, Ворошилова и Кагановича, которым активно содействовала вспомогательная группа в составе Ежова, Чубаря и Микояна. Но и фактические правители государства должны были время от времени формально становиться на сторону народа против бюрократии, разумеется, с ее молчаливого согласия. Следовательно, даже в положении о тайном голосовании прослеживается стремление руководства страны отчасти очистить государственный аппарат от разъедающей его коррупции. Произвол, открывающийся на каждом шагу, стал грозить самому существованию государства, уже не как орудия социалистического преобразования общества, а как источника власти, доходов и привилегий правящего слоя.
Итак, Основной закон сыграл важную роль в укреплении позиций Сталина. Вскоре начались перемещения вызывавших опасение первых секретарей. Перестановки и чистки не ограничивались партийными работниками, коснувшись ряда чиновников исполнительной власти. Вскоре массовые репрессии обрушились на высший и старший начсостав Красной Армии с целью искоренения остатков влияния Троцкого. Серьезно пострадали и обычные граждане. Начала складываться печально знаменитая система ГУЛАГа.[32]
Конституция решила ряд задач, которые перед ней ставили власти: были ликвидированы последние очаги сопротивления, партия превратилась в широкий общегосударственный институт, «ленинская гвардия» сдала свои позиции, завершилось построение индустриального общества.
Основной закон 1936 г. содержал не совсем тот политический режим, который реально существовал в СССР, став как бы Конституцией несуществующего государства. В этом и заключается один из главных признаков его фиктивности. Нарастание авторитарных черт советского политического режима, которые позднее проявились в «ежовщине», и относительный демократизм Конституции 1936 г. являлись как бы двумя полюсами, противоположными направлениями развития общества.
Принятые на основе Конституции СССР Конституции Союзных республик, в том числе и Основной закон РСФСР 1937 г. во многом повторяли ее положения. Поэтому считалось, что советские граждане на всей территории государства пользовались одинаковыми правами.[33]
В любом случае принятие Конституции СССР 1936 г. означало вступление советского общества на новую ступень исторического развития. Начинавшаяся новая эпоха сулила невиданные перемены. Простые граждане надеялись на становление внутренне стабильного общества, где достойное место будет отведено гуманизму и новаторству. Но противоречия советской правовой системы, целый ряд которых нашел отражение в Конституции, не позволили этим стремлениям сбыться. С другой стороны, Основной закон СССР 1936 г. стал механизмом сглаживания накопившихся в обществе конфликтов, придав государству огромный запас прочности. Вера советских граждан в счастливое будущее, надежда на демократические перемены позволила стране выстоять в период Второй Мировой и Великой Отечественной войн, восстановиться из руин и успешно развиваться в дальнейшем.
Рассмотренный период XX века являлся одним из наиболее противоречивых и сложных для нашей страны. Репрессии, последствия плохо продуманных директивных методов в сфере экономики, просчеты во внешней и внутренней политике имели печальные последствия для населения страны. И, тем не менее, Конституция СССР 1936 г. оставила важный след в истории не только нашего государства. Многие страны, причем не только социалистические, но и капиталистические, строили свои правовые системы на основании ее демократических принципов. В качестве примера можно привести Францию. А раз демократические идеалы, заложенные в Основном законе СССР 1936 г. смогли защитить непосредственных творцов духовных и материальным достижений человечества, то его принятие нельзя считать напрасным. Поэтому, Конституция СССР 1936 г., которая с некоторыми изменениями служила стране по 1977 г., иначе говоря, самый продолжительный период в истории советского государства, не может считаться фиктивной. Ее значение и авторитет не раз менялись, порой она действительно становилась реальным источником благ для простых граждан. Опыт создания Конституции 1936 года, ее недостатки и достоинства были частично учтены при создании Конституции СССР 1977 г.[34], и Конституции Российской Федерации 1993 г., а в конечном счете и современной правовой системы нашей страны.
Список использованных источников и литературы
1. Липатов А.А. Савенков Н.Т. История Советской Конституции в документах // М. Государственное издательство юридической литературы. -1957.
2. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России // М. Проспект. -2005.
3. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года. Вопросы истории // М. -2002. № 1.
4. Кабанов В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6.
5. Лукьянова Е.А. Источники советского государства и права в период между двумя Конституциями. Советское государство и право // М. –1990. № 2.
6. Туманов В. Конституция – школа гражданского общества // М. Российская юстиция.-1997. № 5.
7. Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог -1996. № 11.
8. Крутских В.Е. Юридический энциклопедический словарь // М. ИНФРА-М.-2003.
9. Прохоров А.М., Гиляров М.С., Жуков Е.М. Советский энциклопедический словарь // М. Советская Энциклопедия.-1981.
10. Белковец Л. П., Белковец В. В.История государства и права России. Курс лекций // Новосибирск. Новосибирское книжное издательство. - 2000.
11. Берхин И.Б. История СССР 1917-1971 // М. Высшая школа.-1972.
12. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987.
13. Титов Ю.П. История государства и права России // М. Проспект.-1999.
14. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Ч. I: Учебник // М. БЕК. - 1999.
[1] См.: Прохоров А.М., Гиляров М.С., Жуков Е.М. Советский энциклопедический словарь // М. Советская Энциклопедия.-1981. С. 626
[2] См.: Туманов В. Конституция – школа гражданского общества // М. Российская юстиция.-1997. №5. С. 2-3
[3] См.: Крутских В.Е. Юридический энциклопедический словарь // М. ИНФРА-М.-2003. С. 173-182
[4] См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог -1996. №11. С. 73
[5] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 140-142
[6] См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог -1996. №11. С. 74
[7] См.: Берхин И.Б. История СССР 1917-1971 // М. Высшая школа.-1972. С. 306-308
[8] См.: Кабанов В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6. С. 117-119
[9] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 144-145
[10] См.: Кабанов В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6. С. 120-124
[11] См.: Липатов А.А. Савенков Н.Т. История Советской Конституции в документах // М. Государственное издательство юридической литературы. -1957. С. 709
[12] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 145
[13] См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 74
[14] См.: Кабанов В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6. С. 125-127
[15] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 146 – 147
[16] См.: Липатов А.А. Савенков Н.Т. История Советской Конституции в документах // М. Государственное издательство юридической литературы.-1957. С. 728
[17] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 148 - 149
[18] См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75
[19] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 152 - 154
[20] См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75
[21] См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75-76
[22] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 157 - 158
[23] См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 76
[24] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 159
[25] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 158-159
[26] См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75
[27] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 156
[28] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 161-163
[29] См.: Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года. Вопросы истории // М. -2002. №1. С. 9-12
[30] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 165-166
[31] См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 77
[32] См.: Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года. Вопросы истории // М. -2002. №1. С. 16-23
[33] См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 183-187
[34] См.: Лукьянова Е.А. Источники советского государства и права в период между двумя Конституциями. Советское государство и право // М. – 1990. №2. С. 121-124