Указанный перечень является далеко не полным, но указанные в нем документы являются более или менее главными[17].
Степень гарантированности прав и свобод в государстве зависит не столько от их перечня, закрепленного в законодательстве, сколько от уровня развития механизмов и разработанности процедур, используемых при защите данных прав. В каждом обществе существует система гарантий, посредством которых и воплощаются в жизнь права человека, но не везде она одинакова.
Однако мы можем говорить о существовании внутригосударственных институтов, в России главная задача которых – гарантировать защиту прав человека. Это судебная власть (Конституционный суд РФ, общие суды, мировые судьи), президент как гарант прав и свобод граждан, парламент, Уполномоченный по правам человека в РФ и субъектах РФ, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, средства массовой информации, формирующееся гражданское общество.
Действие юридических механизмов защиты прав и свобод зависит от стабильности политической обстановки, развития экономики и уровня социальной защищенности населения. Для России становление правовой государственности – приоритетная цель, ибо Россия, как крупнейшая европейская страна, не может быть в стороне от процессов глобализации, происходящих в современном мире. В наше время на смену ушедшим идеологическим установкам должна придти общенациональная идея, консолидирующая все российское общество, основанная на незыблемости, неотчуждаемости и естественном характере основных прав и свобод человека, которая подчеркнула бы их особую значимость и фундаментальный характер.
Но для реализации прав человека не всегда достаточно наличия политических, экономических, социальных и юридических гарантий. Прежде всего, необходимо сформировать свободную личность, а это весьма сложная задача, включающая в себя целый комплекс мер правового воспитания. Одной из важнейших среди них является «воспитание законом» то есть, правильный, справедливый закон должен быть гарантом прав человека в государстве. Это закон, который не только ясен и понятен всем гражданам, но в нем четко описано, что им делать, если их права нарушаются и как восстановить нарушенное право.
Для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве России надо, чтобы обеспечение гарантий основывалось на следующих принципах[18]:
1. Приоритет прав человека во взаимоотношениях «личность-государство» и обязанности государства признавать, соблюдать и защищать их;
2. Господства права в обеспечении законности и правопорядка;
3. Принцип взаимной ответственности личности и государства.
Важнейшее место в системе гарантий прав и свобод занимает институт правовой ответственности государства, его органов. Должна существовать эффективная система юридических средств позволяющих заставить государственные органы и должностных лиц соблюдать права человека, обеспечивающая восстановление нарушенных этими органами интересов граждан. А все принимаемые в стране законодательные акты требуют детальной проработки на соответствие нормам Конституции, касающихся гарантий прав человека и гражданина.
3. Президент РФ как гарант конституционных прав
В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно, служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность[19].
Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти[20].
Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется без вторжения в сферу их компетенции.
Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.
Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.
Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав[21].
Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Как было сказано выше, Президент является гарантом прав и свобод граждан. Это значит, что на него возложена ответственность за их соблюдением и обеспечением, он осуществляет ряд специальных полномочий.
В соответствии с п. «а» ст.89 Конституции РФ, к ведению главы государства отнесены вопросы гражданства и предоставления политического убежища. Соответствующие вопросы были рассмотрены в разд. 4. Федерального Закона от 2002 г. «О гражданстве в РФ». Он возлагает на Президента принятие в российское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, а также решением вопросов, связанных с выходом и гражданства России.
Право на гражданство – одно из неотъемлемых прав человека. Президент обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданства. Ее основу составляет законодательство в этой области и практическая деятельность государственных органов, ведающих делами о гражданстве. В соответствие со статьей 33 этого Закона Президент принимает решения по вопросам приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, восстановления в гражданстве, разрешения на выход из российского гражданства[22].
Президент образует Комиссию по вопросам гражданства из представителей федеральных органов государственной власти, ученых и общественных деятелей. Комиссия на общественных началах осуществляет информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента по реализации возложенных на него Конституцией полномочий по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.
Кроме того, Комиссия готовит предложения по совершенствованию законодательства и проведению единой государственной политики в этой области. По Закону Комиссия предварительно рассматривает ходатайства, поступившие на имя Президента, готовит предложения и проекты Указов, которые представляются Президенту. Комиссия работает на общественных началах.
С учетом возрастания значимости и роли российского гражданства в обеспечении стабильности и сплоченности общества, укрепления российской государственности, а также новых реалий и особенностей развития России на современном этапе, упорядочения миграционной политики в 2003 году принят обновленный Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Закон направлен на обеспечение четкого конституционного регулирования вопросов гражданства. Он учитывает необходимость сбалансированности интересов личности, общества и государства. Новый Закон призван внести существенные коррективы и структурные преобразования в институт российского гражданства, поднять всю работу в области гражданства на качественно новый уровень, отвечающий современному этапу развития общества. Новый закон полностью соответствует Конституции, отвечает международным нормам и принципам в области гражданства, обеспечения прав и основных свобод человека.
Порядок предоставления политического убежища определен Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 1997 года. Политическое убежище может быть предоставлено лицам, ищущим убежище или защиту от преследования в стране своей гражданской принадлежности за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. С момента вступления в силу Указа политическое убежище Российской Федерацией не предоставлялось.
В соответствии с п. «в» Конституции РФ Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и специальные звания. Указом Президента РФ от 2 марта 1994г. «О государственных наградах РФ» (в ред. от 2004г.) утверждено Положение о государственных наградах России, в соответствии с которым к ним относят звание Героя России, ордена, медали, знаки отличия, почетные звания. Президент издаёт указы об учреждении государственных наград и о награждении, самолично вручает их, образует Комиссию по государственным наградам при Президенте РФ для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан.
Президент вправе осуществлять помилование (п. «в» ст.89 Конституции РФ), которым признается высший акт гуманности в отношении конкретного физического лица, осуждённого за преступление. Лицо, таким образом, освобождается от дальнейшего отбывания наказания либо наказание сокращается или заменяется более мягким.
Статья 71 Конституции устанавливает, что амнистия и помилование находятся в ведении Российской Федерации. Другими словами, вопросы амнистии и помилования может решать только высшая федеральная власть, а именно – Президент[23].
Уголовный кодекс уточняет конституционные нормы в отношении помилования. В статье 85 Кодекса сказано, что помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывающего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Статья 113 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливает меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы. В качестве одной из таких мер выступает ходатайство о помиловании. Оно может быть возбуждено в отношении положительно характеризующихся осужденных.