Роль государства в обеспечении прав и свобод человека

В вопросе о помиловании осужденных Президент обладает исключительным конституционным полномочием. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 года № 1500 помилование применяется: в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации; в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

Помилование, как правило, не применяется к осужденным, совершившим умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Инструктивно-методическим обеспечением деятельности комиссий по вопросам помилования в субъектах Федерации занимается Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан. Оно же готовит проекты решений Президента.

Мы назвали вопросы, которые в соответствии с Конституцией РФ может решить только Президент. Однако чаще всего граждане обращаются к нему как к своей последней надежде для оказания воздействия на тех, кому положено решать соответствующий вопрос, однако орган или должностное лицо не делают этого. Таким образом, Президент выступает как защитник интересов личности, что, собственно, и вытекает из ч.2 ст.80 Конституции, гласящей, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина[24].



Заключение


По результатам моего теоретического исследования вопроса, касающегося прав человека, можно сделать следующие выводы:

1.                 Ратифицированные многими странами нормативные акты, касающиеся прав человека, охватывают практически все аспекты человеческого бытия, главным образом, благодаря тысячелетнему накоплению опыта, позитивных и негативных решений и находок.

 Разработаны и зафиксированы в межгосударственных документах механизмы защиты прав человека.

Созданы и действуют международные организации, ставящие перед собой цель способствовать развитию международных связей, культурному и научному обмену, защите прав человека.

2.                 Несмотря на то, что большинство документов ратифицировано в законодательстве РФ или, во всяком случае, они имеют признание законодательной власти, очень часто индивид (в нашем, конкретном, случае - гражданин России), сталкивается с ситуацией ущемления своих прав.

Сетовать на то, что доказательство неправоты властных структур - «замкнутый круг», неконструктивно. Как и пытаться изменить что-то давлением на систему. Бороться нужно законными акциями. Нужно менять ретроградные взгляды правящей политической элиты. Любыми способами, в рамках закона.

К сожалению, сейчас мы находимся в такой ситуации, когда до сих пор сильны те «управленцы», кто находился у руля тогда, десять-пятнадцать лет назад. Но меняется решительно все.

Формирование социального государства – довольно сложный и длительный процесс. Он объективно требует наличия определенного экономического потенциала. Особые трудности стоят перед тем государством, которое одновременно пытается стать и правовым, и социальным. В качестве примера можно сослаться на Российскую Федерацию, где реформы по многим показателям отбросили общественное развитие на многие годы назад. Правовые принципы и начала никогда не рассматривались как свойства государственной власти. Кардинальных изменений в этой области и сейчас не произошло. Но еще хуже обстоят дела в экономике. Приватизация, рассчитанная на создание миллионов собственников, проведена с нарушением элементарных норм социальной справедливости, а самое главное, не обеспечила отделения собственности от власти. Государственная монополия сменилась монополией различного рода корпораций, извлекающей сверхприбыли при полном отсутствии конкурентной борьбы. В таких условиях равенство социальных возможностей, т.е. краеугольный камень рыночного хозяйства, превратился в фарс. Социальную функцию государства в таких условиях очень трудно наполнить реальным содержанием, а значит, трудно гарантировать экономические, культурные и социальные права[25].

Для того чтобы в полном объеме каждый человек имел возможность реализовать принадлежащие ему права и свободы, государство обязано создать также и определенные политические гарантии. Это в полной мере относится к осуществлению человеком социально-экономических, политических и личных прав. Социальная ценность государства состоит в том числе и в его опоре на право[26]. Связанность государства правом является общим местом современной политической культуры, которая основывается на приоритете прав и свобод личности перед государственной властью. Без государства, без определенных юридических процедур права и свободы могут иметь лишь условный характер. Права человека не могут быть гарантированы там, где нет разделения властей. Это относится к разряду политических аксиом.

Условием создания демократической государственности, а следовательно, и механизма реализации прав и свобод личности является политическая консолидация общества. Государство обязано предпринимать все меры для того, чтобы исключать вероятность межнациональных конфликтов, острых социальных противостояний между различными социальными прослойками гражданского общества.

Идея прав человека является великим объединительным фактором, преобразующим индивидуальное и общественное сознание и формирующим совершенно новые демократические стандарты и правила человеческого сообщества[27].



Список использованных источников и литературы

I.                  Нормативно-правовые акты:

1.   Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций) от 10 декабря 1948 года // Российская газета. - 1995. 5 апреля.

2.                 Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР) от 22 ноября 1991 года // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. № 52. Ст. 1865.

3.                 Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. № 12.

4.                 Европейская социальная хартия (принятая в Страсбурге) от 3 мая 1996 года. Сборник нормативных договоров. - М, 1997.

5.                 Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993.

6.                 О гражданстве: Федеральный закон от 31 мая 2002 года. № 62-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. № 22. Ст. 2031.

II.               Литература:

1.   Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. - 2002 - № 48.

2.   Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. - М., 1997.

3.   Баландин А.А. Законотворчество и проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина // Юрист. - 2008 - № 2.

4.   Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М., 1999.

5.   Гасанов К.К. Основные права человека: вопросы неотчуждаемости. - М., 2003.

6.   Голощапов А.М. Послания Президента РФ - конституционная основа формирования государственно-правовой стратегии РФ // Право и политика. - 2004 - № 6.

7.   Дмитриев Д.А. Правовой статус Президента Российской Федерации. - М., 1997.

8.   Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. - М., 1997.

9.   Лукашева Е.А. Права человека. - М., 2003.

10.   Малевич Ю.И. Права человека в глобальном мире. - М., 2004.

11.   Мамут Л.С. Основания политических прав. Сборник докладов. - М., 2005.

12.   Манов Г.Н. Теория права и государства. - М., 1996

13.   Марченко М.Н. Общая теория государства и права. - М., 1998.

14.   Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента // Вестник Московского университета. - 1994 - № 34.

15.   Морозова Л.А. Теория государства и права. - М., 2003.

16.   Новицкий И.Б. Римское частное право. - М., 1996.

17.   Скуратов Ю. Парламент и Президент в Конституции РФ // Российская юстиция. - 2004 - № 29.

18.   Снежко О. А. Президент РФ - гарант прав и свобод граждан // Законодательство. - 2001 - № 8.

19.   Суворов В.Н. Основы государства и права. - М., 2005.

20.   Терещенко Н.Д. Конституционные социальные права личности: история развития и современное состояние в Российской Федерации. - М., 2004.

21.   Юнусов А.А., Юнусов Э.А. История развития института прав человека и гражданина // Миграционное право. - 2005 - № 6.


[1] Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993.

[2] Морозова Л.А. Теория государства и права. - М., 2003. С. 39.

[3]Юнусов А.А., Юнусов Э.А. История развития института прав человека и гражданина // Миграционное право. - 2005 - № 6. С. 34.

[4] Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М., 1999.

[5] Новицкий И.Б. Римское частное право. - М., 1996. С. 157.

[6] Малевич Ю.И. Права человека в глобальном мире. - М., 2004. С. 76.

[7] Манов Г.Н. Теория права и государства. – М., 1996. - С. 238.

[8] Лукашева  Е.А. Права человека. - М., 2003. С. 146.

[9]  О гражданстве: Федеральный закон от 31 мая 2002 года. № 62-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. № 22. Ст. 2031.

[10] Мамут Л.С. Основания политических прав. Сборник докладов. - М., 2005. С. 197.

[11]Международный  Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. -  1994. № 12.

[12] Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. - М., 1997. С. 89.

[13] Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993.

[14] Баландин А.А. Законотворчество и проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина // Юрист. - 2008 - № 2. С. 18.

[15] Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. - М., 1997. С. 75 - 76.

[16] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций) от 10 декабря 1948 года // Российская газета. - 1995. 5 апреля.

[17] Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР) от 22 ноября 1991 года // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. № 52. Ст. 1865.

[18] Суворов В.Н. Основы государства и права. - М., 2005. С. 57.

[19] Снежко О. А. Президент РФ – гарант прав и свобод граждан // Законодательство. – 2001 - № 8. С. 12.

[20] Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. - 2002 -  № 48. С. 56.

[21] Голощапов А.М. Послания Президента РФ - конституционная основа формирования государственно-правовой стратегии РФ // Право и политика. - 2004 - № 6. С. 4 - 6.

[22] Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента // Вестник Московского университета. – 1994 - № 34. С. 12.

[23] Скуратов Ю. Парламент и Президент в Конституции РФ // Российская юстиция. - 2004 - № 29. С. 31.

[24] Дмитриев Д.А. Правовой статус Президента Российской Федерации. - М., 1997. С. 90.

[25]Терещенко Н.Д. Конституционные социальные права личности: история развития и современное состояние в Российской Федерации. - М., 2004. С. 21.

[26]Марченко  М.Н.Общая теория государства и права. - М., 1998. С. 263.

[27] Гасанов К.К. Основные права человека: вопросы неотчуждаемости. - М., 2003. С. 5.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты