Роль и место главы государства в системе обеспечения государственной безопасности России

Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в редакции от 22 августа 2004 г.) на Президента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собрания.Чрезвычайное положение. Полномочия Президента в этом вопросе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Советом Федерации. Президент не свободен в принятии такого решения, так как введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. Чрезвычайное положение - особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэтому полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешиваются контрольным полномочием Совета Федерации. От Президента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.


3. Полномочия президента РФ по непосредственному руководству органами государственной безопасности, практика их реализации


Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности Российской Федерации в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

Совет Безопасности Российской Федерации. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ.

Совет Безопасности формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 г.). В развитие этого Закона Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации.

Основными задачами Совета Безопасности являются: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности, разработка основных на правлений стратегии обеспечения безопасности, подготовка предложений Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или от мене чрезвычайного положения, разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, разработка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих национальную безопасность.

В состав Совета Безопасности входят Председатель (Президент РФ) Секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности, которые назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Среди постоянных членов: Председатель Правительства РФ, Секретарь Совета Безопасности, Руководитель Администрации Президента, Председатель Совета Федерации, директор ФСБ и СВР, министры обороны, внутренних и иностранных дел. Членами Совета являются Начальник Генерального штаба, полномочные представители в федеральных округах, Генеральный прокурор, министры финансов, МЧС и юстиции, Президент Российской академии наук.

Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, по планам, утверждаемым Председателем. При необходимости проводятся внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета определяет Председатель Совета по представлению Секретаря. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета.

Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. Делегирование постоянным членом и членом Совета своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу только после утверждения Председателем Совета Безопасности, т. е. Президентом РФ (члены Совета обладают совещательными голосами). Решения Совета по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения - протоколами. Проекты указов Президента РФ, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на заседаниях постоянных членов и членов Совета, проводимых под руководством Секретаря Совета.

Секретарь Совета Безопасности обладает широкими полномочиями. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. При Совете Безопасности образован научный совет. Совет Безопасности наделен обширными контрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерств и ведомств. В компетенцию Совета Безопасности входит не только разработка основ государственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление. Выступая на недавнем заседании Совета безопасности, Президент заявил: «Темпы роста токсичных отходов ежегодно увеличиваются на 15-16%. От 30 до 50% питьевой воды не удовлетворяют нормам. С 1999 по 2006 год на 10% выросли выбросы предприятий. В России должна быть создана система экологической безопасности. В первую очередь нужно обратить внимание на те регионы, в которых строятся газопроводы и нефтепроводы. В этих районах последствия хозяйственной деятельности должны быть минимизированы»[5].

В системе специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба безопасности Российской Федерации. ФСБ РФ возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом России. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

·                   контрразведывательная деятельность;

·                   борьба с преступностью и террористической деятельностью;

·                   разведывательная деятельность;

·                   пограничная деятельность;

·                   обеспечение информационной безопасности.

Перед федеральной службой безопасности поставлены основные задачи:

- информировать Президента, Председателя Правительства и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

- выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

- осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации;

- выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;

- разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

- обеспечивать безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

- обеспечивать безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

- обеспечивать безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений; составляющих государственную тайну;

-осуществлять меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.[6]

В.В. Путин, сам в прошлом возглавлявший ФСБ России, прекрасно знает и успешно опирается на мощный потенциал этой спецслужбы. Об эффективности

деятельности ФСБ РФ свидетельствуют результаты :

·        в 2007 году пресечена деятельность 22 кадровых сотрудников и 71агента иностранных спецслужб. Захвачены с поличным в момент осуществления противоправной деятельности 11 кадровых сотрудников и агентов, за разглашение гостайны осуждены 10человек;

·      вскрыты многочисленные факты коррупции в различных государственных учреждениях страны (Счетной палате, Ростехнадзоре, Минэкономразвития, ФНС, Минобороны и др.);

·      количество совершенных терактов сократилось более чем в 2,5 раза: в 2005 году - 257, в 2006 году - 112, в 2007 году - 41; предпринятые меры позволили не допустить терактов и серьезных экстремистских проявлений в ходе недавних выборов в Госдуму;

·      на территории Северо-Кавказского региона пресечена преступная деятельность свыше 500 участников бандформирований;

·      реализован ряд мероприятий по пресечению деятельности международной системы переводов, известной под наименованием ”хавала” и используемой, в том числе для снабжения террористических и экстремистских организаций. Прекращено финансирование восьми ее пунктов. Из незаконного оборота изъято около 150 млн. рублей;

·      принятые меры позволили в 2007 году отразить более 1,4 млн. атак на информационные ресурсы федеральных органов государственной власти, в том числе свыше 100 тысяч на официальное интернет-представительство Президента РФ;

·      на ”телефон доверия” ФСБ России в 2007году поступило около 15 тыс. обращений, из которых почти 600 в той или иной степени относились к компетенции органов безопасности.[7]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты