Роль и место главы государства в системе обеспечения государственной безопасности России

Конституция РФ выделяет важный аспект безопасности страны: статус и защита Государственной границы. Государственная Дума вправе принимать федеральные законы по этим вопросам, а Совет Федерации в обязательном порядке их рассматривает. Введение такой процедуры принятия федеральных законов о статусе и защите Государственной границы подчеркивает повышенную ответственность Федерального Собрания, и особенно Совета Федерации, в обеспечении данных вопросов государственной безопасности.

Взаимодействие Президента России с Правительством РФ. Президент назначает (с согласия Государственной Думы) и единолично смещает Председателя Правительства, назначает и смещает всех членов Правительства РФ и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, напрямую руководит рядом министерств (обороны, иностранных дел и др.). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ. Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и ему подконтрольно. Взаимодействие Президента и Правительства регламентируется Указом от 26 ноября 2001 г., в котором названы постановления и распоряжения Правительства, требующие предварительного согласования с Администрацией Президента РФ.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Правительство РФ организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям. Согласно закону Правительство обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной.

Некоторые конкретные полномочия сформулированы в федеральных законах. Так, Федеральный закон «Об обороне» закрепляет полномочия Правительства в области обороны в двадцати семи пунктах ст.6. Установлено, что Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Оно вносит в Государственную Думу предложения по расходам на оборону, организует оснащение войск вооружением и военной техникой по их заказам. Среди других полномочий: разработка мобилизационных планов, контроль за выполнением оборонного заказа, организация системы военного образования, организация воинского учета и призыва на военную службу, контроль за экспортом вооружений и др.

Согласно Федеральному закону «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» Правительство РФ принимает решение о направлении в этих целях гражданского персонала на добровольной основе, а также организует направление и обеспечение военного персонала, определяет район действий на основании решения Президента РФ и постановления Совета Федерации Федерального Собрания.

Значительны полномочия Правительства РФ в области безопасности. В общей форме они определены в Законе РФ «О безопасности». Правительство руководит органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов. В соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности РФ оно координирует деятельность ФСБ в части взаимодействия с другими органами исполнительной власти.


5. Роль Администрации Президента и полномочных представителей Президента в федеральных округах в сфере обеспечении безопасности государства


Администрация Президента РФ. Президент РФ работает, опираясь на большое число помощников, советников и др. Они объединены в единой структуре - Администрации Президента РФ, которая формируется единолично Президентом. Нынешняя Администрация - государственный орган, действующий на основе Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г.

В функции Администрации входит много вопросов: подготовка законопроектов для внесения их в Государственную Думу, подготовка проектов и выпуск указов, распоряжений и обращений Президента, обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов и указов Президента и многое другое. Выполняя эти функции, Администрация взаимодействует с палатами Федерального Собрания, Правительством и органами государственной власти Федерации и её субъектов.

В состав Администрации входят: руководитель Администрации, два его заместителя - помощника Президента, помощники Президента, пресс-секретарь, руководитель протокола, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ, старшие референты, референты и иные должностные лица Администрации, управления Президента РФ и самостоятельные подразделения. В их числе четыре главных управления, аппарат Совета Безопасности, Секретариат руководителя Администрации, 13 Управлений, Канцелярия Президента, референтура Президента (на правах управления) и аппараты полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Ведущую роль в аппарате Президента играет руководитель Администрации. Он координирует деятельность помощников Президента и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению. Заместители руководителя Администрации помощники Президента по поручению руководителя Администрации осуществляют кадровые назначения в Администрации, решают иные организационные вопросы.

Советники Президента подчиняются Президенту и образуют аппарат советников, в состав которого входят департаменты, обеспечивающие их деятельность. Руководитель Администрации координирует деятельность советников и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению. Советники имеют право при подготовке докладов Президенту запрашивать от федеральных министров и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам, отнесенным к их компетенции. Советники по поручению Президента могут обеспечивать деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте.

Деятельность полномочных представителей Президента в федеральных округах координирует руководитель Администрации, а деятельность полномочных представителей Президента в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде - заместитель руководителя Администрации - помощник Президента РФ.

В обеспечении осуществления Президентом своих полномочий на всей территории Российской Федерации ответственная роль принадлежит полномочным представителям Президента в федеральных округах. Указом Президента от 13 мая 2000г. было утверждено Положение о полномочном представителе Президента в федеральном округе для создания лучших условий реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и контроля за исполнением их решений.

Образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Полномочные представители назначаются и освобождаются Президентом, ему подчинены. По своему статусу представители являются должностными лицами, представляющими Президента в федеральных округах, обеспечивающими в этих округах его полномочия. Полномочные представители и их заместители – федеральные государственные служащие, входящие в состав Администрации Президента. Заместители назначаются и освобождаются руководителем Администрации.

В задачи полномочных представителей входят: организация в федеральных округах работы по реализации органами государственной власти контроля за исполнением решений федеральных органов; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.

Полномочные представители координируют деятельность федеральных органов в округе; организуют их взаимодействие с органами субъектов Федерации; анализируют эффективность деятельности правоохранительных органов; осуществляют контроль за исполнением федеральных законов; согласовывают назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента. Властными, административными полномочиями представители не наделены. Однако они имеют право запрашивать и получать необходимые документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений Президента, ход реализации федеральных программ; имеют право беспрепятственного доступа в любые организации в федеральном округе. Организационное обеспечение деятельности полномочных представителей осуществляется Администрацией Президента. Руководитель Администрации осуществляет оперативное руководство деятельностью полномочных представителей.


Заключение


Мы рассмотрели полномочия Президента России по обеспечению безопасности государства, его руководящую роль в управлении силовыми структурами страны и взаимодействие Гаранта Конституции в сфере обеспечения безопасности с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Полномочия огромные. Ответственность колоссальная. Можно также отметить, что военные полномочия Президента РФ, действительно очень широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и т. д. Разделение полномочий в области обороны между Президентом и Федеральным Собранием, как и выделение собственных полномочий Правительства РФ в этой области, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему её чрезмерную концентрацию в одних руках в столь важной области.

Завершая работу, считаю необходимым процитировать Президента России, его оценку внешнеполитической стратегии, проблем обеспечения безопасности и обороноспособности страны на сегодняшний день. Этот анализ он произвел, выступая на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года.

«Мир становится сегодня не проще, а сложнее и жёстче. Прикрываясь высокими лозунгами свободы, открытого общества, подчас уничтожаются суверенитет стран и целых регионов, под громкую риторику о свободе торговли и инвестиций в самих развитых экономиках и странах усиливается политика протекционизма. Разворачивается и ожесточенная борьба за ресурсы. И во многих конфликтах, внешнеполитических акциях, дипломатических демаршах «пахнет» газом и нефтью.

В мире разворачивается новый виток гонки вооружений. Наиболее развитые страны, опираясь на своё технологическое преимущество, направляют многомиллиардные средства на разработку оборонительных и наступательных систем следующих поколений. И их вложения в оборону просто несопоставимы даже с тем, что мы делаем, – в десятки раз больше. Мы в течение десятилетий строго следуем своим обязательствам, выполняем все международные договоренности в сфере безопасности, все международные соглашения, в том числе и договор по контролю за вооружениями в Европе – ДОВСЕ. Но наши партнеры из числа стран-участников Североатлантического договора (НАТО) не ратифицируют даже некоторые документы, не исполняют их, требуя от нас дальнейшего одностороннего их исполнения. Сама Организация НАТО расширяется, приближает свою военную инфраструктуру к нашим границам. Мы базы ликвидировали и на Кубе, и во Вьетнаме. Что мы получили? Новые американские базы – в Румынии, Болгарии, новый позиционный район ПРО в Польше скоро будет, видимо, создан, и в Чехии – его элементы.

Нас пытаются убедить, что все эти действия не направлены против России. При этом на наши озабоченности, вполне обоснованные, нет конструктивного ответа. Никаких реальных шагов для поиска компромисса мы не видим до сих пор. И нас фактически ставят перед необходимостью ответных действий, вынуждают принимать соответствующие решения. На эти новые вызовы у России есть и всегда будет ответ.

В ближайшие годы в России должно быть развернуто производство новых видов вооружений, не уступающих по своим качественным характеристикам имеющимся в распоряжении других государств, а в ряде случаев – превышающих эти характеристики. При этом расходы на эти цели должны быть адекватны возможностям страны и не должны выделяться за счёт приоритетов социально- экономического развития. Использование новейших технологий потребует и переосмысления стратегии строительства Вооруженных Сил. Ведь передовые научные разработки в области био-, нано- и информационных технологий могут привести к революционным изменениям в области вооружений. И доверить вопросы размещения, обслуживания, использования оружия нового поколения можно только армии, отвечающей самым современным требованиям.

Нам необходима инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня. Для этого необходимо серьёзное повышение престижа военной службы, дальнейшее увеличение денежного довольствия военнослужащих, укрепление их социальной защиты, действенное решение проблем с жильём. Для укрепления национальной безопасности в целом необходима новая стратегия строительства Вооруженных Сил до 2020 года – с учётом современных вызовов и угроз интересам нашей страны.

Абсолютно уверен в том, что мы добьёмся того, чтобы наша страна и дальше укрепляла свои позиции одного из мировых лидеров, а наши граждане жили достойно».[8]


Литература


Конституция РФ. – М.: Ось-93, 2004. – 48 с.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 1 июня 2005 г.) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст.5712; СЗ РФ. 2005. №23. Ст.2197.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред.от 7 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 2001. №23. Ст.2277; СЗ РФ. 2005. №10. Ст.753.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // РГ 2002. 2 февраля.

Закон РФ от 5 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности» (в ред. от 25 июля 2006 г.) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992, №15. Ст.769; СЗ РФ. 2006. №31 (часть I). Ст.3427.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 15 июня 2006 г.) // СЗ РФ. 1994. №16. Ст.1861; СЗ РФ. 2006. №27. Ст.2877.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // РГ. 1993. 21 сентября; СЗ РФ. 2004. №35. Ст.3607.

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в ред. от 27 июля 2006 г.) //СЗ РФ, 1995. №15. Ст.1269; СЗ РФ. 2006. №17 (Ч.1). Ст.1779; СЗ РФ. 2006. №31 (часть I). Ст.3452.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 2 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. 1995. №33. Ст.3349; СЗ РФ. 2005. №49. Ст.5128.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.143; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст.3607.

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «О государственной охране» (в ред. от 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. №22. Ст.2594; СЗ РФ. 2005. №1 (часть I). Ст.17.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. №33 (4.1). Ст.3418; СЗ РФ. 2006. №31 (часть I). Ст.3452

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3031; СЗ РФ. 2006. №31 (часть I). Ст.3452.

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2006. №11. Ст.1146; СЗ РФ. 2006. №31 (часть I). Ст.3452.

Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. №549 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» (в ред. от 7 ноября 2005 г.) // СЗ РФ. 1996. №16. Ст.1842; СЗ РФ. 2005. №46. Ст.4654.

Указ и.о. Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. №2. Ст.170.

Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №318 «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)» (в ред. от 19 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. №7. Ст.797; СЗ РФ. 2003. №47. Ст.4520

Указ Президента РФ 11 августа 2003 г. №960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2003. №33. Ст.3254; СЗ РФ. 2006. №31. (часть I). Ст.3463

Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. №490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. от 1 августа 2005 г.) // СЗ РФ. 2004. №15. Ст.1395; СЗ РФ. 2005. №32.Ст.3272.

Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. №726 «Об утверждении положений о Совете безопасности Российской Федерации и аппарате Совете безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. №24. Ст.2392; СЗ РФ. 2006. №31. Ст.3459.

Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. №1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. №32. Ст.3314.

Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. №116 «О мерах по противодействию терроризму» (в ред. от 2 августа 2006 г.) // СЗ РФ. 2006. №8. Ст.897; СЗ РФ. 2006. №32. Ст.3535.

Указ Президента РФ от 12 июня 2006 г. №601 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» (в ред. от 17 октября 2006 г.) // СЗ РФ. 2006. №25. Ст.2698.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Спарк, 2004. – 671 с.

Агапов А.Б. Административное право: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004.- 932 с.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2006. – 784 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 587 с.

Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. проф. А.В. Опалева. М, 2004. 511 с.

Официальный сайт. Президент России. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Из выступления директора ФСБ РФ Патрушева Н.П. на заседании Национального антитеррористического комитета 11.12.2007 года.

[2] Контрразведка: шпионов сегодня ловят так…Интервью директора ФСБ РФ. ”Аргументы и факты” № 41, 2007 год, стр.9-10.

[3] Из выступления замминистра МВД РФ Чекалина А.А. на конференции по вопросам обеспечения национальной безопасности 21.01.2008 года.

[4] Дискреционные – особые полномочия, предоставленные главе государства, дающие право действовать по собственному усмотрению, в частности в чрезвычайных обстоятельствах. БЭС. Советская энциклопедия. М., 1991.С. 394.

[5] Из выступления Путина В.В. на заседании Совета Безопасности РФ 30 января 2008 г.

[6] Из Федерального закона О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ ( в ред. Федерального закона от 30.06.2003№ 86-ФЗ).

[7] Из выступления Директора ФСБ России Патрушева Н.П. на пресс-конференции для СМИ 19.12.2007года.

[8] Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Государственного cовета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты