Роль и место закона в конституционном праве России

2.по территории действия

Действие положений Конституции Российской Федерации, конституционных и федеральных законов распространяется по всей территории России, а действие Конституций республик, Уставов областей, распространяется только на определенную территорию субъекта Федерации (например, положения Конституции республики Татарстан не применимы на территории Тверской области, так как это разные субъекты Федерации и каждый из них имеет свой основной закон Конституцию республики и Устав области и свою территорию).

3. по предметам ведения которые в них могут затрагиваться

Конституцией устанавливаются пределы действия федеральных конституционных и федеральных законов (часть 1 ст.76),которые издаются по предметам ведения Российской Федерации. Речь идет о группе законов России, которые издаются исключительно Федеральным Собранием Российской Федерации по предметам ведения, указанным в ст.71 Конституции. Субъекты Федерации не вправе устанавливать по этим вопросам самостоятельное регулирование. Эти законы имеют прямое действие на всей территории России. Например, ФКЗ «О чрезвычайном положении», «О референдуме Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», «О воинской обязанности и воинской службе», «О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О ветеранах».

Частью 1 ст.72 Конституции определяются предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, т.е. те, в которых Российская Федерация и ее субъекты совместно ответственны за состояние дел. В этой сфере государственная деятельность в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией ни ее субъектами.

Федеральные государственные органы самостоятельно определяют свои полномочия по предметам совместного ведения.

Часть 2 ст.72 Конституции устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Например, в совместном ведении РФ и субъектов находится такой вопрос, как охрана окружающей среды. Для реализации этого положения Конституции используют закон РСФСР «Об охране окружающей среды, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы Костромской области, как субъекта Федерации, Устав Костромской области, «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями».

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равны. До принятия Конституции 1993 года Федеративный договор предусматривал существенное различие в статусе трех групп субъектов Федерации, а именно республик, краев и областей, автономий. Так например, Федерация и республика имели право совместно устанавливать общие принципы бюджетной системы, края и области в установлении этих принципов не участвовали. Не имели они также права участвовать и в разграничении государственной собственности на своих территориях на федеральную и собственность соответствующего субъекта, хотя такое право республик было зафиксировано. Дискриминация в отношении краев и областей была столь очевидна, что Федеративный договор Федерации с ними уже в момент его подписания был дополнен протоколом, несколько уравнивающим права края и области с права республик. Федеративный договор не гарантировал субъектам Российской Федерации равные права, тем самым узаконивал неравенство граждан России, ставя в прямую зависимость реализацию их прав от их проживания в республике, области, крае и т.д. Этот недостаток устранен частью 1 раздела 2 Конституции, в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Полномочия каждого отдельного субъекта Российской Федерации четко указываются ст.73 Конституции, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Это означает, что в сферу ведения субъекта Федерации входит все то, что отнесено к ведению Федерации, а также к полномочиям Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В Конституции не приведен перечень предметов ведения исключительно субъекта Федерации, так как объем и разнообразие деятельности субъектов Федерации настолько велики и разнообразны, что перечислить все, чем они обязаны заниматься и за что они ответственны, практически невозможно. Более того, приведение такого списка не только не нужно, но и вредно, поскольку субъекты Федерации оказались бы в ряде случаев вынужденными ограничивать круг вопросов, которыми им нужно заниматься.

Конституция Российской Федерации не перечисляет полномочия субъектов Федерации. Она лишь определяет предметы ведения РФ (ст.71) и дает Федерации право определять свои полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72), оставляя за субъектами право регулировать свои полномочия в сфере совместного ведения. Это позволяет с необходимой для практической деятельности всех государственных органов – федеральных и субъектов Федерации – точностью определять пределы полномочий субъектов РФ. Часть 6 ст.76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативно правового акта субъекта Федерации в случае противоречие между федеральным законом и нормативно правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с частью 4 этой же статьи. При возникновении противоречия между данными сторонами приоритет отдается правовому акту субъекта Российской Федерации.

Признание приоритета актов субъекта Федерации по вопросам их собственного регулирования отражено только в Конституции 1993 года (ст.76) и юридически гарантирует то положение, что субъекты Федерации вне пределов, указанных в ст.73 «обладают всей полнотой государственной власти». Ст. 76 устанавливается порядок разрешения противоречий между федеральными законами и нормативными правовыми актами.

4.по порядку принятия

Верховенство федеральных конституционных законов по отношению ко всем другим правовым актам, включая и федеральные законы, обуславливает особую, более сложную процедуру их принятия.

Федеральные конституционные законы принимаются так называемым квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания. Это означает, что конституционный закон считается принятым, только если за него проголосовало не менее трех четвертых от общего числа членов Совета Федерации и не мене двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 апреля 1995 года по делу о толковании статей 103 (часть3), 105(части 2 и 5), 107 (часть3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации, дал разъяснение, что «статья 100 (часть 1) Конституции РФ устанавливает, что совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. В силу статей 102 (часть 3), 103 (часть 3), 105, 108 (часть 2) Конституции федеральные законы, постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно. В статье 107 (часть 3) Конституции РФ подчеркивается, что повторное рассмотрение федерального закона палатами Федерального Собрания осуществляется в установленном Конституцией порядке, т.е. также раздельно. В тех предусмотренных частью3 статьи 100 Конституции случаях, когда палаты собираются совместно, голосования не проводится и решения не принимаются.

Примером деления законов по порядку их принятия могут служить и законы Костромской области. Устав области внесение в него поправок, изъятий, изменений и дополнений принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов (ст. 104 Устава области). По предметам своего ведения Законодательное Собрание области принимает законы области большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Уставом области (часть 2 ст. 55 Устава области).

5. по возможности принятия Президентом Российской Федерации в отношении их отлагательного вето

Признание федеральных конституционных законов верховенствующими выражается в том, что будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они, как и принятые поправки к Конституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что возможно в отношении федеральных законов (ст.107 Конституции РФ). Конституция обязывает Президента независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят палатами Федерального Собрания, и обнародовать (часть 2 ст.108 Конституции). Подписание и обнародование должны быть произведены не позднее чем по истечении 14 дней. Обнародование конституционного закона осуществляется путем его опубликования в тех же официальных изданиях, где публикуются федеральные законы.


3                   Характеристика федерального конституционного закона и его отличие от федерального закона


Федеральный конституционный закон рассматривается мировой законодательной практикой как особая категория правовых актов. В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие “федеральный конституционный закон” впервые закреплено Конституций Российской Федерации 1993 года.

Федеральные конституционные законы занимают особое место в российском законодательстве. Одно из предназначений таких законов – обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона государства, закрепляющего устои его конституционного строя. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы.

Конституцией Российской Федерации определяется четкий круг вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, тогда как принятие федеральных законов может прямо и не оговариваться в Конституции, а вытекать из логики конституционного регулирования.

Различие федерального конституционного закона и федерального закона состоит не только в юридической силе и различии предметов ведения, которые в них затрагиваются, но и порядком принятия и возможностью применения Президентом Российской Федерации в отношении их отлагательного вето.

Как уже указывалось ранее в работе конституционные законы принимаются квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания (не менее трех четвертых от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы), а федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Как конституционные, так и федеральные законы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно.

Федеральные конституционные законы, принятые палатами Федерального Собрания, как и принятые поправки к Конституции не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации и возвращены в парламент на новое рассмотрение.

Изучив Конституцию Российской Федерации можно составить следующий перечень Конституционных законов:


№ статьи

Конституции

Суть вопроса

Название и дата принятия ФКЗ

или одобрения законопроекта

п.1,2ст.56

ст.88

Порядок введения чрезвычайного положения

ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ

“О чревычайном положении” одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001

п.2.ст.65

п.5.ст.66

п.1.ст137

Порядок принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта РФ, измене-ние конституционно-правового статуса субъекта РФ

проект ФКЗ “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ” одобрен в первом чтении 01.12.1999, рассмотрен Советом Гос. Думы 27.04.2000, 20.06.2000, предложен депутатами Гос.Думы М.С. Гуцериевым, Л.А. Иванченко, А.И. Лукъяновым, М.З. Юрьевым

п.1 ст.70

Описание, порядок официального использования государствен-ных флага, герба и гимна

ФКЗ от 25.12.2000 № 1-ФКЗ

“О государственном флаге РФ”

одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000

ФКЗ от 25.12.2000 № 2 ФКЗ

“О государственном гербе РФ”

одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000

ФКЗ от 25.12.2000 № 3 –ФКЗ

“О государственном гимне РФ”

одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000

ФКЗ от 22.03.2001 № 2 – ФКЗ

“О внесении изменений и дополнений в ФКЗ “О государственном гимне РФ”

одобрен СФ ФС РФ 14.03.2001

п.”в”ст.84

Порядок назначения референдума Прези-

дентом РФ

ФКЗ от 10.10.1995 № 2 –ФКЗ

“О референдуме РФ”

одобрен СФ ФС РФ 03.10.1995

п.3 ст.87

Режим военного положения


п”д”ст.103

Порядок действия Уполномоченного по правам человека

ФКЗ от 26.02.1997 № 1 –ФКЗ

“Об Уполномоченном по правам человека в РФ”

одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997

п.2ст.114

Порядок деятельности Правительства РФ

ФКЗ от 17.12.1997 № 2- ФКЗ

“О правительстве РФ”

одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997

п.3ст.118

О судебной системе

ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ

“О судебной системе РФ”

одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996

проект ФКЗ “О внесении дополнений в ФКЗ “О судебной системе РФ” (в части образования административных судов) одобрен в первом чтении 22.11.2000 предложен Верховным Судом РФ

п.3ст.128

Полномочия, порядок образования и деятельности Конститу-

ционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж-ного Суда РФ и иных федеральных судов

ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ

“О Конституционном Суде РФ” одобрен СФ ФС РФ 12.07ю1994

ФКЗ от 08.02.2001 № 1-ФКЗ

“О внесении изменений и дополнений в ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”

одобрен СФ ФС РФ 31.01.2001

ФКЗ от 28.04.1995 № 1 – ФКЗ

“Об арбитражных судах в РФ” одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995

ФКЗ от 23.06.1999 № 1 –ФКЗ

“О военных судах РФ”

одобрен СФ ФС РФ 09.06.199

проект ФКЗ “О судах общей юрисдикции в РФ” рассмотрен Советом Гос.Думы 22.12.1998, предложен Президентом РФ

проект ФКЗ “О полномочиях судов общей юрисдикции по проверке соответствия нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативно правовыми актам” одобрен Гос.Думой 24.12.1999, предложен Верховным Судом РФ

проект ФКЗ “О полномочиях арбитражных судов по проверке соответствия нормативных правовых актов федеральными конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу” рассмотрен Советом Гос.

Думы 16.05.2000, предложен Высшим Арбитражным Судом РФ

проект ФКЗ “О внесении изменения и дополнения в ФКЗ “О военных судах РФ” (в части определения подсудности военных судов в связи с созданием административных судов) рассмотрен Советом Гос.

Думы 03.10.2000, предложен Верховным Судом РФ

проект ФКЗ “О федеральных административных судах в РФ” одобрен в первом чтении 22.11.2000, предложен Верховным Судом РФ

проект ФКЗ “О Верховном Суде РФ” рассмотрен Советом Гос.Думы 16.01.2001, предложен Верховным Судом РФ

п.2.ст.135

Порядок созыва Конституционного Собрания

1-й проект ФКЗ

“О Конституционном Собрании” рассмотрен Советом Гос.Думы 04.07.2000, предложен депутатами Гос.Думы Б.Б. Надеждиным, А.И. Лукъяновым, В.А. Крюковым, В.В. Володиным, Е.Б. Мизулиной

2-й проект ФКЗ

“О Конституционном Собрании” рассмотрен Советом Гос.Думы 21.09.2000, предложен депутатом С.А. Ковалевым

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты