Роль и место закона в конституционном праве России

Из приведенной выше таблицы видно, что одно положение Конституции, предусматривающее регулирование на уровне федерального конституционного закона, служит основой для принятия нескольких конституционных законов. Примером может служить п.1 ст.70, принято три основных конституционных закона “О государственном флаге РФ”, “О государственном гербе РФ”, “О государственном гимне РФ” и четвертым законом внесены изменения и дополнения в ФКЗ “О государственном гимне РФ”. Аналогичная ситуация складывается и с п.3 ст. 128, которой предусматривается принятие федеральных конституционных законов, регламентирующих полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ (принят основной закон, а другим внесены поправки), Верховного Суда РФ (проект закона рассмотрен Советом Гос.Думы), Высшего Арбитражного Суда РФ (принят закон) и иных федеральных судов (принят закон “О военных судах РФ”, а в отношении иных федеральных судов проекты законов находятся в различных стадиях законодательного процесса).

Принятие одних федеральных законов прямо предусмотрено Конституцией Российской Федерации, например, ч.1 ст.6 “О гражданстве РФ”, п.2 ст.39 “О государственных пенсиях в РФ”, п.2 ст.59 “О воинской обязанности и воинской службе”, п.4 ст. 81 “О выборах Президента РФ”, а принятие других вытекает из логики конституционного регулирования: ст. 38 “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, ст. 41 “О здравоохранении в РФ”, ст. 43 “Об образовании”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.


4 Характеристика иных законов в современной России


Федеральная конституционно-правовая система в качестве составных частей включает в себя кроме Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и республиканские конституционно-правовые системы, состоящие из конституций республик, законов и иных нормативных правовых актов республик, а также правовых систем краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, состоящих из уставов, законов и иных нормативно правовых актов. Конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые актов субъектов Федерации не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральными законами и актам, изданным субъектом, действует федеральный закон.

Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом субъекта действует нормативный правовой акт субъекта.

Особое место в этой системе занимает федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». В силу своей природы конституции присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования. Поэтому в большинстве стран установлен усложненный порядок изменения конституции.

Новая Конституция РФ применяет новую терминологию – вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки» (гл.9). Эта Конституция, в отличие от предыдущих, право принятия Конституции не относит к компетенции какого-либо органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие Конституции РФ составляет предмет исключительной компетенции РФ (ст.71).

Конституция свидетельствует, что она восприняла концепцию установления конституции особой учредительной властью, а не учрежденной, не обычной законодательной властью. Принятие Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять ее двумя третями голосов от общего числа его членов или внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Порядок образования Конституционного Собрания будет определен В соответствии с Конституцией федеральным конституционным законом. Конституция в ст.134 ввела новую норму,- перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции или внесения в нее поправок. Теперь предложение о поправке и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, Представительные (законодательные) органы субъектов РФ, а также группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

На повышение стабильности Конституции направлено, и то, что ее главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Главы 1,2,9: «Основы конституционного строя», Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Предложения о пересмотре статей этих глав требуют значительной поддержки членов и депутатов обеих палат. Их число должно составлять три пятых голосов от общего числа в каждой из палат. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. Поправки допускаются лишь к главам 3-8. Они требуют одобрения не менее трех четвертых от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет условия вступления

В системе нормативных правовых актов каждого субъекта Федерации есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта. Это основные законы субъектов Федерации. В республиках такими актами являются их конституции, в других субъектах Федерации (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономного округа) – их Уставы. Конституции и Уставы представляют собой акты учредительного характера. Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок. Конституции и уставы могут быть приняты народом данного субъекта Федерации (например, Конституция республики Ингушетии), или законодательным (представительным) органом субъекта Федерации, причем по решению, принятому квалифицированным большинством, т.е. не менее двух третей от общего числа депутатов. Порядок их принятия и внесения в них поправок, оговариваются в самих Конституциях и уставах. Они могут вносится или через референдум, или данные полномочия делегированы законодательным органам субъектов. В некоторых субъектах Федерации предусматривается, что принятию нового устава, а также внесение в него поправок может быть вынесено на народное обсуждение, либо на консультативный референдум.

По предметам своего ведения субъекты Федерации принимают законы. Они принимаются законодательными (представительными) органами субъектов. Например, Законодательное Собрание … области принимает законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Уставом области. Порядок внесения, рассмотрения и принятия законов области устанавливается Уставом области, Регламентом Законодательного Собрания области и законом области “О порядке опубликования и вступления в силу законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области”.

Принятие Устава области, внесение в него поправок принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов (ст.104 Устава области), а также по решению Законодательного Собрания области проект Устава области, проект закона области о внесении в него поправок могут быть вынесены на областное народное обсуждение, либо но консультативный областной референдум (ст.105 Устава области).

Внесение изменений и дополнений в закон области производится только законом области.

Следует отметить следующую особенность, законы многих республик принимались еще до принятия новой Конституции Российской Федерации 1993 года, тогда как в иных субъектах Федерации законы стали издаваться лишь после ее вступления в силу, чаще всего с марта-апреля 1994 года. Это объясняется тем, что в это время шло образование законодательных органов многих субъектов Федерации. В течение последнего времени органами власти всех уровней проводится большая работа по проверке соответствия своих нормативно-правовых актов действующему законодательству.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.            Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Официальное издание, М.: Юрид.лит., 1997. 64 с.

2.            Федеральный закон от 4 марта 1998 г. “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 10. Ст.1146

3.            Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», с изменениями и дополнениями от 22 октября 1999г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст.801; 1999. № 43. Ст.5124.

4.            Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – парламента Российской Федерации: Принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 года., с изменениями и дополнениями от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998 г., 2 апреля, 21 и 29 сентября, 26 ноября 1999 г., 19 января, 19 мая, 2 и 28 июня, 7 июля, 4 и 27 октября, 6, 15 и 22 декабря 2000 г.// Собрание законодательства Российской Федерации 1998. № №7,16, 26, 30, 44, 52, 1999. №№ 17, 39, 43,49, 50, 2000. №№22, 24, 28, 30, 42.45, 50, 52 , 2001. № 1

5.            Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Утвержден постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996г., с изменениями и дополнениями от 10 апреля, 26 июня, 29 декабря 1996 г., 23 января, 24 декабря 1997 г., 13 марта, 10 июля 1998 г., 27 января, 9 июня, 11 ноября 1999 г., 19 апреля, 17 мая, 7 июня, 25 октября 2000г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №№ 7, 16, 27, 1997. №№ 1, 5, 1998. №№ 1, 12, 29, 1999. №№ 6, 13, 24,47. 2000. №№ 17, 21,24,44.

6.            Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть3), 105 (часть 2 и 5), 107 (часть3). 108 (часть2), 117 (часть3) и 135 (часть2) Конституции Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 16 Ст. 1451.

7.            Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. № 1-П «По делу толкования части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 13. Ст. 1207

8.            Комментарии к Конституции Российской Федерации (Общ.ред. Ю.В. Окуньков. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: БЕК, 1996.664 с.

9.            Любимов А.П. Конституция Российской Федерации. Альбом таблиц и схем. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ. 1998. 142 с.

10.       Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 8 сентября 2000 года № 598 –III ГД «О примерной программе законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания РФ в период осенней сессии 2000 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 38 Ст. 3767.

11.       Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 января 2001 года № 1005-III ГД «О примерной программе законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания РФ в период весенней сессии 2001 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 4 Ст. 276.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты