Роль местного самоуправления в решении проблем развития городов

Говоря о местном самоуправлении и его месте в системе административно-правового регулирования общественных отношений в условиях современного федеративного государства, каким является на сегодняшний день Россия, необходимо учитывать, что местное самоуправление:

- является самостоятельным уровнем правового регулирования общественных отношений, основы которого закреплены в Конституции и в законодательстве Российской Федерации, имеющего соответственно субъекты правового регулирования (органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления в широком понимании) и объект правового регулирования (местное самоуправление);

- это самостоятельная часть предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (установление общих принципов организации системы местного самоуправления, п. "н" ст. 72 Конституции);

- выступает в предмете совместного ведения частью предмета правового регулирования большинства материальных отраслей и сфер, составляющих предмет совместного ведения (общественный порядок, режим приграничных зон, здравоохранение, культура и т.д.).

Для такого рода выводов дает основание содержание ст. 72 Конституции РФ, очерчивающей в целом предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, его материально-отраслевая структура, федеральное законодательство и принятое на его основе законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам организации и функционирования в России местного самоуправления, а также правоприменительная практика[8].

 


2 Анализ уровня развития и перспектив города Иркутск

 

2.1 Общая характеристика муниципального образования


Иркутск (52 градусов 17 минут северной широты, 104 градуса 16 минут восточной долготы) расположен примерно на широте таких городов, как Оренбург, Саратов, Воронеж, Варшава, Берлин.

В современных границах Иркутская область существует с 1937 года и занимает площадь около 770 тысяч квадратных километров (4,5% территории России) при плотности населения 3,6 человека на один квадратный километр (1,9% населения России). Практически 80 % жителей Приангарья сосредоточено в городах. Область разделена на 33 административных района, имеет в своем составе 14 городов областного подчинения и 8 – районного. Протяженность с севера на юг – 1500 километров, с запада на восток – 1300 километров. Сегодня Иркутская область – один из экономически развитых регионов России. Входит в состав Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», объединяющей 19 республик, автономных округов, краев и областей Сибири.

Административный центр области – город Иркутск (в 2006 году отметил свое 345-летие) – культурный, исторический и научный центр Прибайкалья. Здесь сосредоточен основной научный потенциал области. Девять академических институтов входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

В высших учебных заведениях работают несколько сот докторов наук и более двух тысяч кандидатов, осуществляющих подготовку студентов по 150-ти направлениям и 260-ти специальностям. Иркутский научный комплекс считается одним из самых крупных на востоке Российской Федерации. Интеллектуальный потенциал города позволяет говорить о его инвестиционной привлекательности с точки зрения наличия квалифицированных специалистов как в отраслях промышленного производства, так и в различных сферах городской инфраструктуры.

Обладая благоприятным для развития экономических связей геополитическим и геоэкономическим положением, огромным природно-ресурсным потенциалом, Приангарье может стать интеграционным звеном между странами Запада и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Значительный топливно-энергетический потенциал Иркутской области, других восточных регионов России позволяет говорить о возможности крупномасштабного экспорта практически всех энергоресурсов в страны АТР.

Три крупнейших гидроэлектростанции (Иркутская, Братская, Усть-Илимская) вырабатывают ежегодно более 50 миллиардов кВт/час. электроэнергии. В целом потенциальные запасы гидроэнергетических ресурсов оцениваются в 200 миллиардов кВт/ч. в год. Бесценными можно считать запасы пресной воды в озере Байкал (20% общемировых запасов поверхностных пресных вод). Разнообразие и уникальность растительного и животного мира сделали Байкал всемирно известным памятником природы. В декабре 1996 года озеро было включено в Список объектов мирового природного наследия ЮНЕСКО. Дешевая электроэнергия, масштабный топливно-энергетический комплекс позволили развить на территории области энергоемкие производства, такие как производство алюминия, целлюлозы, синтетических смол. На начало третьего тысячелетия предприятия Иркутской области производили 35% алюминия и 44% целлюлозы России.

Открытые крупные месторождения нефти и газа (Вехнечонское, Ковыктинское) наряду с другими разведанными и открытыми месторождениями углеводородного сырья на Сибирской платформе дают все основания для создания в Восточной Сибири нового центра по добыче нефти и газа. Что даст возможность не только удовлетворить местные региональные потребности в газификации и нефтепереработке, но и в значительной степени обеспечить страны азиатско-тихоокеанского региона энергоресурсами. 80 % территории области покрыто лесами, суммарный запас древесины составляет 9 миллиардов кубометров. Огромные запасы леса послужили толчком для создания на севере области во второй половине 20-го века крупнейших лесопромышленных комплексов страны: Братского и Усть-Илимского, а на юге Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

Возрастающая с каждым годом ценность природных богатств настоятельно требует бережного и рационального их использования. Поэтому одним из перспективных направлений в развитии экономического потенциала Прибайкалья считается привлечение инвестиций в ресурсосберегающие технологии и в создание экологически чистых производств, равно как и поддержка проектов, связанных со снижением вредных выбросов на уже действующих промышленных предприятиях.

Большой интерес для вложения инвестиций представляет рекреационный потенциал озера Байкал. Площадь пригодных для развития экологического туризма территорий достигает нескольких десятков тысяч квадратных километров. На побережье Байкала по прогнозным оценкам может отдыхать ежегодно до 2-х миллионов человек. Наличие развитого в Иркутске транспорта: авиационного, автомобильного, железнодорожного и речного, - делают Байкал доступным в любой точке.

Природные богатства, энергетические и промышленные ресурсы, возможность приобретения муниципального имущества в Иркутске, а так же долгосрочная аренда городских земель создали в Иркутске благоприятную атмосферу для инвестирования. Заложенные на протяжении всей истории Иркутска культурные, исторические, научные традиции, открытость города для всего мира делают его привлекательным и значимым местом на карте России, знаковой точкой, которая объединяет огромную территорию Приангарья.

В условиях происходящих в стране преобразований органы местного самоуправления Иркутска, решая вопросы местного значения, исходят прежде всего из интересов населения города с учетом исторических и местных традиций. Управление городом осуществляется населением как непосредственно, так и через формируемые им органы городского самоуправления, в структуру которого входят мэр города Иркутска, представительный орган - городская Дума, исполнительно-распорядительный орган - городская администрация, контрольный орган - Контрольно-счетная палата города, Избирательная комиссия г. Иркутска.

Главой городского самоуправления является мэр, который представляет город во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, а также в международном сотрудничестве.

Весь период становления местного самоуправления в Иркутске был насыщен напряженной работой, направленной на создание стабильной социально-экономической обстановки, координацию деятельности комитетов и управлений.

Структура управления городом представлена единой администрацией, в состав которой входят шесть отраслевых комитетов и четыре комитета по управлению округами: Октябрьским, Свердловским, Правобережным и Ленинским.

Основные усилия администрации направлены на поиск резервов пополнения бюджета, экономию бюджетных расходов, усиление контроля за расходованием бюджетных средств, в том числе за счет внедрения казначейского исполнения бюджета, совершенствования организационных структур управления экономикой и финансами города. Все цели, которые ставит перед собой администрация города, ориентированы только на интересы жителей, заботу о горожанах.



2.2 Анализ современных тенденций социально-экономического развития г. Иркутск


Иркутск – город, обладающий большим и в значительной степени уникальным экономическим потенциалом. Основу экономики города составляет развитый научно-образовательный комплекс, высокотехнологичные и быстрорастущие компании, обеспечивающие производство продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью, финансовый сектор и фирмы, оказывающие услуги для бизнеса.

Иркутск в системе административного территориального деления Российской Федерации является административным центром Иркутской области, столицей одного из наиболее важных по своему экономическому и геополитическому значению регионов Сибири.

Муниципальные образования Иркутской области по уровню социально-экономического развития разделяют на пять групп. Город Иркутск относится к первой группе, то есть является муниципальным образованием с высоким уровнем социально-экономического развития, характеризуется относительно сбалансированными показателями.


Рис. 2.1 – Удельный вес г. Иркутска в основных социально-экономических показателях Иркутской области в 2006 г.

Из рис. 2.1, а так же таблицы 2.1. видно, что удельный вес показателя ввода жилья занимает первое место в основных социально-экономических показателях Иркутской области. В 2006 г. по г. Иркутску введено в эксплуатацию жилья общей площадью 212,1 тыс. м2, прирост данного показателя составил 25,7%.

Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям г. Иркутска за 2006 г. составил 12170,6 млн. руб. (147,3% по сравнению с предыдущим годом).

Среди городов Иркутской области г. Иркутск по большинству показателей социально-экономического развития занимает лидирующее положение (Таблица 2.1).


Таблица 2.1

Рейтинг крупных городов области за 2006 г.


По размеру среднемесячной заработной платы

По вводу жилья в расчете на 1000 населения

По уровню зарегистрированной безработицы

По среднедушевому обороту розничной торговли

По объему инвестиций в основной капитал

г. Иркутск

1

1

1

1

1

г. Ангарск

2

3

1

2

2

г. Братск

4

2

3

3

3

г. Усолье-Сибирское

5

5

4

4

5

г. Усть-Илимск

3

4

5

5

4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты