Русско-казахские отношения 2001-2008гг.

Русско-казахские отношения 2001-2008гг.

Российский  Университет Дружбы Народов


Факультет физико-математических и естественных наук


Кафедра Истории России







Творческая работа


На тему:

«Российско-Казахские отношения 2001-2008гг. »

















Студент(ка):  Бамбышева Байрта

Группа НП-102

Преподаватель : Синютин С.С









Москва 2009 г.





План



Введение........................................................................................................... 2

Творческое исследование................................................................................ 3

Роль России в  поддержке и обеспечении обороноспособности Казахстана 4

Фактор США в оборонном развитии Казахстана............................................ 8

Цель достижения - Каспий............................................................................... 9

Вопрос отношений с НАТО........................................................................... 12

Заключение...............................................................................................................................15

Литература………………………………………………………………………..................16

Приложение……………………………………………………………………......................17
































       


Введение


 Современные российско-казахстанские отношения представляют сегодня наиболее успешную, эффективную модель двустороннего сотрудничества на всем постсоветском пространстве. Несмотря на имеющиеся разные подходы к целому ряду конкретных проблем, в целом обе стороны демонстрируют желание решать все вопросы в максимально конструктивном плане, что отражается в поступательном движении вперед в развитии двусторонних отношений.

  Сейчас чрезвычайно важные вопросы, которые являются предметом диалога президентов двух стран, и нашли отражение в планах долгосрочного сотрудничества между двумя государствами. Все эти проблемы представляют весьма серьезную практическую значимость для России и Казахстана. Конечно, последние изменения в мировой экономике, сопровождающиеся ухудшением международной финансовой ситуации и экономического климата, не могут не сказаться на развитии обеих стран. И в этом отношении особую значимость приобретает обсуждение этих проблем в двустороннем формате.

  В настоящее время на меры, предпринимаемые одним государством, другое государство может предпринять контрмеры, которые не сыграют на пользу обеим государствам. В этом отношении вопрос о взаимодействии и взаимопомощи России и Казахстана носит большой приоритет.


Творческое исследование

 

 Интересы России и Казахстана, двух соседей, имеющих общую историю, культурные и межрегиональные связи, общие угрозы и вызовы безопасности, тесно взаимосвязаны. И потому нельзя было не затронуть тему развития взаимоотношений России и Казахстана. России как приоритет многовекторной политики в развитии обороноспособности Казахстана. Казахстана как республики с выгодным для России геополитическим  положением и внутренними  природными ресурсами. Используя зависимость России от арендованных военных объектов, Казахстан может спокойно развивать сотрудничество с США и другими странами НАТО.

  В ходе творческого исследования для нас действительно открылось большое количество тем для обсуждения и исследования. Довольно обширные связи развития между Россией и Казахстаном. Наиболее важный аспект в сотрудничестве двух государств, по нашему мнению, это присутствие доли рационального использования ресурсов, так как ежегодно Москва платит за аренду около 115 млн. дол. При этом российская сторона финансирует жизнеобеспечение космогородка и территорий, прилегающих к космодрому, что составляет дополнительно 50 млн. Вторым по значимости исследования стал вопрос делимитация российско-казахстанской границы. Как для Казахстана, так и для России - это одна из "больных" тем.

  Если рассматривать процесс делимитации границы, то в настоящее время примерно 7350 км межгосударственной границы можно считать согласованными. Что составляет около 97% от всей протяженности границы между Казахстаном и Россией. Но и здесь есть нюансы, выражающиеся в наличии спорных участков на северо-западе и северо-востоке Казахстана, что также позволяет говорить о продлении процесса делимитации границы. При этом сейчас никто не затрагивает вопрос о демаркации, так как этот процесс по своей сути предполагает значительное финансирование со стороны и Казахстана, и России. Кроме того, повышение внимания Москвы и Астаны к техническому оснащению пограничных и таможенных служб, которое оставляет желать лучшего, поможет решить многие проблемы взаимоотношений между Россией и Казахстаном. 

  Экономические темы  также вызвали у нас интерес для обозрения и  не были оставлены на заднем плане, тем более, что они влияют не только на взаимоотношения между Москвой и Астаной. Это и понятно, ведь перспективы взаимодействия в сфере топливно-энергетического комплекса, то есть в области транспортировки нефти и газа, совместного освоения углеводородных ресурсов северного Каспия, не только могут позитивно влиять на экономическую ситуацию в сопредельных странах, но и способствовать росту либо стабильности, либо конфронтации в регионе.

Пример тому - подписание двухстороннего договора между Казахстаном и Россией (2002г.) по разграничению дна Северного Каспия, который вызвал неоднозначную реакцию, как у литоральных стран, так и у мирового сообщества. Все по-разному восприняли процессы по разграничению зон                                                                                            ответственности на Каспии.

  Нужно учитывать, что повышение инвестиционной привлекательности Каспия повлекло за собой активизацию действий крупнейших нефтегазовых компаний мира в данном регионе. Это стало как позитивным фактором в развитии экономики каспийских государств, так и негативным - по причине обострения внешнеполитических связей между Ираном с одной стороны и России с Казахстаном с другой.

Но в этом случае Москва и Астана выступили как партнеры, что не может не говорить и о выгодах сотрудничества, которые преследуют в ближайшем будущем две страны.

  Так же было бы наивным для нас  опустить из вида обсуждение вопросов по взаимодействию России и Казахстана в региональных организациях - таких как СНГ, ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭс. Вероятно, что и здесь рассматривалась инициатива Москвы об усилении контроля за распространением вооружения в регионе, в том числе и российского производства, так как еще не забыты сделки с перепродажей переносных зенитно-ракетных комплексов типа "Игла" и "Стрела" в страны дальнего зарубежья. 

 И остается довольно известным фактом, что Астана проводит многовекторную внешнюю политику, что находит свое подтверждение и в ее программах военного сотрудничества. Введен новый раздел о коалиционном военном строительстве, в котором речь идет исключительно о сотрудничестве с ОДКБ[1]. Тем самым подчеркивается значимость Организации в укреплении национальной безопасности Республики и приоритетность коалиционного сотрудничества, прежде всего с Россией.

  В ходе исследования, нами были поставлены наиболее важные вопросы из истории внутриполитических отношений между двумя сопредельными государствами.












 

 

Роль России в  поддержке и обеспечении обороноспособности Казахстана


Между двумя странами с 1992 г. подписано около 60 договоров и соглашений в военной сфере. Так, исходя из Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, Договора о военном сотрудничестве, Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками ОДКБ от 20 июня 2000 года, стороны определили ключевые договоренности:

- о поставках вооружения и военной техники в Казахстан по ценам, применяемым в России для собственных Вооруженных Сил;

- о подготовке казахстанских военных кадров в России на льготных условиях.

До 2004-2005 гг. вооружение поставлялось за счет использования Россией военных объектов на территории Казахстана. Кроме того, в связи с бюрократическими сложностями договоренность о льготных поставках оставалась на бумаге. Перемены произошли в 2003 г., когда ремонт казахстанской техники на российских заводах и поставки запчастей начали вестись по сниженным ценам[2]. В рамках ОДКБ готовность России к осуществлению льготных поставок подтвердилась только в 2004 г.

Военно-техническое сотрудничество начало набирать обороты в 2005-06 гг. Казахстан приобрел 80 бронемашин БТР-80А[3], автомобильную технику, современные радиостанции, современное оружие и др.[4] В ноябре 2007 года на аэродроме Астаны приземлились два новых вертолета – Ми–17 В–5, поставленные с Казанского вертолетного завода. Всего в период с 2002 г. по настоящее время в Вооруженные Силы РК поступило более 10 вертолетов данного типа[5]. Рассматривается вопрос о поставках современных кораблей для охраны нефтяных запасов Казахстана на Каспии.

Другим приоритетом является сотрудничество в сфере военного образования. Подготовка казахстанских военнослужащих в военно-учебных заведениях Российской Федерации (РФ) основана на Договоре между РК и РФ о военном сотрудничестве, заключенном 28 марта 1994 г., и Соглашении стран-участников СНГ от 6 марта 1998 г. о развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров. В рамках этих договоренностей само обучение было бесплатным, а содержание военнослужащих осуществлялось за счет направляющей стороны. Однако Казахстан обучал своих солдат за счет аренды Россией объектов, находившихся на его территории. За период с 1993 по 2006 гг. обучение в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ завершили 2475 казахстанских военнослужащих.

По «Соглашению о подготовке военных кадров», подписанному в июне 2005 г. на Московском саммите глав государств ОДКБ, подготовка кадров в военных ВУЗах России стала осуществляться на льготных и безвозмездных условиях. В последнем случае направляющая сторона ничего не платит - ни за обучение, ни за содержание своих граждан. Так, по данному соглашению в 2005-2006 гг. в России обучалось 238 человек на безвозмездной основе, и 152 офицера Казахстана - на льготной. Отдельное внимание с 2006 г. РК уделила подготовке в российских военно-учебных заведениях офицеров по космическим специальностям.

По словам представлявшего в Госдуме документ статс-секретаря – заместителя министра обороны РФ генерала армии Н.Панкова, Россия планирует выделить на реализацию Соглашения в текущем 2008 г. 1 млрд 115 млн рублей. Аналогичные суммы предусматриваются на 2009 и 2010 гг. уже принятым трехлетним российским бюджетом[6]. Это позволит Казахстану активизировать обучение офицеров и усилить кадровый состав казахстанской армии. Кроме того, российский опыт военных вузов был взят на вооружение при создании национальной казахстанской системы военного образования, а к учебному процессу в Национальном университете обороны, по словам Минобороны РК, привлечен профессорско-преподавательский состав из этой страны[7].

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты