План проведения заседаний «родительских школ» разбили на тематические группы:
- работа с семьями детей-инвалидов;
- работа с неблагополучными семьями;
- работа с семьями детей, склонных к девиантному поведению;
- работа смешанных семейных групп;
- работа с благополучными семьями, желающими предотвратить отклонения в социальном поведении детей;
- работа с семьями, в которых наблюдалось насилие в различных его проявлениях.
Сначала участники встреч не очень уютно чувствовали себя, но потом, поняв, что все делается для их пользы, они все активнее включались в обмен мнениями, обсуждение проблемы, вступая с предложениями, «заявками» по теме следующих занятий. Дальше решили, что уже сложившиеся группы должны брать к себе «новеньких», но только число участников не должно превышать 5-6, иначе обмен мнениями быстро превратится в простой «базар».
Тематика бесед расширялась, становилась более конкретной. Стало понятно, что «родительские школы» начали действовать, когда в управление обратились женщины за временным проживанием в социальной гостинице, а за это время кардинально был разрешен вопрос о разводе и дележе имущества – так была начата борьба с насилием в их семьях. Родители детей-инвалидов разобрались в том, как лучше научить своего ребенка общаться со сверстниками, не стыдясь своего физического состояния, а кто-то понял, какую помощь может оказать государство в решении его насущных проблем.
Информация о работе «родительских школ» была дана в газете, появилась на информационных стендах в сельских округах. Работники социальной службы предложили задавать вопросы анонимно, пообещав ответы опубликовать в районной газете или сообщить на родительских собраниях в школах. И вопросы стали поступать, а значит. И подтверждает свое право на жизнь новая форма работы с семьей – «родительские школы». Среди вопросов «без автора» появились вопросы от самих детей, и это тоже шаг вперед.
Выявление проблем помогло не только определиться с видом психологической и разъяснительной помощи семье. Начало строиться расширенная система работы с семьей – привлекались специалисты медицинских учреждений, учреждений культуры – оказывается, кому-то нужна была помощь и в том, чтобы определить ребенка в кружок по интересам или спортивную секцию. Расширились возможности выявления не только неблагополучных семей, но и творческих, активных, интересующихся расширением своих возможностей по воспитанию и образованию детей. Расширились формы работы по профориентации детей, особенно детей-инвалидов. Сложилась своеобразная «цепочка помощи», включающая в себя не только привычные формы поддержки семей, детей, но и помощь в более широком ее понимании.
Самым полезным оказалось, то, что через некоторое время родители сами стали изъявлять желание рассказать другим о способах решения проблемы, путях, которые привели их самих к нужному результату. Темы занятий по заявкам родителей сложились такие: «Трудный» ребенок в школе; «Трудный» - не значит не исправимый; Как научить учиться; Льготы и социальные гарантии многодетным семьям; Наркотики – начало можно предотвратить; Проституция в молодежной среде; Насилие дома – как не стать жертвой; Труд несовершеннолетнего работника; Пособия семьям с детьми; Развод: права и обязанности; Льготы семьям с детьми: новое в законодательстве РФ; Стресс: способы выхода, как его предотвратить? Как позвонить на телефон доверия? Неродной родитель: проблемы, общение, жизнь в месте; Как помочь ребенку с ОВЗ? Семейный кодекс на защите прав семьи и детей; Профессии доступны всем; Проблемы полового воспитания детей; Материальная помощь семьям с детьми; Семья: права и обязанности родителей и детей.
Это лишь неполный перечень тех тем, к которым обращались специалисты социальной службы Краснодарского края по заявкам родителей в ходе заседаний «родительских школ». При проведении опросов или анкетировании родителей прямо на заседаниях многие из них узнавали о себе и своем подходе к проблеме новое, то, чего они никак не ожидали.
Были случаи, когда родители, придя на заседание и поняв, что дело это добровольное, уходили, посчитав, что пользы для них не будет, а может быть, просто испугавшись того, что они смогут узнать о себе. С такими приходится работать индивидуально, и не всегда, к сожалению, они возвращаются на заседания «школ».
В Краснодарском крае работа продолжается, расширяется тематика, изменяется круг участников заседаний, привлекается более широкий круг специалистов из других отраслей. Возможно, придет время, когда и в других областях начнут возникать такие «родительские школы». Пусть это решит жизнь – самый мудрый и опытный учитель.
Таким образом, делая вывод, хочу, отметь, что разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации. Различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.
2. Социальные проблемы семьи
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, одним из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 миллионов семей. Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях: муж, жена, родители, дети и другие родственники, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.1
Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одной из главных объектов социальной работы.
Современная семья переживает сложный этап эволюции – переход от традиционной модели к новой. Развитие современной российской семьи происходит в условиях, усложненных социально-экономическим кризисом, когда многие семьи, лишившись привычной и нормальной экономической подпитки, были выброшены на обочину жизни, в одночасье, став нищими и дезадаптированными. Неустойчивое материальное положение, каждодневная угроза безработицы и сопровождающие безработицу материально-психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок, не могли, не отразится на степени удовлетворенности браком.2
Следствием этих негативных явлений явилось увеличение количества абортов, рождение нежеланных детей, появление «отказных» младенцев, «омоложение» проституции, алкоголизма и наркомании. Помимо объективных социально-экономических условий, существуют и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системах «отец-мать», «родители-дети»: неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, неумение, а, зачастую, и нежелание понимать проблемы своего ребенка, и, в свою очередь, отсутствие у детей уважения к старшим, ставшее результатом экономического «падения» родителей.
Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них. Число родившихся в таких семьях не позволяет обеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей, родившихся в не брака. С 2000 по 20006 год оно возросло с 15% до 24,5%. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роль и функциональная зависимость супругов, положение детей. С 1996 по 2006 год родилось почти на 5 миллионов детей меньше, чем за предыдущие 10 лет. Количество молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 миллиона, то есть почти на 10%. Детское население страны составляет в настоящее время около 37 миллионов человек. В ближайшие 2-3 года детей в школах станет на 33% меньше.
Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе.
Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определи печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные. В 2001 году в стране родилось 1,8 миллионов детей, в 2002году – 1,6 миллионов, в 2003 году всего 1,4.
Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. И если на Западе этот процесс происходит постепенно, то в России этот процесс носит революционный характер привел, к тому, что с 1990 по 2000 год количество людей, состоящих в браке, на 1000 человек населения уменьшилось на 1,7%, а с 2000 по 2002 год – на 1,8%. То есть всего за два года сократилось больше, чем за последние 10 лет, и процесс этот стремительно набирает скорость.3
Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием» помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.
Жизнь каждой семьи, каждого ребенка своеобразна и уникальна. Дети, развитие которых отличается от общепринятой нормы, считаются нетипичными. Это могут быть либо одаренные дети, либо дети с ограниченными возможностями в здоровье. Последние имеют определенные трудности в результате заболевания, неприспособленности внешней среды к их особым нуждам. И именно такие дети, нуждаются не только в современной медицине, восстановительных центрах, а, прежде всего в семье, ведь осознание каждым ее членом своей роли в воспитании такого ребенка, создает ту мягкую и жизненную необходимость для малыша среду нормального развития и взросления. По выражению американского психолога Сальвадора Минухина, «Дорога – это то, как ты идешь по ней». Сам факт рождения «нестандартного» ребенка может повлечь за собой глубокие психологические переживания, нередко приводящим к тяжелым депрессивным состояниям и, как следствие, распаду семьи. Стратегия поведения семьи в случае появления ребенка-инвалида связана, прежде всего, с жизненной философией самой семьи: «Это наш ребенок, мы его любим и вместе поможем ему пройти все трудности». Другой вариант звучит приблизительно следующим образом: «То, что случилось – это судьба, от судьбы не уйдешь, ничего исправить нельзя». Причина этой пассивности зачастую кроется в нежелании родителей заниматься проблемами своего ребенка, что, кстати, является следствием психологических или социальных факторов. В качестве иллюстрации к сказанному могу привести пример: Сережа Ш., тяжело болен ДЦП, передвигается при помощи вспомогательных средств, воспитывается только матерью. Как только мать мальчика поняла, что у сын серьезные проблемы со здоровьем, сразу уволилась с работы и полностью посвятила себя сыну. По мере взросления ребенка очень мягко и тактично объясняла ему, что, несмотря на то, что он выглядит не так, как другие, тем не менее, ничем не отличается от сверстников, и время проявить ему себя еще придет. Мать бережно поощряла любую заинтересованность мальчика: он неплохо рисовал, лепил из пластилина, а позже – из глины, изучал английский язык в качестве дополнительного образования. Кстати, имея показания к обучению на дому, с первого класса посещал общую школу, совершенно естественно был принят сверстниками, имел друзей, хорошо учился в школе. Таким образом, именно мудрый подход матери к проблемам своего сына в дальнейшем научил его принимать жизнь такой, какая она есть, полноценно воспринимая все ее радости и горести.4