Семья как социальный институт и объект социальной работы

По этому семья выступает в качестве социального института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных, а важнее всего, объединять своих членов чувством любви, общности и давая возможность делиться с другими трудностями и радостями жизни.

Сущность семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи является репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:

- ростом числа малодетных семей;

- приростом числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;

- тенденции к отделению молодых семей от родительских;

- увеличение доли семей с одним родителем в результате, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.

Отсутствие продуманной государственной политики социального обслуживания семей и детей приводит к нежеланию женщин иметь детей. Сегодня только в трех регионах Ингушетии, Тыве, и Дагестане, коэффициент рождаемости превышает тот, который нужен воспроизводства поколения – 2,1, в то время как в Москве он составляет 1,19, а Санкт-Петербурге – 0,95.

Сложной проблемой, существенно подрывающей здоровье женщин, остается прерывание беременности. Если в Англии на 1000 миллионов женщин детородного периода приходится 12 абортов, а в Голландии всего5, то в России - 60. из 35 миллионов россиянок в юном детородном расцвете сил 7 миллионов бесплодны. Увеличивается с каждым годом количество брошенных детей сегодня в России их насчитывается 600 тысяч и 2 миллиона 3000 тысяч беспризорников, у 90% которых есть родители.

Преобладающий тип семей в стране 67% – это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них.

Сложных семей 3,4 – включающих две супружеские пары или более.

Значительную долю составляют неполные семьи – 13%. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка.

Для целевой государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию – объективному риску социальной уязвимости, а значит, нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку в семье один кормилец, в трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. Их насчитывается около 1,5 миллиона. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми, а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов. Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку. Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями – это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время около 2 миллионов.

Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми. Таких семей около 6 миллиона.

В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей.

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, - это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей.

Основной разряд семей составляют девиантные семьи. Это семь алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и других. От 2 до 4 миллионов беспризорных детей заняты попрошайничеством и нищенствованием.

По данным МВД России, на учете в организациях милиции находятся свыше 620 тысяч подростков-правонарушителей и 113 тысяч родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40% устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни. Спасаясь от жестокого обращения и насилия, около 50 тысяч подростков ежегодично уходят из дома, 2 тысячи кончают жизнь самоубийством. Усиливается тенденция жестокого обращения с детьми.

Из года в год увеличивается число бедных людей. Сегодня у 54% россиян доход ниже прожиточного минимума. По данным Всероссийского центра уровня жизни, наше общество выглядит так: бедные – 54,7%, молообеспеченны - 26,6%, средние слой населения – 14,4% и обеспеченные – 4,3%.

У малообеспеченных на доходы приходится 2-2,5, прожиточных минимума, у средних – 6-7 прожиточных минимума, 20% самых составляющих граждан сосредоточено 60% всех доходов. Разрыв в оплате труда между отраслями увеличился в 10 раз по средне зарплате. В 42 из 89 регионах России средний доход ниже или на уровне порога бедности. По данным департамента социального развития аппарата правительства, последствия повальной бедности – рост смертности, ухудшение здоровья, катострафический рост алкоголизма, наркомании, числа беспризорных детей – представляют реальную угрозу национальной безопасности.

В современных условиях за чертой бедности оказались не только социально уязвимые семьи: многодетные, неполные, семьи инвалидов, но и семьи, считавшиеся прежде благополучными.

Таким образом, делая вывод, хочу отметить, что наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе семей, демографической ситуации, появляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей семей, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенства; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.


3. Социальная защита семьи


Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависит занятость населения в сфере общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1. денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей.

2. трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3.бесплатные выдачи семье и детям детское питание, лекарства, одежда, обувь, питание беременным женщинам.

4.социальное обслуживание семей: оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование.

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий.

Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты является:

- реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми;

- адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

- совершенствование организации социальной защиты на формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

- широкое использование активных форм социальной поддержки населения.1

Основными принципами социальной работы с семьей является:

- приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;- уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

- соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

- обоснование использование власти и контроля;

- учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».2

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Примером воплощения в жизнь программы «Дети России» может послужить Ханты-мансийский автономный округ. На этом примере можно проследить, как и что было сделано для реализации программ Департаментом социальной защиты населения автономного округа.

В Ханты-мансийском автономном округе разработаны целевые программы по обеспечению прав и интересов детей. Одна из них - «Дети Югры», межведомственная программа.

На Департамент социальной защиты населения возложены функции межведомственного координатора работы органов исполнительной власти автономного округа по реализации программы «Дети Югры».

Окружная программа «Дети Чернобыля» обеспечила дополнительные меры социальной защиты 877 детей, пострадавших от воздействия радиации, в том числе 96 детей неработающих граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. Школьники обеспечиваются бесплатным питанием, их направляют в оздоровительные лагеря, и в первую очередь детей и подростков неработающих граждан, обеспечивают санаторно-курортными путевками.

Расход на реализацию окружной программы «Дети Чернобыля» в 2006 году возросла по сравнению с 2001 годом в 2,5 раза и составила 6398,75 тысяч рублей.

В рамках целевых программ учреждений социального обслуживания семьи и детей автономного округа Министерством труда и социального развития Российской Федерации выделено:

- по программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - швейное оборудование, оборудование для комнаты психологической разгрузки, автотранспорт на сумму 310,7 тысяч рублей;

-  по программе «Дети-инвалиды» - комплект тренажеров для развития двигательных функций у детей-инвалидов на сумму 42, 4 тысяч рублей;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты