Монтескье сознавал важность преемственности идей в правопонимании, необходимость учета всего лучшего, что накопила правовая мысль в истории, для формирования собственной концепции, Монтескье пытался дать синтез, обобщение всего накопленного политико-правового материала. "Я очень благодарен Гроцию и Пуфендорфу за то, – писал Монтескье в "Мыслях", – что они проделали большую часть этой работы до меня. Они ее выполнили с высоты гениев, которую я не мог бы достигнуть". Он много раз призывал воздать "должное новейшему времени, современному разуму, нашей религии, нашей философии, нашим нравам". Одновременно Монтескье критиковал Гроция, Пуфендорфа, иных теоретиков естественного права, которые занимались "публичным правом, основываясь на данных древней истории, исходя из требования строгой справедливости, впали в большие заблуждения".
Во времена Монтескье теория естественного права как в реакционных, так и прогрессивных ее вариантах была господствующим течением правовой мысли. Реакционные течения ставили перед собой задачу укрепления феодального права и королевского абсолютизма. Идейной их основой было вышеупомянутое "Политическое завещание" Ришелье.
Реакционным интерпретациям естественного права в французской правовой мысли первой половины XVIII века противостояло рационалистическое направление этой теории, в методологическом плане связанное с учениями Гроция, Спинозы, Гоббса, Локка.
Монтескье – сторонник рационалистического направления в понимании теории естественного права. Вместе с тем он видел слабости сугубо рационалистического истолкования естественного права и по-своему стремился их преодолеть в историко-факторологической интерпретации этой теории при помощи насыщения ее конкретным историческим материалом из истории права. Подобно другим теоретикам естественного права он различал право и закон, но пытался проанализировать их соотношение и взаимосвязь при помощи категории "дух законов".
В учении Монтескье право – это то, что предшествует закону и определяет его. Право является выражением справедливости. Только справедливое может быть правом. Справедливость, по Монтескье, имеет двойственный характер. С одной стороны, он наделял справедливостью людей от природы, считая, "что люди рождены, чтобы быть добродетельными и что справедливость – качество, присущее им также, как и самое существование. В истории о двух племенах троглодитов из "Персидских писем" Монтескье рисовал картину гибели того народа, в котором отсутствовали начала справедливости, где люди думали только о себе, своих потребностях и нуждах. Данную точку зрения он противопоставлял идеям Гоббса, который утверждал, что справедливость не имеет абсолютного существования, коренится в человеческом разуме и зависит от соглашений и договоров. Монтескье, напротив, подчеркивал, что справедливость вечна и не зависит от человеческих соглашений и законов, когда писал: "Если (люди) установили общества, то потому, что существуют принципы справедливости. Вот и все".
С другой стороны, Монтескье находил проявления справедливости в конкретной исторической действительности и характеризовал справедливость как определенное соотношение между вещами. "Справедливость – это соотношение между вещами: оно всегда одно и то же, какое бы существо его ни рассматривало, будь то бог, будь то ангел или, наконец, человек".
Вечность и врожденность справедливости вытекает из всеобщей закономерности, законообразности мира, которая охватывает и такой сложный феномен природы, как человек. А понимание справедливости как отношении между вещами дает объективный критерий различения права от произвола. Право в учении Монтескье идентично справедливым отношениям. "Законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей".
Произвол – это, согласно Монтескье, то, что не соответствует справедливым отношениям и законам. Таким образом, право в концепции Монтескье есть справедливые отношения между явлениями и вещами, оно носит объективный характер, познаваемый чувствами и разумом. Люди для своего блага могут познать справедливые отношения между вещами и затем создать положительные законы, которые бы соответствовали праву. "Законам, созданным людьми, – указывал он, – должна была предшествовать возможность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего, ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начерчен круг, его радиусы не были равны между собою".
Имея в виду прежде всего феодальное законодательство, Монтескье отмечал, что оно не соответствует справедливым отношениям, праву. "Большинство законодателей, – писал он, – были людьми ограниченными, которые только случайно оказались во главе других и не считались ни с чем, кроме собственных предрассудков и бредней". Публичное право феодальной Европы, самый большой раздел положительных законов, по его мнению, "учит государей, до каких пределов могут они нарушать справедливость, не нанося ущерба собственным интересам". А наука оправдывающая такое законодательство, возводит неисправность в систему.
Цель учения Монтескье о праве в том, что бы справедливое право стало основой положительного законодательства. Для реализации этой цели просветитель считал важным дать людям основы необходимых знаний, методы и пути познания справедливых отношений. Эти задачи, однако, решаются не мгновенно, а в процессе длительного развития человека и общества при помощи воспитания и просвещения людей, но прежде всего – законодателей.
Сложность реализации права в человеческих отношениях заключается в непостоянстве, противоречивости поведения человека в процессе его исторического развития. Монтескье рассматривал человека не только с его физической, но и с духовной стороны, делая акцент на разуме, страстях, чувствах в различные периоды истории. В его концепции поведение людей изменяется при изменении физических, социальных, исторических условий их жизни. В характерах людей, в условиях их жизни Монтескье усматривал корыстные начала, которые приводят к тому, что люди не следуют праву даже тогда, когда знают и "улавливают" справедливые отношении. "Справедливость возвышает свой голос, но он заглушается шумом страстей. Люди могут совершать несправедливости, потому что они извлекают из этого выгоду и потому что свое собственное благополучие предпочитают благополучию других".
В таком случае реализация права в отношениях между людьми, указывал Монтескье, возможна только тогда, когда оно получает общеобязательный характер при помощи государства, основной функцией которого становится законотворчество, вытекающее из знания справедливых отношений. В концепции Монтескье право, законодательство и государство взаимосвязаны и взаимообусловлены. Право в политическом обществе существует в том случае, когда оно сформулировано в виде положительных законов государства и реализуется при помощи принудительной силы его органов. В свою очередь законодательство будет правом только тогда, когда законодатель выявит справедливое право из многообразия закономерных, необходимых отношении между людьми и сформулирует его в виде положительных законов государства.
Принципиальная возможность совпадения права и законодательства коренится в разумности человеческой природы. Разум возвышает человека над всеми другими существами, давая ему возможность создавать законы, соответствующие справедливому праву. Монтескье писал: "Единичные разумные существа могут сами для себя создавать законы". К этому люди приходят постепенно, по мере развития их мыслительных способностей. В дообщественном состоянии человек – существо чувственное, он "обладает не столько познаниями, сколько способностью познания", его деятельность определяется такими же инстинктами, соответствующими законам природы, как и у животных. В дообщественном состоянии, по Монтескье, человек управляется лишь естественными законами, среди которых он называл мир, стремление добывать себе пищу, желание жить в обществе и др.
На стадии соединения людей в обществе, когда мыслительные способности развились и у них появилось отвлеченное мышление, когда человек "доходит до приобретения познаний", становится разумным существом, былые естественные законы изменяются: мир превращается в войну, слабость – в силу, а вместе с этим появляются законы, созданные людьми при помощи разума. Вновь возникшее право Монтескье определяет как "человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли"; положительные законы становятся определением разума.
Разумное, а значит, и правовое всегда в той или иной мере присутствует в положительных системах законодательства, но степень их разумности различна. Она зависит от уровня развития общественного сознания, просвещенности, образованности как правителей, законодателей, так и народа, от системы воспитания, физических, исторических, социальных условий жизни конкретного общества, его формы правления и т. д. Одним словом, правомерность, правовой характер законов зависит от исторического уровня развития того или иного народа и соответствующего ему государства. С изменением исторической обстановки и практики в таком обществе должны изменяться и его положительные законы. "Человеческим законам, – указывал Монтескье, – свойственно от природы подчиняться всем видоизменяющимся обстоятельствам действительности...". Релятивность, изменчивость законов, созданных людьми, – обстоятельство, постоянно подчеркиваемое и тщательно исследуемое в историко-факторологической концепции права Монтескье.
Изменчивость законов ведет к тому, что законодатели постоянно должны создавать новые законы и отменять отжившие старые. Процесс законотворчества у Монтескье – это не создание вечного "кодекса природы", а непрерывный процесс, как непрерывна сама история. Поэтому он считал необходимым найти в существующей действительности те факторы, которые бы определяли содержание положительного права, были бы той объективной основой, учитывая которую законодатели могли бы правильно составлять и изменять законы.
Согласно Монтескье, люди в обществе управляются не произвольно, а в соответствии с различными факторами общественного развития, влияющими на природу людей и характер их отношений между собой в процессе общения. "Государства, – подчеркивал он, – управляются пятью различными факторами: религией, максимами правления, законами, нравами и обычаями. Эти факторы находятся во взаимосвязи друг с другом. Если вы измените один из них, то другие неизбежно последуют за ним". Факторы общественного развития формируют в государстве "общий дух" нации, представляющий собой определенный тип мышления и поведения людей в обществе. "Общий дух" нации определяет исторические судьбы того или иного общества и является результатом взаимодействия факторов общественного развития не только в настоящее время, но и в процессе исторического развития нации. Для законодателя задача определения "общего духа" связана с установлением "духа законов" как отношения факторов общественного развития (климата, правил правления, нравов, обычаев, религии и др.) к положительным законам государства.
Разумный законодатель, зная факторы, определяющие "дух законов" и его соотношение с законодательством в государстве, может создать и периодически изменять соответствующую "духу законов модель законодательства, адекватно отражающую справедливое право государства на определенном этапе ее исторического развития. Вот почему в концепции Монтескье нет двух правовых систем: естественной и положительной, имеющих одинаковую нормативную силу. Положительное, законодательство государства в определенной степени является естественным, поскольку отражает в тебе "дух законов". Однако, согласно Монтескье, законодатель постоянно должен различать право и закон, приводить в соответствие с "духом законов" положительные законы государства, в противном случае это угрожает целостности и стабильности данного государственного строя и тех отношений, которые он защищает. Различая право и закон, Монтескье тем самым боролся за прогрессивную для того времени идею необходимости соответствия законодательства закономерному развитию социальных явлений. Категория "дух законов" стала основной идеей его правопонимания. Под воздействием каких факторов общественного развития формируется "дух законов" каждой страны и способы его выявления? – вот дальнейшая тема рассуждений Монтескье о законодательстве.