Для государственного органа характерны следующие признаки:
- государственный орган, как и государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное образование;
- государственный орган есть элемент государства;
- государственный орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокупность элементов - подразделений государственного органа) и свою структуру (способ связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;
- государственный орган есть разновидность государственной организации;
- от других государственных организаций государственный орган отличает то, что он наделен государственно-властными полномочиями;
- каждый государственный орган имеет свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать;
- в рамках своей компетенции государственный орган выступает от имени государства;
- каждый государственный орган имеет свои функции.
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования».
Говоря о принципах формирования и деятельности государственного аппарата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов государства. К таким принципам в литературе относят:
- принцип приоритета прав человека;
- принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;
- принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
- принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;
- принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;
- принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;
- принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;
- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,
- принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.
59. Закономерности возникновения права и его признаки
Любое государство, наряду с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти “нити” согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Государство выступает и как организация политической власти общества. Для нашей страны
и для стран ближнего зарубежья государство на данном этапе своего развития соответствует уровню развития демократии, характеризующейся гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда. Демократические государства опираются на право, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридических норм, выражающих интересы общества. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер. Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства – признавать и осуществлять эти права.
Основные признаки права:
- Право выражает волю экономически господствующего класса.
- Право является средством навязывания этой воли всему населению.
- Право направлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительной силой государства. Государство невозможно без права.
- Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве
- Между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве.
60. Формы осуществления функций государства
В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности, в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.
Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.
Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание - парламент России.
Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.
Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.
Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
61. Понятие и классификация прав человека и гражданина
Права́ человека — права, образующие основу правового статуса личности.
Права и свободы человека и гражданина могут разделяться на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах).
В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина.
Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека
К личным правам обычно относят:
1. Право на жизнь
2. Право на свободу и личную неприкосновенность
3. Право на достоинство личности
4. Право на неприкосновенность частной жизни
5. Право на неприкосновенность жилища
6. Право на национальную и культурную самоидентификацию
7. Свобода совести и свобода мысли
8. Свобода передвижения и выбора местожительства;
9. Cвобода выбора национальности и языка общения
10. Право на судебную защиту
11. Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)
12. Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции
Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
К политическим правам, как правило, причисляются:
1. Свобода слова (свобода информации)
2. Право на гражданство
3. Право на объединение (свобода союзов)
4. Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)
5. Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
6. Право на участие в отправлении правосудия
7. Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)
8. Свобода средств массовой информации
9. Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)
К социально-экономическим и культурным правам относятся:
1. Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
2. Трудовые права (право на труд и свободу труда)
3. Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
4. Право на социальное обеспечение
5. Право на жилище
6. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
7. Право на благоприятную окружающую среду
8. Право на образование
9. Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
10. Право на участие в культурной жизни
11. Академические свободы
62. Государство и общественные организации
Общественная организация — неправительственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей.
Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) похожи на нормы права тем, что:
а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах (уставах, положениях и др. актах);
б) внутрисистемные;
в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;
г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому контролю;
д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм.
Отличает их от норм права то, что они, во-первых, выражают волю и интересы членов данной организации и распространяют свое действие на них;
во-вторых, регулируют прежде всего внутриорганизационные отношения;
в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой организации) мерами воздействия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12