Шпора на ГОС по ТГП

Для государственного органа характерны следующие признаки:

- государственный орган, как и государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное образование;

- государственный орган есть элемент государства;

- государственный орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокупность элементов - подразделений государственного органа) и свою структуру (способ связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;

- государственный орган есть разновидность государственной организации;

- от других государственных организаций государственный орган отлича­ет то, что он наделен государственно-властными полномочиями;

- каждый государственный орган имеет свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать;

- в рамках своей компетенции государственный орган выступает от име­ни государства;

- каждый государственный орган имеет свои функции.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные, ключевые идеи и положения, ле­жащие в основе его построения и функционирования».

Говоря о принципах формирования и деятельности государственного ап­парата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов го­сударства. К таким принципам в литературе относят:

- принцип приоритета прав человека;

- принцип законности и конституционности в организации и деятельно­сти государственного аппарата;

- принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государствен­ных органов;

- принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;

- принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;

- принцип иерархичности в построении и принцип субординации в дея­тельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и по­дотчетности нижестоящего органа вышестоящему;

- принцип координации в деятельности государственных органов, выра­жающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;

- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,

- принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.

59. Закономерности возникновения права и его признаки

Любое государство, наряду с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество.       Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти “нити” согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Государство выступает и как организация политической власти общества. Для нашей страны

и для стран ближнего зарубежья государство на данном этапе своего развития соответствует уровню развития демократии, характеризующейся гласностью, многопартийностью, свободными  выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда. Демократические государства опираются на право, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридических норм, выражающих интересы общества. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер. Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства – признавать и осуществлять эти права.

Основные признаки права:

-         Право выражает волю экономически господствующего класса.

-         Право является средством навязывания этой воли всему населению.

-         Право направлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительной силой государства. Государство невозможно без права.

-         Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве

-         Между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве.

60. Формы осуществления функций государства

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности, в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание - парламент России.

Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

61. Понятие и классификация прав человека и гражданина

Права́ человека — права, образующие основу правового статуса личности.

Права и свободы человека и гражданина могут разделяться на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах).

В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина.

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека

К личным правам обычно относят:

1.        Право на жизнь

2.        Право на свободу и личную неприкосновенность

3.        Право на достоинство личности

4.        Право на неприкосновенность частной жизни

5.        Право на неприкосновенность жилища

6.        Право на национальную и культурную самоидентификацию

7.        Свобода совести и свобода мысли

8.        Свобода передвижения и выбора местожительства;

9.        Cвобода выбора национальности и языка общения

10.     Право на судебную защиту

11.     Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

12.     Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

К политическим правам, как правило, причисляются:

1.        Свобода слова (свобода информации)

2.        Право на гражданство

3.        Право на объединение (свобода союзов)

4.        Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

5.        Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

6.        Право на участие в отправлении правосудия

7.        Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

8.        Свобода средств массовой информации

9.        Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

К социально-экономическим и культурным правам относятся:

1.        Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)

2.        Трудовые права (право на труд и свободу труда)

3.        Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

4.        Право на социальное обеспечение

5.        Право на жилище

6.        Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

7.        Право на благоприятную окружающую среду

8.        Право на образование

9.        Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

10.     Право на участие в культурной жизни

11.     Академические свободы

62. Государство и общественные организации

Общественная организация — неправительственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) похожи на нормы права тем, что:

а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах (уставах, положениях и др. актах);

б) внутрисистемные;

в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;

г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому кон­тролю;

д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм.

Отличает их от норм права то, что они, во-первых, выражают волю и ин­тересы членов данной организации и распространяют свое действие на них;

во-вторых, регулируют прежде всего внутриорганизационные отношения;

в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой организации) ме­рами воздействия.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты