Система административного права
Содержание
1. Понятие и виды субъектов административного права
2. Взаимодействие органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления
3. Система административных наказаний
4. Управление в сфере экономики, финансов и банковско-кредитного дела
5. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996 г.)
1. Понятие и виды субъектов административного права
Субъекты административного права - это физические и юридические лица, государственные органы, действующие в сферах общественных отношений, урегулированных государственным воздействием посредством административно-правовых норм.
В соответствии с различным правовым статусом выделяют общих и специальных субъектов административного права.
Основными субъектами административного права являются органы исполнительной власти Российской Федерации. Основной чертой деятельности органов государственной власти в управленческой сфере является ее исполнительно-распорядительный характер. Сущностью такой деятельности является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов, где цель достигается посредством использования юридически властных полномочий, что по иному именуется как распорядительство. Государственное управление осуществляется органами исполнительной власти в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Систему органов исполнительной власти в Российской Федерации образуют:
1) Правительство - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации; 2) федеральные органы исполнительной власти; 3) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 4) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней: федерального и субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. Этот признак обусловлен федеративным государственным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. На всю территорию России свою деятельность распространяют: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность соответственно в пределах своей территории, т. е. части территории России.
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства; федеральные службы России; российские агентства.
Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть: правительства (советы министров, мэрии, администрации); министерства; департаменты; главные управления, управления, отделы и иные органы.
В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на: а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности; б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности; в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение.
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются: а) коллегиальные органы управления; б) единоначальные органы.
Субъектами административного права являются также предприятия и учреждения, выполняющие отдельные государственные функции. Например, учреждения системы здравоохранения частично выполняют социальную функцию государства.
Граждане РФ и юридические лица как субъекты административного права действуют в сфере общественных отношений, регулируемых государством, на основе соблюдения административно-правовых норм. Административно-правовые нормы запрещают, обязывают или дозволяют определенную форму поведения гражданам. Административному праву присуще преобладание обязывающих и управомочивающих норм. И, как видно, административно-правовые нормы реализуются преимущественно путем активных действий - применения, использования, исполнения.
Правовой статус граждан РФ и юридических лиц в административном праве определен Конституцией РФ, КоАП, ГК РФ, федеральными законами и другими правовыми актами. Субъектами административной ответственности могут быть только 16-летние вменяемые граждане.
Общественные объединения, так же как и юридические лица являются субъектами административного права. Их правовой статус определен в ФЗ "Об общественных объединениях".
Специальными субъектами административного права являются военнослужащие и иностранные граждане.
Статус военнослужащих в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" определен как совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства определен международно-правовыми актами и международными договорами РФ, а также Конституцией и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
2. Взаимодействие органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления
Местное самоуправление, хотя и является независимым звеном в системе публичной власти РФ, однако не исключается из процесса управления государством в целом. Взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления можно определить как совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение как общегосударственных, так и местных вопросов. Данное взаимодействие строится на определенных принципах, которые с одной стороны определяют, какими должны быть взаимоотношения между органами государственной власти и местного самоуправления, а с другой - какой должна быть модель поведения в отношениях этих органов друг с другом.
Можно сформулировать основные принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
· Принцип законности.
· Принцип целесообразности.
· Принцип самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции
· Принцип равноправия органов государственной власти и местного самоуправления.
· Принцип согласования интересов.
· Принцип обеспеченности ресурсами.
· Принцип взаимной ответственности.
В теории муниципального права выделяются три базовые модели взаимоотношений государственных и муниципальных органов власти.
1) Модель партнерства - рассматривает отношения местных и центральных властей как отношения партнеров и равноправных товарищей, преследующих общие цели и оказывающих необходимые услуги населению. Местное самоуправление понимается в первую очередь как органический элемент самовыражения соответствующего местного сообщества.
2) Агентская модель, где отношения между центральными и местными властями рассматриваются как отношения агента и принципала. Местные органы считаются своеобразным инструментом, посредством которого центральное правительство реализует свой политический курс на местах. Как следствие этого местное самоуправление является всего лишь административным средством осуществления управленческих функции на местах, нацеленным не столько на обеспечение местного представительства, сколько на предоставление услуг.
3) Модель взаимоотношений центральных и местных властей, в основе которой лежит концепция взаимозависимости. Отношения центральных и местных органов характеризуются как некоторой степенью их независимости, так и взаимозависимостью и определяются реальным властным потенциалом сторон, имеющимися в их распоряжении ресурсами (особенно финансовыми) и средствами давления.
В теории муниципального права России концепция взаимозависимости называется дуалистической моделью самоуправления. Эта модель взаимоотношений в том или ином виде постоянно присутствовала в Российской Федерации.
3. Система административных наказаний
Система наказаний представляет собой целостный инструмент административно-правового воздействия. Она не сводится к простому перечню видов наказания. Система наказаний должна отражать цели правовой и административно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.
В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
Все девять названных наказаний тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их, прежде всего, объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое наказание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты; применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.
Страницы: 1, 2