Система конституционного права

Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.




2. Общие принципы, институты и нормы

 

2.1 Общие принципы конституционного права


Общие принципы конституционного права – это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность.

М.В. Баглай, крупный ученый в области конституционного права, пишет по данному вопросу следующее: «Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами – напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание все же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права»1.

Итак, общими принципами конституционного права являются:

1. Суверенитет народа. Волеизъявление народа порождает государственную власть. Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ2.

2.                 Естественное право. К естественным правам обычно относят право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и иные принадлежащие человеку от рождения права и свободы. Следует признать и определенное воздействие данного принципа на развитие правотворческой деятельности российского государства. И подтверждением тому являются Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР и Конституция РФ 2004 г.

3.                 Приоритет охраны прав и свобод. Примечательной новеллой Конституции РФ, одним из ее принципиально важных положений является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью1.

Если же обратиться к современной России, то, как констатирует Комиссия по правам человека при Президенте РФ, нарушение не только законов, но и принципов и норм Конституции РФ, регулирующих права человека, – явление распространенное, имеющее тенденцию к расширению. Неуважение к закону, пренебрежение правами и интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию. Положение усугубляется размытостью, неопределенностью, противоречивостью, а то и полным отсутствием юридических правил и процедур, обеспечивающих защиту прав граждан.

Человек должен быть поставлен в такие юридические и фактические условия, при которых он может реализовать свои права. Создание подобных условий зависит, прежде всего, от государственной власти, на которую Конституцией РФ возложена обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

4. Разделение властей. По Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную[1]. Принцип разделения властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностями взаимно сдерживать друг друга. При этом ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но действовать изолированно они тоже не могут.

5. Независимое правосудие. В Конституции РФ закреплены важные положения: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства1. Разделение единой государственной власти на три ветви выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма.

6. Правовое государство. В ст. 1 Конституции РФ провозглашается: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»2. Эта норма сформулирована как норма-принцип, которой должны соответствовать другие нормы как самой Конституции РФ, так и других правовых актов.

Правовое государство – это государство, власть которого ограничена определенными пределами, указанными в законах. В России принцип господства закона в общественных отношениях развивался в трудах А.Н. Радищева, революционных высказываниях декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, трудах ученых юристов либерального направления – Н.М. Коркунова, А.Ф. Кистяковского, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева и других.

В Конституции РФ 2004 г. принцип правового государства нашел свое законодательное закрепление. Главное в идее правового государства – связанность, ограничение государства правом, обязанность государства и всех его органов подчиняться праву. Таким образом, главная характеристика правового государства состоит в том, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения органы государственной власти, должностные лица, граждане и их объединения, что прямо записано в ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»1.

Из выше сказанного следует, что общие принципы конституционного права являются единым фундаментом, на котором строится вся система данной отрасли.


2.2 Классификация конституционно-правовых институтов


Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы – это первооснова для создания системы конституционного права.

Так как главным критерием разделения конституционного права на институты является существование в ее рамках относительно обособленных групп общественных отношений – объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом (Приложение А):

1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. Нормы данного института занимают первое место в системе конституционного права. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:

а) основные принципы отношений человека и государства; б) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ1.

2. Институт конституционных основ прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

а) гражданство; б) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации; в) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения; г) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).

Круг субъектов-адресатов норм института федеративного устройства состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

Нормы этого института включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа), в соответствии с которыми строится система органов государства2.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты