Система конституционного права

4. Институт системы органов государственной власти и системы местного самоуправления. Структура института включает следующие части:

а) Президент; б) Федеральное Собрание; в) Правительство; г) конституционно-правовые основы организации судебной власти; д) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов; е) конституционно-правовые основы организации органов местного самоуправления; ж) избирательная система.

На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

Местное самоуправление наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.).

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

5. Институт Конституции. Конституция – самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве (Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации), непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции2. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуются особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.


2.3 Структура конституционно-правовых норм


Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма.

Норма права является основной «клеточкой», как всего права, так и любой его отрасли, в том числе и конституционного права.

Правила поведения, установленные правовой нормой, характеризуются такими чертами, как: 1) обязательность для каждого, кто оказывается в сфере ее действий; 2) формальная определенность: а) внешне выражаются в письменной форме в официальных документах; б) внутренняя определенность прав и обязанностей; 3) гарантия государства, т.е. возможность государственного принуждения в случаях их нарушения.

Любая юридическая норма имеет свою структуру, в том числе и конституционно-правовые нормы. Из теории государства и права известно, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Норма конституционного права может быть реализована в конкретных отношениях при наличии строго определенных жизненных обстоятельств, указанных в ее гипотезе. В качестве примера можно привести ч. 1 ст. 56 Конституции РФ, в которой четко сформулирована гипотеза: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия»1.

Следовательно, в гипотезе содержится условие или условия, при которых возникают, изменяются или прекращаются права или обязанности участников общественных отношений.

Под диспозицией понимается та часть нормы права, которая содержит само правило поведения, т.е. формулирует права и обязанности участников конкретных общественных отношений, урегулированных нормой права.

Третьим элементом правовой нормы является санкция, под которой понимается закрепленное в норме права указание на неблагоприятные последствия, наступающие в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения предписания правовой нормы.

Для норм конституционного права характерны правовосстановительные санкции.

Долгое время считалось, что конституционно-правовая санкция не является обязательным, конститутивным признаком конституционно-правовой нормы.

Так, В.А. Виноградов пишет: «Действительно, не все конституционно-правовые нормы (как и нормы других отраслей) полностью соответствуют теоретической модели, которая исходит из того, что понятие «санкция» связано с так называемой «логической структурой» правовой нормы. Отрицать то, что конституционное право редко закрепляет санкции в качестве структурного элемента своих норм, невозможно. Однако это следует считать скорее несовершенством законодательной политики и техники, чем непреодолимой закономерностью и уникальностью метода конституционно-правового регулирования».

Что же касается нормы права и, в частности, нормы конституционного права, то она, а точнее, ее структурные элементы могут быть закреплены в разных статьях нормативного акта. Например, в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ записано: «Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам…»[2]. Это – диспозиция конституционно-правовой нормы, а санкция за нарушение данного предписания предусмотрена, в частности, в части 6 ст. 125 Конституции РФ, которая гласит: «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу»[3].

Следует признать, что в нормах конституционного права гипотеза далеко не всегда находит внешнее выражение в том или ином нормативном акте.

Если гипотеза правовой нормы может конструироваться, вычленяться в результате мыслительного процесса, то санкция должна непременно присутствовать в норме конституционного права и быть закрепленной, выраженной в нормативном акте.

Сказанное выше дает основание сделать вывод: наличие трех элементов нормы права – диспозиции, гипотезы и санкции – обязательное условие для норм конституционного права. Отсутствие закрепленных в нормативных актах диспозиции – самого правила поведения или санкции за его нарушение – свидетельство отсутствия самой нормы конституционного права.

Виды конституционно-правовых норм: нормы конституционного права, как и нормы любой другой отрасли права, могут быть классифицированы по многим основаниям.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По предмету правового регулирования, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; федеративное устройство; основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; институт Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории. Такой нормой, например, является статья из общих положений Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»1. Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данного института права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм.

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции.

Коллизионные нормы определяют, какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению.

3. По характеру прав и обязанностей, которое содержится в диспозиции нормы, конституционно-правовые нормы по форме выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия Российской Федерации и ее субъектов, Президента РФ и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относится, в частности, норма: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»2.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. К обязывающей относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в части 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы»3.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их.

4. По характеру предписания конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта. Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения. Например, часть 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки»1, а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого.

5. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права. Например, часть 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»2. Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность. Например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ.

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Высшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством. Но при этом следует заметить, что и нормы Конституции не равны по своей юридической силе. Наивысшую юридическую силу имеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного права.

7. По территории действия различаются нормы конституционного права, действующие на территории Российской Федерации, на территории субъектов Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление.

В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

 

 


Заключение


В соответствии с выше изложенным, можно сделать вывод о том, что система отрасли конституционного права, «наводя своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права», в то же время является основой всей правовой системы страны, дающей начало, жизнь всем другим отраслям права, где Конституция РФ занимает место своеобразного ядра.

Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами – напротив, создает принципы их взаимодействия между собой чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования.

Имея ведущий характер в системе права Российской Федерации, система отрасли конституционного права не совпадает с системой Конституции Российской Федерации, но при этом нормы Конституции объединяются и структурируются в правовые институты системы конституционного права. Но первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы – это первооснова для создания системы конституционного права.

При этом ни одна отрасль национального права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства.

Конституционное право – основополагающая отрасль права, регулирующая наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство, т.е. территориальная организация государства; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в государстве.

Таким образом, система конституционного права России является основой всей правовой системы страны, дающей начало, жизнь всем другим отраслям права.


1 Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. – М., 2008. С. 258.

2 Ст. 15 ч. 1 Конституции РФ от 25.03.2004 г.

1 Ст. 102 ч. 1 п. з) Конституции РФ от 25.03.2004 г.

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2007. С. 20.

2 Ст. 3 ч. 1 Конституции РФ от 25.03.2004 г.

1 Ст. 2 Конституции РФ от 25.03.2004 г.

[1] Ст. 10 Конституции РФ от 25.03.2004 г

1 Ст. 118 ч. 1 и 2 Конституции РФ от 25.03.2004 г.

2 Ст. 1 ч. 1 Конституции РФ от 25.03.2004 г.

1 Ст. 15 ч. 2 Конституции РФ от 25.03.2004 г.

1 Ст. 135 Конституции РФ от 25.03.004 г.

2 Ст. 65 Конституции РФ от 25.03.2004 г.

1 В соответствии с гл. 9 (ст.ст. 134-137) Конституции РФ от 25.03.2004 г.

1 Ст. 56 ч. 1 Конституции РФ от 25.03.2004 г.

[2] Ст. 76 ч.5 Конституции РФ от 25.03.2004 г.

[3] Ст. 125 ч. 6  Конституции РФ от 25.03.2004 г.

1 В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ // СЗ РФ. 2003. 17 ноября.  № 46 (часть II) ст. 4447

2 Ст. 32 ч. 5 Конституции РФ от 25.03.2004 г.

3 Ст. 15 ч. 2 Конституции РФ от 25.03.2004 г.

1 Ст. 68 ч. 1 Конституции РФ от 25.03.2004 г.

2 Ст. 92 ч. 2 Конституции РФ от 25.03.2004 г.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты