Система личных неимущественных прав

Важным фактором формирования собственного достоинства является поведение других по отношению к нему, в частности, оценки, которые он получает со стороны окружения. Общественные оценки составляют честь человека. По этой причине честь и достоинство — понятия, которые в литературе и законодательстве используются в паре. Начало этому было положено в ст. 7 Основ гражданского законодательства 1961 г[101].

Названные понятия не только не тождественны, но между ними нет такого неразрывного единства, как это иногда утверждается в литературе[102]. Честь и достоинство нередко исследуются как единое плаго даже современными авторами[103], хотя появились публикации, в которых достоинство анализируется как самостоятельное нематериальное благо[104]. К Достоинство — плод внутренней мыслительной деятельности человека. Его уровень зависит от опенок окружения лишь в небольшой степени. Человек может демонстрировать гипертрофированное достоинство при отсутствии даже зачаточных представлений о порядочности.

Субъективное право на достоинство состоит в том, что человеку предоставлена исключительная возможность формировать представление о самом себе и свою самооценку. Эта возможность индивида включает в себя и разрешение другим лицам участвовать в таком процессе, воспринимать их оценки либо иные действия, в которых отражается их оценка того, что представляет собой данное лицо. Никто не вправе совершать действия, которые умаляют человеческое достоинство других.

В статье 152 ГК установлена ответственность за нарушение права на достоинство (как и чести), если оно ущемлено распространением сведений, не соответствующих действительности. Практика твердо стоит на точке зрения, согласно которой сообщение ложных сведений самой жертве, потерпевшему не влечет применения мер ответственности к нарушителю. Не наступает также ответственность, если по отношению к потерпевшему совершаются действия на грани хулиганства, когда нарушитель в отсутствие свидетелей унижает достоинство своей жертвы, но к уголовной либо административной ответственности его привлечь нет оснований. Согласно ст. 150 ГК, он не может быть привлечен и к гражданско-правовой ответственности, поскольку не распространял ложные и порочащие сведения.

В ГК следовало бы отделить норму о защите достоинства от нормы о защите чести. Честь может быть задета лишь распространением ложных и порочащих сведений, что ведет к снижению оценки личности потерпевшего в глазах окружающих. Достоинство — уровень самооценки. К снижению самооценки индивида могут привести ложные сведения, распространенные в обществе, но и иные действия, адресованные непосредственно потерпевшему.

Нередко унижение человеческого достоинства оценивается как общественно опасное деяние (ст. ст. 110, 129, 130 УК РФ).

Владение чувством собственного достоинства состоит в том, что оно принадлежит человеку.

Пользоваться достоинством можно по-разному. Присущее человеку достоинство задает стиль его отношений с другими людьми. Тем самым другие участники общения могут быть склонены к определенным действиям, в которых заинтересован данный субъект. Некоторые операции мошенников основаны на демонстрации своего достоинства, с тем чтобы войти в доверие к своим жертвам.

Своеобразное распоряжение достоинством состоит в том, что человек совершает поступки, которые роняют его достоинство в собственных глазах. Либо он начинает другой образ жизни: перестает пьянствовать, отказывается добывать средства на жизнь путем собирания пустых бутылок и других отходов, начинает проявлять заботу по отношению к членам своей семьи и т.д. Преодоление слабостей характера повышает значимость гражданина в собственных глазах. Чувство собственного достоинства может быть изменено путем повышения или снижения собственных самооценок гражданина.

Честь — оценка, которую человек получает в процессе общения и совместной деятельности с другими субъектами права. Она зависит, прежде всего, от тех действий, которые совершает каждый данный человек. В соответствии с этим его честь может иметь положительное или отрицательное значение. Но она определяется также нравственными установками того окружения, в котором живет человек: в преступном сообществе высокую оценку могут получить наиболее дерзкие антисоциальные поступки, которые среди остальных членов общества вызывают категорическое осуждение.

В литературе принято различать понятия «честь» и «достоинство»[105], когда формулируются их определения. С другой стороны, эти понятия, в сущности, сливаются воедино, когда анализируются проблемы, связанные с их защитой. Такой подход берет свое начало со времени принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961 г.), когда в ст. 7 был введен как бы единый объект правовой защиты - честь и достоинство. Такой подход, естественно, получил продолжение в гражданских кодексах союзных республик. И современный ГК РФ идет по этому пути: ст. 152 предусматривает защиту чести и достоинства как единого объекта.

Подобное слияние в сущности разных понятий вряд ли можно признать оправданным. Конечно, они тесно связаны между собой. Защиту каждого из этих неимущественных благ трудно различить в тех случаях, когда представления отдельного человека о достойных поступках и представления сообщества о чести совпадают. При таких обстоятельствах нарушение чести человека является одновременно и умалением его достоинства. Так, Пленум Верховного Суда РФ в одном из своих разъяснений указывает: «Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы они не стали известными третьим лицам»[106].

Перечисленные нарушения можно рассматривать как нарушающие честь гражданина и его деловую репутацию. Но сам гражданин может считать, что поступок, идущий вразрез с принятой моралью, — акт гражданского мужества, которым следует гордиться, а потому его самооценка своих качеств возрастает. То же можно сказать о разных оценках поведения в рамках трудовых отношений: администрация и работник (а также его сослуживцы) при аттестации друг друга могут руководствоваться диаметрально противоположными критериями.

Достоинство может быть затронуто сообщением порочащих сведений самому потерпевшему (а потому нет оснований для предъявления иска о распространении сведений всем другим лицам). В упомянутом постановлении Пленума Верховного Суда РФ порочащими предлагается считать «сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики и обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинстве гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридическог лица»[107].

Если диффамация носит правдивый характер, то нет оснований говорить о том, что пострадала честь человека, о котором распространены такие сведения. Он сам источник порочащих сведений и достоинство его не может быть унижено, он сам совершил действия, недостойные порядочного человека.

Если гражданин ведет активную общественную и коммерческую деятельность, то оценка его поведения сообществом выражается в деловой репутации, представляющей собой продолжение его личной чести.

В некоторых случаях закон придает уровню чести и деловой репутации, иначе говоря, нравственным качествам человека, юридическое значение. Так, Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» среди требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условий и порядка приема на службу в органы и учреждения прокуратуры, называет и их моральные качества (ст. 41.1). А в присяге прокурора (следователя) содержится обещание быть образцом моральной чистоты (ст. 40.4). Согласно ст. 3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» «судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи...». Согласно п. 2 ст. 35 ГК не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

Право на честь и деловую репутацию гражданина состоит в том, что только он своими действиями может формировать у общества представления о себе, своих достоинствах и недостатках. Никто не вправе вмешиваться в этот процесс. Если человек совершает поступки, которые роняют его честь в глазах окружающих, он не вправе предъявлять кому-либо претензии, даже если сведения о таком поведении (например, административном проступке либо преступлении) распространяются повсеместно. Если же распространяются порочащие сведения, которые оказываются ложными, то это неправомерное вмешательство в процесс формирования чести и деловой репутации человека.

Право владения честью и деловой репутацией как вещью невозможно: они представляют собой оценки, которые сложились в сознании других членов общества.

Пользование честью и деловой репутацией состоит в том, что гражданин в общении с другими субъектами поддерживает тот стиль отношений, который ему представляется выгодным для него. Деловая репутация является в ряде случаев средством обеспечения кредитной надежности человека, своеобразной гарантией его аккуратности при исполнении всякого рода гражданско-правовых обязательств.

Своеобразие распоряжения честью и деловой репутацией состоит в том, что гражданин остерегается совершать порочащие его поступки либо, наоборот, выполняет всевозможные двусмысленные и даже прямо порочащие его операции, не думая о своей чести.

Способы защиты чести и достоинства привлекают широкое внимание исследователей и в настоящее время достаточно обстоятельно описаны в юридической литературе[108].


Заключение


Таким образом, нельзя говорить о том, что ученый мир не знает исследований, посвященных вопросам правового регулирования личных неимущественных отношений, вместе с тем большинство из них проводилось до принятия Гражданского кодекса РФ, а большинство из тех, которые проведены во второй половине 90-х годов XX века, посвящены проблемам осуществления и защиты отдельных видов личных неимущественных прав. Такое положение приводит к тому, что по-прежнему в этой сфере не разрешенным остается целый ряд вопросов, начиная с выявления объективных характеристик нематериальных благ, влияющих на осуществление и защиту личных неимущественных не связанных с имуществом прав, и заканчивая определением размера компенсации морального вреда.

Личные неимущественные права - субъективные личные права лица (физического или юридического), объектом которых выступает нематериальное благо. Личные неимущественные права отличны от иных прав их нематериальным характером, направленностью на развитие индивидуума, спецификой оснований возникновения и прекращения. Предметом регулирования и охраны личного неимущественного права выступает особый объект - нематериальное благо.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты