Право на психическое благополучие — принадлежащая исключительно человеку возможность самостоятельно определять свое психическое состояние. Он пользуется этим состоянием для более или менее успешного выполнения своих социальных функций — обучения, ухода за членами семьи, развлечений, работы в организации и т.д.
Человек может управлять своим психическим состоянием путем внушения, физических упражнений, а также другими средствами — экскурсии, путешествия, перемена вида деятельности, обращение к определенным мировоззренческим системам, налаживание взаимодействия с другими людьми, обращение к научным занятиям или к искусству и т.д.
Человек может управлять своим психологическим состоянием используя известные психотехники, употребляя медикаментозные средства и психотропные вещества и т.д.
2.3 Право на благоприятную окружающую среду
Практика знает разнообразные средства покушения на жизнь, здоровье, биополе человека. В каждом из этих случаев чаще всего речь идет о защите отдельного блага. И при этом создается угроза причинения вреда либо вред уже состоялся. Поскольку человек — часть природной среды, зависим от нее, то его автономию можно нарушить и таким неспецифическим средством, как воздействие на окружающую природную среду[76].
Статья 42 Конституции предусматривает, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Из этой формулировки можно сделать вывод, что данная норма регулирует, прежде всего, властные отношения — каждый может предъявить органам государственной и муниципальной власти требования о сведениях, касающихся состояния природной среды. В этом смысле ст. 42 защищает конституционные права граждан.
Но она регулирует также отношения между автономными и равноправными субъектами, если человеку известен конкретный правонарушитель - физическое лицо, юридическое лицо либо публичное образование. В случае экологических правонарушений вред может быть причинен здоровью или имуществу человека. В таком случае он вправе требовать его возмещения. Потерпевшему при этом достаточно послаться на ст. 1079 ГК.
Но право на благоприятную среду по содержанию шире, чем возможность получить компенсацию. По этим причинам надо признать вполне оправданным рассмотрение права на благоприятную окружающую среду с позиций гражданского законодательства[77].
Ранее рассмотренные параметры автономии человека формируются как бы изнутри, когда закон называет отдельные сегменты этой автономии: жизнь, здоровье и т.д. Право человека на благоприятную окружающую среду определяет границы человека извне: не допускаются вообще никакие действия, если они нарушают среду обитания хотя бы одного человека и независимо от того, какие параметры существования человека нарушаются.
Право на благоприятную окружающую среду включает в себя возможность дышать тем воздухом, который окружает место его проживания или пребывания, пить неиспорченную воду, питаться и наслаждаться естественными растениями, слушать пение птиц, а не шум моторов и т.д. Если он лишен возможности пользоваться здоровой средой, то даже при отсутствии явно выраженного вреда человек вправе требовать прекращения таких нарушений. Основанием для подобных его претензий является Федеральный закон от 10 января 2002 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) «Об охране окружающей среды», который достаточно широко определяет понятие природной среды. Статья 1 этого Закона вводит, в частности, понятие природный ландшафт («территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях»), которое имеет скорее эстетическое значение. Человек вправе настаивать на прекращении вредных выбросов, если лишен возможности купаться в водоеме из-за его высокой степени загрязненности. Известен случай, когда гр-н А. требовал отменить Правила рыболовства в водоемах Волжско-Камского бассейна, утвержденных приказом Комитета Российской Федерации по рыболовству, мотивируя свой иск в суд тем, что Правила лишают его возможности заниматься рыбной ловлей и активным отдыхом.
Согласно Стокгольмской декларации 1972 г. окружающая среда — это не только условия обитания человека. Она должна обеспечивать ему условия для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. Декларация провозглашает необходимость охраны природы в интересах не только живущих, но и будущих поколений. Так что окружающая среда — условия не просто обитания, но и развития, в том числе — нравственного[78].
Право на благоприятную окружающую среду, представляет собой возможность человека пользоваться окружающими его естественными и антропогенными объектами, которые обеспечивают возможность жить, поддерживать сложившееся состояние здоровья и улучшать его, а также всесторонне развиваться.
Поскольку окружающая среда — объект, который находится вне человека и не подвластен ему, то трудно представить себе владение средой даже в условном значении этого слова.
Право пользования средой — это возможность потреблять все ее компоненты, а именно, воду, воздух, ландшафт, полезные животные и растительные объекты и т.п.
Каждый человек чаще всего не в состоянии распоряжаться всеми компонентами среды своего обитания (если понимать ее шире, чем пространство в жилище). Но значительная часть людей вносит свою лепту в ограничение прав на окружающую среду: загрязняет атмосферу, неразумно расходует питьевую воду, засоряет отходами водоемы, поля и леса и т.д.
Глава 3. Права, обеспечивающие социальное бытие физического лица
3.1 Право на личную жизнь
Обеспечение права на существование — основа для личной жизни. Но эта сфера представляет собой и самостоятельное направление жизнедеятельности индивида, а право на нее можно выделить в качестве отдельного личного неимущественного права в составе прав на социальное бытие.
В литературе термины «личная жизнь» и «частная жизнь» используются как взаимозаменяемые[79]. Но более употребителен термин «личная жизнь» в том смысле, что ее ведет отдельный человек. Л.О. Красавчикова справедливо отмечает, что понятие «личная жизнь» — категория социологическая и для ее определения необходимо использовать более широкое понятие, которым в данном случае служит «жизнедеятельность»[80]. Такую трактовку надо признать вполне удачной, поскольку в рассматриваемое юридической наукой понятие нередко вкладывают содержание, охватывающее и жизнь, и деятельность человека.
Принято считать, что отношение общества и отдельных его деятелей к личной жизни - проявления степени их человеколюбия и гуманности. С этой точки зрения политические режимы, претендующие на право вмешиваться в жизнь своих граждан, принято считать негуманными, авторитарными. В наше время к этой группе принято причислять советское общество, особенно на его ранней стадии, когда проповедовался отказ от воспитания детей в семье и поощрялась жизнь в коммунах, где общее хозяйство вели много семей в коммунальных квартирах. Однако ограничение и даже отрицание права на личную жизнь проповедовали и другие общественно-политические течения (например, средневековый католицизм, толстовство) и даже общепризнанные гуманисты. Так, Томас Мор в «Утопии» восхищался устройством общества, которое придумал он сам и при котором «никакого повода для подкупа, ни одного притона, ни одного тайного места для встреч, но пребывание на виду у всех создает необходимость заниматься привычным трудом или же благопристойно отдыхать»[81]. Г. Б. Романовский констатирует, что «данный тезис очень удобен для манипулирования обществом, поэтому он и использовался (и используется) государством независимо от его формальной принадлежности или господствующей идеологии»[82].
История советского государства в полной мере доказывает, что общество рано или поздно вынуждено признать право своих сограждан наличную жизнь. Если в первые годы советской истории личной жизни (судя по Конституциям 1918 и 1925 годов) как бы не существовало, а идеология государства призывала к ее вытеснению коммунальным житьем, то уже Конституция 1936 г. (ст. 127) провозглашала, что «гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности» (правда, эта декларация не помешала массовым репрессиям в отношении безвинных людей). Эта же декларация дословно повторена в Конституции СССР 1977 г. Однако даже самые правильные декларации не спасли социалистический образ жизни (и способ производства) от полного крушения.
Современное право позволяет разделить личную жизнь и частную, экономическую деятельность человека, о чем свидетельствуют ст.ст. 23 и 34 Конституции. В данной работе вслед за законодателем выделяются два соответствующих личных неимущественных права, хотя надо отдавать себе отчет, что в полной мере их разграничить невозможно. Грань между ними относительна.
Как бы там ни было, личная и общественная жизнь тесно соединены, так как человек связан с другими людьми не только физическими, сознательно направленными действиями. Люди непрерывно взаимодействуют друг с другом информационно, через свои биополя. Не случайно стало поверьем известное утверждение Л.Н. Толстого о том, что счастливые браки рождаются на небесах. Каждый человек взаимодействует с другими людьми даже когда он находится в полном одиночестве. В нормальном положении, когда нет добровольной или принудительной изоляции, он живет личной жизнью не только в периоды одиночества, но и когда взаимодействуете другими людьми. Попытки потеснить личную жизнь человека, принудить его жить только на виду у других, лишить его радости одинокого покоя или интимного общения обречены на провал. Такая же судьба ждет и мир индивидуализма, когда критерием правильности решений публичных учреждений является интерес отдельной личности. Конечная цель личной жизни - общественный интерес, а общественный интерес состоит в полноте личной жизни.
Поскольку право наличную жизнь предполагает возможность человека совершать широкий круг действий, то выявление этого круга - нетривиальная задача. Возможны два подхода к ее решению.
Один из них предлагает М.Н. Малеина. Она пишет: «С моей точки зрения тайну частной (личной) жизни составляют сведения об определённом человеке, не связанные с его профессиональной или общественной деятельностью и дающие оценку характеру, облику, здоровью, материальному состоянию, семейному положению, образу жизни, отдельным фактам биографии, а также его отношениям с родственниками, друзьями, знакомыми и т.п.»[83].
С противоположной стороны к этому вопросу подходит Л.О. Красавчикова, которая прямо перечисляет «стороны» личной жизни[84].
Субъектами этих правоотношений являются граждане с момента рождения. Конечно, новорожденные право на частную жизнь реализовать не в состоянии. Ноу малолетних желание иметь личную жизнь (свое общение со сверстниками, свой уголок в комнате, свои игрушки и т.п.) появляется довольно рано и заслуживает всяческого уважения. Позднее появляются серьезные личные интересы, с которыми бережно должны обращаться даже родители: общение со сверстниками, состояние успеваемости, увлечения и т.д.
Границы сферы личной жизни, за которые не вправе переступать другие лица, определяются самим управомоченным в зависимости от того, что он сам считает неприкосновенным и тайным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16