Система регистрации юридических лиц в РФ

Отказ от уведомительного порядка образования юридических лиц базируется на ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 51 ГК, по которым юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным именно с момента ее осуществления. Иначе говоря, нельзя просто уведомить соответствующие органы о том, что юридическое лицо создано, необходимо пройти установленную федеральным законом процедуру государственной регистрации. Итак, ни в правовых актах, ни в учредительных документах организаций не может содержаться положение о том, что данная организация признается юридическим лицом. Статус юридического лица возникает у нее только с момента государственной регистрации. Таким образом, в настоящее время в РФ гражданским законодательством установлен единый для всех организаций регистрационный порядок образования юридических лиц. Приобрести статус юридического лица иным способом или в ином порядке (помимо государственной регистрации) никакая организация не может.

Несмотря на то, что ГК РФ закрепил исключительно регистрационный порядок образования юридических лиц, Федеральный закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности устанавливает иной способ образования юридического лица уведомительную регистрацию. В Законе заложен, по сути, исключительно уведомительный порядок образования юридического лица, ибо профессиональный союз обязан лишь в месячный срок со дня своего образования представить в органы юстиции свои учредительные документы для государственной   регистрации, и даже  если   документы   не соответствуют законодательству, отказать в государственной регистрации профессиональному союзу нельзя 

___________________________________________________________

.11 Гражданское право. Часть 1./Под ред. Антокольской Т.В. - М., 2003. -С. 109

2. Порядок государственной регистрации юридических лиц


Согласно ст. 51 ГК РФ, определяющей общие правила государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Помимо волеизъявления учредителей, для создания коммерческой или некоммерческой      организации      необходим      юридический      факт государственная регистрация соответствующего: юридического лица при его Создании. Единый порядок государств венной    регистрации    юридических лиц   определяется   ФЗ   от 8.08.2001   г.   «О государственной регистрации 19 юридических лиц», который вступил в силу 1.07.2002   г.

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц. Под государственной регистрацией юридических лиц следует понимать акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических: лиц». Начиная с 1.07.2002 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим го­сударственную регистрацию юридических лиц, является МНС РФ13.

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Принципы ведения государственного реестра его содержание,

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12              Буров B.C. Федеральный закон РФ о государственной регистрации юридических лиц. - Рн/Д, 2002 - С. 11

13              Регистрация юридических лиц. - М.: Дело, 2002. - С. 64

порядок предоставления и условия получения сведений, содержащихся в государственном реестре, установлены ст. 4-7 гл. И ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления, содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» За государственную регистрацию юридических лиц, в т.ч. за государственную регистрацию изменений, вносимых в их учредительные документы, по общему правилу, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.Следует иметь в виду, что в соответствии с и. 7 ст. 5 указанного Закона РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц. в т.ч. за регистрацию изменений, вносимых в их учредительные документы. Порядок государственной регистрации юридических лиц определяется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Правила, установленные в ст. 8-11 его главы III, имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, и применяются в случаях, предусмотренных другими глазами указанного Федерального закона, а именно при: а) государственной регистрации юридических лиц при их создании путем учреждения (гл. IV): б) государственной регистрации юридических лиц при их создании путем реорганизации (гл. V); в) государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре (гл. VI); г) государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (гл. VII)15.

________________________________________________________

Юридические лица. -М.: Дашков и К., 2003. - С. 15 13 Гражданское право. Часть 1./ Под ред. Антокольской Т.В. - М., 2003. - С. 112


Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки является одним из оснований юридической ответственности регистрирующих органов и их должностных лиц, предусмотренной ст. 24 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Общий порядок представления документов при государственной регистрации определяется ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»,

Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при' его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены Правительством РФ16

Уполномоченным лицом (заявителем) могут являться следующие физические лица:

_______________________________________________________

Юридические лица. - М.: Дашков и К., 2003. - С. 16

-руководитель постоянно действующего исполнительного ор­гана регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

-учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

-руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

-конкурсный управляющий или руководители ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

-иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством России данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. Он не вправе требовать представления других документов, кроме тех; которые предусмотрены ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами. В  соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц» при  государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а)   подписанное заявителем заявление о государственной регистрации
по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается,
что представленные учредительные документы соответствуют
установленным законодательством Российской Федерации требованиям к
учредительным документам юридического лица данной организационно-
правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации
документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при
создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в т.ч.
оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в
установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б)  решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в)    учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г)       выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;


д) документ об уплате государственной пошлины. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является   основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. В срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации регистрирующий орган представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты