Система регистрации юридических лиц в РФ

Факт государственной регистрации завершает процедуру создания организации и означает возникновение нового юридического лица -полноправного субъекта гражданских правоотношений17.

Необходимо обратить внимание на то, что с 1.07.2002 г. налоговый орган, совершивший государственную регистрацию юридического лица при его создании, осуществляет постановку такого юридического лица на учет в качестве налогоплательщика. Поэтому одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании (путем учреждения или в результате реорганизации) и комплектом документов, представляемых при государственной регистрации, о которых говорилось выше, подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического  лица,   образованного   в  соответствии   с  законодательством

__________________________________________________________________________________________________

17 Юридические лица. - М.: Дашков и К., 2003. - С. 19

 Российской Федерации, по месту нахождения на территории России. На основании указанных документов осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе должно ему выдаваться (направляться) в течение пяти дней со дня государственной регистрации. Этим же приказом утвержден Порядок постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию.Отказ в государственной регистрации юридического лица с 1.07.2002 г. возможен только в двух случаях, названных в ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»:

а)   непредставления определенных указанным Федеральным законом
необходимых  для   государственной   регистрации   документов;

б)   представления документов в ненадлежащий регистрирующий
орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на указанные нарушения.

Таким образом, в настоящее время отсутствует возможность отказа в государственной регистрации в связи с несоответствием содержания представленных при регистрации документов требованиям законодательства. Данное основание для отказа в регистрации было предусмотрено, в частности, ГК РФ (п. 1 ст. 51) до внесения в него изменений и дополнений ФЗ от 21.03.2002 г. «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» . В новой редакции ст. 51 ГК РФ содержит положение о том, что отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

____________________________________________________________

Буров B.C. Федеральный закон РФ о государственной регистрации юридических лиц. - Рн/Д, 2002 - С. 34

Вопрос об ответственности за соответствие содержания представляемых при регистрации документов требованиям законодательства в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» решен принципиально иначе, чем ранее. Теперь ответственность за соответствие законодательству сведений, содержащихся в указанных документах, возложена на заявителя и (или) соответствующее юридическое лицо.

Такой подход должен позволить почти полностью исключить административное усмотрение регистрирующих органов и саму возможность юридической оценки ими соответствия требованиям законодательства представляемых при регистрации документов. Представляется, что законодателем в данном случае найдено правильное решение, поскольку юридические службы регистрирующих органов в силу недостаточного профессионализма кадров часто были не в состоянии квалифицированно оценить тот или иной правовой документ. А это, в свою очередь, влекло на практике необоснованные отказы в государственной регистрации юридических лиц, создавало препятствия развитию предпринимательства и, следовательно, тормозило экономическое развитие страны.

Во всех случаях представления документов для регистрации юридического лица (гл. IV, V, VI и VII ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц») в удостоверенном подписью заявителя заявлении о государственной регистрации подтверждается, в частности, что предусмотренные для конкретных случаев документы соответствуют требованиям законодательства (см. поди, «а» ст. 12, подп. «а» ст. 14, поди, «а» ст. 17, подп. «а» ст. 21 указанного Федерального закона). Подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации во всех случаях должна быть нотариально удостоверена. Это лишает заявителя возможности в случае возникновения правового конфликта утверждать, что не он является субъектом юридической ответственности, предусмотренной  ст. 25  ФЗ «О

 государственной регистрации юридических лиц». Кроме того, согласно указанной статье, регистрирующий орган может в судебном порядке требовать ликвидации юридического лица, в частности, в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений законодательства, если такие нарушения носят неустранимый характер.

________________________________________________________  

   19 Буров B.C. Федеральный закон РФ о государственной регистрации юридических лиц. - Рн/Д, 2002 - С. 98


Заключение


Большое значение имеет вопрос о регистрации юридического лица. Государство предусматривает возможность создания его как субъекта права только в установленном им порядке.

Традиционно сложились следующие системы регистрации юридических лиц:

-разрешительная, при которой окончательное решение вопроса о создании юридического лица принимается государственным органом по его усмотрению;

-явочная, при которой государственные органы только ставятся в известность о создании юридического лица и, если этого требуют правила, автоматически вносят его в реестр;

-нормативно явочная, при которой государственные органы принимают решение о регистрации нового юридического лица в порядке и на условиях, определённых нормативными актами, и не могут по своему усмотрению (например, мотивируя нецелесообразностью существования) отказать в регистрации юридического лица.

Нормативно-явочная система регистрации юридических лиц существует сейчас в России, и новый Гражданский кодекс лишь закрепляет её, внося при этом некоторые коррективы. Так, например, предполагается изменение существующей в настоящее время дифференцированной (в разных органах) системы регистрации юридических лиц на единый порядок регистрации всех юридических лиц, коммерческих и некоммерческих, в органах юстиции.

Одним из требований, предъявляемых законом к созданию и деятельности коммерческого юридического лица, является наличие у него учредительных документов. К учредительным документам относятся устав и учредительный договор. Учредительные документы юридического лица имеют две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения  информацию об особенностях формы данного юридического лица его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения в учредительные документы которого ещё не зарегистрированы, с учётом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц. Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д. Так, например, в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия распределения между участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и порядок выхода учредителей из его состава.

В настоящее время регистрация юридических лиц осуществляется налоговыми органами, что способствует избежанию уклонения юридических лиц от уплаты налогов.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1.                 Гражданский кодекс РФ. 4.1.- М., 2004.

2.                 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц»

Научная литература

1.                 Буров B.C. Федеральный закон РФ о государственной   регистрации юридических лиц. - Рн/Д, 2002. - 191 с.

2.                 Гражданское право. Часть 1./ Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П.. - М., ТЕИС, 2002

3.                 Гражданское право. Часть 1./ Под ред. Антокольской  Т.В.  - М., 2003. - 535 с.

4.                 Гражданское право. Часть 1.1 Отв. ред. Мозолин. В. - М.: Юрист, 2003. - 719 с.

5.                 Гражданское право: Т.1. Изд.2-е. / Отв. ред. Е. А. Суханов. - М., 2002 Гуев А.Н. Гражданское право. Т.1. — М.: Юрист, 2003. - 456 с. Жилинский С.Э.   Правовая   основа   предпринимательской деятельности. -М., 1998.

6.                 Закупень Т.В. Государственная регистрация  юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей. - М: Норма, 2001. - 239 с. Залесский    В.    Комментарий  к  ФЗ о  государственной    регистрации юридических лиц. - М.: Юринформцентр, 2001 - 87 с.

7.                 Комментарий к ФЗ  О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. - М., 2003. - 167 с.

8.                 Комментарий    к   Гражданскому   кодексу   Российской    Федерации,    части первой/Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 2003

9.                 Коршунова Н.М.,    Эриашвилли Н.Д. Предпринимательское    право. - М., 2000.

10.             Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство. - М., 2000.

11.             Марканова Н.Г. Юридические лица. - М., 1999. - 88 с.

12. Мирашникова Н. Юридические лица в гражданском праве. -

     Ярославль, 1994.-411 с.

13. Попандопуло В.Ф. Коммерческое право. - М., 2002 - 622 с.

14. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса    РФ. / Гуев А.Н. - ML: ИНФРА-М, 2000. - 784с.

15. Пучинский Б.И. Коммерческое право России. - М., 2001.

16. Регистрация юридических лиц. - М.: Дело, 2002. - 224 с.

17. Споры при регистрации, реорганизации и ликвидации юридических  лиц. - М., 2000.-103 с.

18. Тихомиров М.Ю. Юридические   лица:   правовое   положение,     порядок образования. - М., 2000 - 487 с.

19. Юридические лица. -М.: Дашков и К., 2003. - 519 с.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты