Государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих и иных общеполезных функций (ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях").
Государственная корпорация представляет собой новую организационно-правовую форму некоммерческой организации, не предусмотренную ГК.
Государственная корпорация создается и функционирует на основании отдельного федерального закона. Учредительных документов для создания государственной корпорации не требуется. В законе, предусматривающем ее создание, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место нахождения, порядок управления государственной корпорацией, а также порядок ее реорганизации, ликвидации и использования имущества, оставшегося после ликвидации (п. 3 ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях").
Учредителем государственной корпорации является исключительно Российская Федерация. Имущество государственной корпорации формируется за счет передачи в ее собственность имущества, находящегося в собственности РФ, а также за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с законом предпринимательской деятельности. Представляется, что положение о закреплении за корпорацией имущества на праве собственности противоречит п. 2 ст. 209 ГК, закрепляющему принцип полноты прав собственника на принадлежащее ему имущество. Действительно, государственная корпорация вправе использовать доходы от осуществляемой ею предпринимательской деятельности исключительно в целях, определенных федеральным законом, на основании которого она создана. Кроме того, государственная корпорация не вправе самостоятельно решать вопросы собственной ликвидации (реорганизации), а также определять судьбу имущества корпорации на случай ее ликвидации (реорганизации). В связи с этим представляется, что из предусмотренного ГК перечня вещных прав к правовому режиму имущества государственной корпорации наиболее близко право оперативного управления.
Закон, предусматривающий создание государственной корпорации, может установить ответственность учредителя по обязательствам государственной корпорации, равно как и ответственность государственной корпорации по обязательствам учредителя. Целевое использование имущества государственной корпорации гарантируется требованием о ежегодной публикации ее отчетов об использовании имущества (п. 2 ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях").
Среди некоммерческих организаций следует выделить некоммерческие товарищества, к числу которых относятся товарищество собственников жилья и садоводческое (огородническое, дачное) товарищество.
Учредительным документом некоммерческого товарищества является устав. Закон устанавливает особые требования к субъектному составу учредителей (членов) некоммерческих товариществ. Так, учредителями (членами) товарищества собственников жилья могут быть исключительно домовладельцы. Причем в указанном товариществе допустимо членство несовершеннолетних граждан. Садоводческие (огороднические, дачные) товарищества создаются совершеннолетними гражданами, имеющими земельные участки в границах товарищества. Создание некоммерческих товариществ одним лицом недопустимо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общепризнанным в науке гражданского права является то, что юридическое лицо относится к одному из самых сложных правовых феноменов.
1. Гражданская правоспособность и дееспособность юридического лица содержатся в императивных нормах гражданского законодательства, так как их регулирование не отдается на усмотрение сторон. Статья 2 ГК РФ устанавливает, что гражданское законодательство определяет правовое положение. Последнее охватывает правоспособность и дееспособность, носителями которых являются юридического лица.
2. Цель организации, деятельность которых, хотя и не соответствует заявленной цели, но тем не менее признается действительной. Правоспособность коммерческих организаций не исключает действительности тех прав и обязанностей, которые будут как соответствовать извлечению прибыли, так и вести к убыткам. Это связано с тем, что деятельность таких организаций основана на коммерческом риске. Такая конструкция правоспособности называется общей. Она основана на законе и не может быть изменена волеизъявлением учредителей. Последнее не меняет цели - извлечение прибыли, усеченный вариант которой невозможно представить. В данном случае будет иметь место добровольно взятое на себя юридическим лицом гражданское обязательство - не совершать ряд сделок в своих собственных интересах, что по общему правилу не влечет их недействительность, если не будет доказано, что контрагент по сделке знал или должен был знать о данном обстоятельстве.
2.Имеются организации, в которых правовые возможности подчинены деятельности, и которые осуществляют деятельность в качестве исключительной. В коммерческих организациях, осуществляющих деятельность на таком условии, будут признаны действительными права и обязанности, которые соответствуют прежде всего исключительному характеру деятельности, хотя могут противоречить цели - извлечение прибыли. Сделки, влекущие убытки, будут признаны действительными, гак как они охватываются правоспособностью таких организаций.
В некоммерческих организациях, осуществляющих свою деятельность в качестве исключительной, возможности приобретения прав и обязанностей ограничены еще больше, гак как они подчинены специальной (некоммерческой) цели.
Последние две группы коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в качестве исключительной, в научной литературе относят к организациям с исключительной правоспособностью. Эти две группы организаций можно разбить на два подвида: организации общей (коммерческой) и специальной (некоммерческой) исключительной правоспособности.
3. Таким образом, коммерческие организации могут обладать общей, специальной и исключительной правоспособностью, а некоммерческие - специальной и исключительной правоспособностью. Такой разброс организаций по видам правоспособности свидетельствует о том, что классификационный критерий является непоследовательным, так как организации разной экономической природы входят в один и тог же вид правоспособности. Классификационный критерий должен быть одной природы с классифицируемыми явлениями. В данном случае юридическими лицами. Чтобы избежать этого, организации в гражданском законодательстве должны классифицироваться не по экономическому, а юридическому критерию, то есть виду правоспособности.
4. Предлагается абз.1 п. 1 ст. 49 ГК сформулировать следующим образом: «Юридическое лицо, которое может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, имеет специальную правоспособность».
5.Абзац 2 п.1 ст. 49 ГК РФ сформулировать следующим образом: «Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организации, предусмотренных законом, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, имеют общую правоспособность».
6.иПредлагаемые ниже формулировки исключительной и специально-исключительной правоспособностей соответственно поместить в абзацы 3 и 4 п. 1 ст. 49 ГК РФ.
а) Коммерческие организации, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности только в соответствии с исключительным видом деятельности, определенным законом имеют исключительную правоспособность.
б) Некоммерческие организации, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности только в соответствии с исключительным видом деятельности, определенным законом и некоммерческим характером цели имеют специально-исключительную правоспособность.
7. В связи с указанными дополнениями предлагается абз. 3 ст. 49 ГК РФ поместить в абз. 5 указанной статьи со следующей формулировкой: «Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».
8. Как отмечается в правовой литературе, действующий ГК РФ закрепляет принципиальную возможность осуществления ими предпринимательской деятельности. В результате получилось, что перечень некоммерческих организаций постоянно пополняется, а на практике большинство из них активно используется в целях ухода от налогообложения. Прелагается на уровне закона запретить некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью.
9. Предлагается нормы регулирующие деятельность казенных предприятий перенести в главу о некоммерческих организация поскольку фактически цель их деятельности не извлечение прибыли, а удовлетворение интересов государства, общества и другие некоммерческие цели.
10. Одновременное существование общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества также не вполне целесообразно.
Безусловно, немедленное исключение общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерного общества из перечня разрешенных форм коммерческих организаций было бы преждевременным. Вместе с тем представляется, что даже полный отказ от этих двух организационных форм станет безболезненным для добросовестных предпринимателей.
Со временем предлагается исключить Гражданского кодекса и Закона об АО статьи о закрытом акционерном обществе.
11. Возможно, следует вообще сократить число организационных форм коммерческих юридических лиц. Дело в том, что на практике полные товарищества и общества с дополнительной ответственностью фактически не создаются.
Коммандитные товарищества изредка используются коммерсантами, причем, как правило, не для систематического осуществления предпринимательской деятельности, а с целью сокрытия других фактов, когда в этом возникает необходимость. Учредительный договор о создании коммандитного товарищества может прикрыть кредитный договор, в котором кредитором является якобы полный товарищ, а должником - вкладчик.
Нередко коммандитное товарищество создается исключительно с целью минимизировать или вовсе избежать уплаты таможенных пошлин на импортные товары, которые ввозятся на территорию РФ «в качестве вклада в уставный капитал коммандитного товарищества».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно–правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Текст]: офиц. текст // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон № 51- ФЗ: принят 30.11.1994, по сост. 26.06.2007] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст]: [федеральный закон от № 161-ФЗ, принят 14.11.2002 г., по состоянию на 01.12.2007] // СЗ РФ. – 2002. – № 48. – Ст. 4746.
4. О кредитных потребительских кооперативах граждан [Текст]: [федеральный закон № 117-ФЗ, принят 07.08.2001 г., по состоянию на 03.11.2006] // СЗ РФ. – 2001. – № 33 (часть I). – Ст. 3420.
5. О политических партиях [Текст]: [федеральный закон № 95-ФЗ, принят 11.07.2001 г., по состоянию на 26.04.2007] // СЗ РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13