Служба стандартизации предприятий
1. Функции служб стандартизации предприятий
Постановлением Правительства утверждена следующая структура центрального аппарата Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации: управление стандартизации; управление метрологии; управление сертификации и государственного контроля качества; управление надзора за измерениями радиоактивного загрязнения; управление экономики, финансов и бухгалтерского учета.
Для рассмотрения научно-технических вопросов по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в Госстандарте (подчиненных ему организациях) могут создаваться совещательные и консультативные органы. Состав этих органов и положения о них утверждаются Председателем Госстандарта (руководителями организаций Госстандарта).
Безусловно, что все работы в области стандартизации, метрологии и сертификации не могут выполняться только силами Госстандарта. Работами технического и практического характера по его поручению осуществляют организации, обладающие необходимым научным потенциалом, вне зависимости от их ведомственного подчинения. Кроме того, в любом учреждении и на любом предприятии существуют службы, которые функционально подчиняются Госстандарту.
Службы стандартизации на предприятии могут быть организованы как отдел, лаборатория или бюро стандартизации. Основными функциями службы стандартизации предприятия являются:
– планирование работ по стандартизации (планирование разработки стандартов предприятия с осуществлением всех необходимых исследовательских и опытных работ, а также планирование внедрения государственных и отраслевых заказов);
– разработка проектов государственных стандартов и отраслевых нормативных документов по заказам вышестоящих органов стандартизации (проводится в соответствии с планами государственной и отраслевой стандартизации и свидетельствует о признании высокой квалификации и возможностей соответствующей службы);
– осуществление контроля внедрения и соблюдения на предприятии, в том числе осуществление нормоконтроля (стандартизационного контроля) конструкторской и технологической документации;
– информационное обеспечение предприятия нормативными документами по стандартизации, в том числе нормативными документами отраслевой и государственной стандартизации, а также международными стандартами;
– проведение исследований и разработок в области стандартизации и управления качеством.
2. Государственные стандарты РБ. Порядок разработки и применения
Государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии – любыми заинтересованными лицами.
Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:
– национальной безопасности;
– защиты жизни, здоровья и наследственности человека;
– охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;
– предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.
Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:
– требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;
– требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;
– требования к технической и информационной совместимости;
– правила оформления технической документации;
– общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;
– требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;
– термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.
Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов государственных стандартов и представления отзывов на них проекты государственных стандартов должны быть опубликованы. Опубликование проектов государственных стандартов осуществляется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а проектов государственных стандартов в области архитектуры и строительства – в официальных изданиях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Срок рассмотрения проектов государственных стандартов – не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования. Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие государственного стандарта – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.
Право официального издания государственных стандартов принадлежит Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов.
Государственные стандарты являются добровольными для применения.
Государственные стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг.
Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов.
Государственные стандарты полностью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения.
Если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение государственного стандарта или знак соответствия государственным стандартам в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным.
3. Стандарты организаций. Порядок разработки и применения
Стандарты организаций (СО), в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
В Республике Беларусь стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению.
Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций, а также опубликования информации о них устанавливается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, их утвердившими.
Технические требования стандартов организаций распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов. Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, или на оказываемые им услуги.
Проект СО может представляться разработчиком в Технический комитет, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта Технический комитет готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.
4. Государственный надзор за выполнением требований стандартов
Одной из важнейших составных частей любой системы управления или выполнения других работ является контроль. В системе управления качеством – это государственный надзор и контроль за внедрением и соблюдением стандартов, метрологического обеспечения и качества продукции.
Органами, осуществляющими государственный надзор за выполнением требований государственных стандартов, строительных норм и других нормативных документов по стандартизации, являются Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации и подведомственные ему органы, а также другие органы государственного управления в пределах их компетенции.
Порядок осуществления государственного надзора устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Положение о государственном надзоре за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроле за соблюдением правил обязательной сертификации в Республике Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь 1 сентября 1998 г. №1371 (с изм. и доп. от 22 февраля 2002 г., 15 июля 2002 г.).
Данным Положением установлено, что государственный надзор за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроль за соблюдением правил обязательной сертификации в Республике Беларусь (далее – государственный надзор за стандартами и средствами измерений) осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки, защиты прав потребителей и интересов государства.
Основными задачами государственного надзора за стандартами и средствами измерений являются:
– предотвращение и пресечение нарушений требований, предъявляемых к продукции (работам, услугам), установленных в актах законодательства, требований стандартов и других нормативных документов по стандартизации, договорных обязательств и документальных заявлений (далее – требования нормативных документов) юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, о соответствии продукции (работ, услуг) этим требованиям;
– предотвращение и пресечение нарушений правил обязательной сертификации;
– предотвращение и пресечение нарушений метрологических норм и правил.
Органы государственного надзора за стандартами и средствами измерений в соответствии с основными задачами:
– контролируют выполнение юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, требований нормативных документов;
– проверяют наличие у юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, сертификатов соответствия на продукцию (работы, услуги), подлежащую обязательной сертификации, а также подлинность указанных сертификатов, правомерность использования знаков соответствия;