– участвуют в проведении государственных испытаний, метрологической аттестации и инспекционной поверке средств измерений;
– контролируют состояние и правильность применения методик выполнения измерений и средств измерений;
– принимают установленные законодательством меры по пресечению юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, нарушений требований нормативных документов, правил обязательной сертификации, метрологических норм и правил.
Объектами государственного надзора за стандартами и средствами измерений являются:
– продукция (работы, услуги), в том числе подлежащая обязательной сертификации;
– техническая (конструкторская, технологическая, проектная и другая) документация на продукцию (работы, услуги);
– единицы измерений, средства измерений, измерения и их результаты, применяемые методики выполнения измерений и методики испытаний.
Государственный надзор за стандартами и средствами измерений осуществляется на стадиях разработки и постановки продукции на производство, изготовления, испытаний, реализации, использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг. Планирование и организация работы органов государственного надзора за стандартами и средствами измерений осуществляется с учетом действующего законодательства. Акт проверки государственного надзора за стандартами и средствами измерений составляется по установленной форме и является основанием для принятия решения о применении штрафных санкций, мер запретительного характера.
Государственный надзор за стандартами и средствами измерений осуществляется государственными инспекторами по надзору за стандартами и средствами измерений – должностными лицами Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь и подведомственных ему органов.
Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за стандартами и средствами измерений (Председатель Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь) назначает ответственных за проведение государственного надзора за стандартами и средствами измерений в своих регионах, главных государственных инспекторов областей по надзору за стандартами и средствами измерений и их заместителей.
В целях повышения эффективности борьбы с правонарушениями в области качества продукции (работ, услуг), оперативного реагирования на пресечение нарушений органы государственного надзора за стандартами и средствами измерений проводят свою работу в тесном взаимодействии с органами Прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам и другими государственными органами.
Должностные лица, на которые возложены обязанности по осуществлению государственного надзора, являются государственными инспекторами по надзору за стандартами и средствами измерений. Они имеют право:
– беспрепятственно проходить на территорию субъектов хозяйствования, подлежащих проверке, с учетом режима их труда;
– получать от субъекта хозяйствования документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;
– привлекать по согласованию с субъектами хозяйствования технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора;
– проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для установления ее соответствия требованиям стандартов, строительных норм. Порядок отнесения стоимости израсходованных проб и образцов, а также затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйствования определяется Советом Министров Республики Беларусь;
– выдавать субъектам хозяйствования обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений стандартов, строительных норм, а также причин, вызвавших эти нарушения;
– запрещать субъектам хозяйствования передачу заказчику и применение конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей обязательным требованиям стандартов и строительных норм;
– запрещать субъектам хозяйствования в случае несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям стандартов, строительных норм реализацию, использование (эксплуатацию) продукции, а также выполнение работ и оказание услуг;
– запрещать субъектам хозяйствования реализацию продукции, в сопроводительной документации на которую или в маркировке которой не указано соответствие нормативным документам по стандартизации.
Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за стандартами и средствами измерений и его заместители наряду с правами, указанными выше, имеют право:
– запрещать производство продукции, не обеспечивающее выполнение требований стандартов по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, а также в других случаях, предусмотренных законодательством;
– выдавать предписания субъектам хозяйствования об изъятии у потребителей продукции, не соответствующей требованиям стандартов по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, в соответствии с действующим законодательством;
– запрещать субъектам хозяйствования реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае их уклонения от предъявления продукции, работ и услуг для проверки в установленном порядке и создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении;
– налагать штраф на субъекты хозяйствования за нарушение ими обязательных требований стандартов, строительных норм, а также за нарушение предписаний государственных инспекторов о запрещении реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг в пределах и порядке, предусмотренных законодательством.
Государственные инспекторы при осуществлении государственного надзора за стандартами должны защищать интересы потребителей и государства, строго руководствуясь при этом действующим законодательством. Они несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
Государственный надзор за стандартами и средствами измерений проводится у юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, независимо от форм собственности. В свою очередь, руководители обязаны:
– обеспечивать государственным инспекторам по надзору за стандартами и средствами измерений при предъявлении ими удостоверения свободный доступ в служебные и производственные помещения с учетом режима работы юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица;
– выделять специалистов, предоставлять технические средства, документы и сведения, необходимые для проведения государственного надзора за стандартами и средствами измерений, в том числе информацию об объемах реализованной продукции, выполненных работах и оказанных услугах;
– предоставлять возможность отбора проб и образцов продукции для контроля их соответствия установленным требованиям;
– предъявлять средства измерений для их осмотра и инспекционной поверки.
Указом Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 г. №268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)» дополнительно установлено, что в контрактах, заключаемых с руководителями государственных предприятий, организаций и учреждений, должна предусматриваться ответственность руководителя за выпуск и реализацию продукции (работ, услуг), не соответствующей обязательным требованиям стандартов и других нормативных актов.
5. Сущность и значение метрологии. Государственная стандартизация в области метрологии
Метрология (от греч. metron – мера, logos – учение) – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения единства и требуемой точности измерений.
С помощью измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Измерения являются основным источником информации о соответствии продукции и услуг требованиям нормативной документации при проведении сертификации. Только достоверность и точность измерительной информации обеспечивает правильность принятия решений о качестве продукции, на всех уровнях управления при испытаниях изделий, в научных экспериментах и т.д.
Под государственной стандартизацией следует понимать планомерную работу, направленную на определение норм, правовых требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы), к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Государственному метрологическому надзору и метрологическому контролю подлежат средства измерений, используемые в различных сферах деятельности при:
– проведении торгово-коммерческих, таможенных, почтовых и налоговых операций;
– диагностике и лечении заболеваний человека;
– контроле за медикаментами;
– контроле за состоянием окружающей среды;
– хранении, перевозке и уничтожении токсических, легких на возгорание, взрывчатых и радиоактивных веществ;
– контроле за безопасностью и условиями труда;
– определении безопасности и качества производимой продукции и соответствия ее реальных характеристик предписанным;
– контроле за всеми видами сырья и продуктов питания;
– проведении испытаний, поверке и метрологической аттестации средств измерений.
Перечень средств измерений, подлежащих обязательной поверке в органах государственной метрологической службы, устанавливается Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Средства измерений, используемые в сферах деятельности, не названных выше, подлежат метрологическому контролю, правила и порядок проведения которого устанавливает субъект хозяйствования. Используются только те средства измерений, которые прошли метрологический надзор либо метрологический контроль.
Законодателем устанавливаются следующие виды государственного метрологического надзора за средствами и методами измерений:
– государственные испытания средств измерений;
– утверждение типа средств измерений;
– метрологическая аттестация средств измерений;
– поверка средств измерений;
– проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.
Правила выполнения указанных видов надзора, а также порядок его проведения определяет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.
Устанавливаются следующие виды метрологического контроля:
– испытания средств измерений;
– метрологическая аттестация средств измерений;
– поверка средств измерений;
– калибровка средств измерений;
– проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.
Проверку состояния и использования методик и средств измерений также осуществляют государственные контрольные органы в пределах своей компетенции.
Государственный метрологический надзор и контроль, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на: