Смертная казнь в пространстве и времени

С возникновением и усилением духовной власти тяжкими смертными проступками были нарушения существующих нравственных правил. К этим преступлениям были причислены и обложены смертною казнью как действия , заключающие в себе насилие, так и поступки, хотя вполне безнравственные и отвратительные, но не представляющие посягательства на чужие права. Все народы смотрели на эти преступления одинаковыми глазами, и поэтому такое сходство законов в определении как преступности, так и наказуемости. Вот перечень смертных преступлений против нравственности: 1) прелюбодеяние: у евреев, у римлян, во Франции, в Германии, в западной России по 3-му Литовскому статуту, в Испании; 2) двоебрачие: в Риме, в Англии, в Германии;

3) кровосмешение: у евреев, в Риме, во Франции, в Германии и России; 4) мужеложство и скотоложство: у евреев, в Риме, во Франции, в Англии, в Германии, в России; 5) сводничество: в Риме, во Франции, в Женеве и в Испании, по 3-му Литовскому статуту 6) распутная жизнь женщины, 7)обольщение и т. п.: у евреев, в Риме, в Женеве, в Испании, во Франции, в Германии.

Со времен господства феодальной юстиции до конца XVIII столетия длился спор, имеет ли судья право приговаривать к смерти только в силу закона, изданного государем, или источник этого права заключается в его судейской должности, и вследствие этого он может определять смертную казнь по своему усмотрению, когда даже нет закона, определяющего это наказание.

Законы были многочисленны, запутаны и лишены единства, следствие и суд совершались под прикрытием тайны, способы обнаружения и доказательства были рассчитаны не столько на то, чтобы облегчить обвиняемому законную возможность оправдаться, сколько на то, чтобы его запутать, поддеть и довести до обвинительного приговора. Все это такие обстоятельства, которые поддерживали произвольные порывы судьи и вместе с тем имели влияние на количество смертных казней.

Первое важное событие, имеющее значение в истории смертной казни, есть появление христианства. Учение Иисуса Христа проникнуто духом любви и снисхождения к человеку; Бог христианский есть Бог любви и милости, желающий не мести и кары, а исправления падшего человека . . В последствие времени, когда христианство сделалось господствующею религией Римской Империи, епископы обыкновенно ходатайствовали у императоров об освобождении преступников от смертной казни; подобное ходатайство перешло из добровольного в обязанность, которую Соборы возлагали на епископов.

В XVI столетии религиозный мыслитель Социн, ссылаясь на разные выражения Иисуса Христа, доказывал в Швейцарии, Германии и Польше несправедливость смертной казни и несовместность ее с христианством. В Англии в XVII столетии явились также религиозные секты, которые отвергали смертную казнь.

Материальные интересы всегда оказывали великое влияние на смягчение жестокости наказаний. Во времена господства родовой мести интерес удерживал мстящую руку от убийства в виде мести и заставлял брать от убийцы и обидчика выкуп. Интерес убедил потом не убивать, а превращать в рабов тех преступников, которые не в состоянии были уплатить выкуп. Не подлежит сомнению, что такие экономические соображения имели действие, уменьшающее у всех народов количество смертных казней. Они же в новое время двигали европейские народы на пути уничтожения смертной казни.

Основание колоний заставляло англичан искать рабочих рук. Оттого они довольно рано стали перевозить в колонии для работ тех из своих преступников, которых до того они казнили смертью. Первые опыты перевозки преступников в колонии относятся к царствованию Елизаветы; одним из статутов этого царствования предписано было перевозить за море бродяг для целей колонизации; в Англии смертная казнь была обыкновенным наказанием для нищих и бродяг.

Во Франции гребцы на галерных судах, из которых состоял флот, набирались из преступников. В интересе правительства было, чтобы суды как можно больше преступников приговаривали к этому наказанию. Нет сомнения, что завоевание Сибири, заведение флота и правительственные постройки, например, крепости и т. п., способствовали уменьшению и почти полной отмене смертной казни в России. Указами 19 ноября 1703 г., 19 января 1704 г. и 5 февраля 1705 г. Петр I предписал: кроме убийц и мятежников, остальных преступников за смертные преступления не приговаривать к смертной казни, а наказавши кнутом и заклеймивши, ссылать в каторжную работу навсегда или на известное число лет. В 1714 г. эти законы были отменены; но спустя 30 лет исполнение смертных казней было приостановлено, и , можно сказать, что колонизация Сибири дала возможность превратить эту временную меру в постоянный закон империи.

Раньше появления решительного отрицания смертной казни вообще совершается мало-помалу фактическая отмена этого наказания за преступления против религии и нравственности , так как они не представляли угрозы государству, а являлись следствием греховной сущности человека.

Столь же важное значение в истории отмены смертной казни, независимо от прямого отрицания этого наказания, имеют общее смягчение нравов и распространение убеждений о равенстве всех людей. Восемнадцатый век есть век гуманной философии — и это название он заслужил не за гуманные фразы, а за то, что общество этого века заяви-ло решительный протест против унаследованных от времен варварства жестоких и кровавых обычаев и законов и потом большую часть их отменило. Влияние этой перемены нравов обнаруживается во всех сферах жизни — и оно, хотя незримо, но в самом корне подкапывало почву, на которой держались виселицы и эшафоты.

Общество XVIII в., ратуя вообще против экономического и общественного порабощения народа немногочисленным классом людей и против отживавших свой век исключительностей и привилегий в пользу немногих, обратило особенное внимание на то, что жестокие казни главным образом падают на голову народа, тогда как меньшинство умело гарантировать себе ненаказуемость, или избавление от смертной казни, как более тяжкого наказания. Отсюда родилось учение о равенстве наказаний для лиц всех сословий. Вследствие перемены взглядов общества на относительную важность многих преступлений против религии, нравственности, против собственности, а также вследствие решительного отрицания мучительных смертных казней , само собою явилось в XVIII в. учение о важности преступлений и необходимости соразмерения с нею тяжести наказаний. Писатели-реформисты и многие другие с особенною энергиею ударяли на этот пункт, и им принадлежит утверждение того положения, которое позднее перешло в жизнь, что если уже применять смертную казнь, то только за самые тяжкие преступления.

Но ни одно великое открытие в области морали и ни одно усовершенствование в жизни человеческих обществ не совершалось вдруг и без борьбы: на осуществление их тратится всегда много времени и трудов; каждое усовершенствование сначала имеет за себя самое незначительное число людей избранных, и только после упорной борьбы со старым порядком оно принимается большинством и затем делается достоянием всех. Такова история отмены преследования ведьм и еретиков, такова судьба уничтожения пыток, изуродований, телесных наказаний и т. д.

В XVIII в. общественное мнение решительно восставало против применения казни за некоторые преступления . XIX столетие, вследствие дальнейшего развития общественной и умственной жизни, стало по совершенно специальным причинам находить это наказание неуместным за некоторые другие роды и виды преступлений, в частности за политические.

Политические опасности изменили свою природу. Нет более борьбы между людьми, она идет между правительственными системами и смерть отдельных людей ничего не решает.

Прежние правительства, не подвергаясь серьезному риску, могли противопоставлять бунтам войска и казни, быть несколько лет в войне с тою или другою частью страны. Ныне потрясенные правительства скорее думают о реформах, чем о наказании. В этом случае смертная казнь раздражает противников, сообщает большую твердость их убеждениям. Итак, действие смертной казни в преступлениях политических ничтожно.

Еще важнее развитие в XIX в. сомнений насчет справедливости и необходимости смертной казни за некоторые виды убийства и даже вообще за убийство. По наследству от времен господства мести законодательства государственного периода наказывали смертною казнью все виды убийства, за исключением только совершенно случайных. Для мыслителя XIX столетии преступление вообще является уже не беспричинным злом, не делом одной личности преступника, а продуктом еще и других факторов, которые не зависят от воли преступника, как например: среды, в которой он возрос, стечения неблагоприятных обстоятельств и т. п. Отсюда-то берет свое начало учение о смягчающих вину обстоятельствах , которое так же повлияло на количество применяемых смертных казней.

Отмена смертной казни в европейских и американских государствах была не самостоятельным явлением, а результатом посторонних, стоящих вне области уголовного права причин и событий. Только коренное, вполне реальное изменение материального и умственно-нравственного строя обществ способствовало постепенной отмене смертной казни. Оттого, если отмена была плодом только прекрасных, теоретических соображений, она долго не держалась.

Ход отмены смертной казни совершался приливами и отливами. Европейское общество в известной своей части думало немедленно осуществить это благородное дело. Но прилив новых событий и напор иных деятелей уничтожили эти мечты, отбросив вопрос о смертной казни в противоположную сторону. Подобное явление, обнаружившееся в XVIII в., повторилось в XIX столетии. Но и тогда, и теперь жизнь, как она есть, подчиняла оба течения своим неизменным законам, сдерживая слишком смелые порывы вперед и не позволяя возвращаться далеко назад,


2. Смертная казнь в современном мире


Последние годы XX столетия внесли серьезные изменения в мировую практику применения смертной казни. Уже к началу XXI века впервые в современной истории число стран, отменивших смертную казнь, превысило число стран, применяющих эту меру наказания. К концу 2007 года из 198 государств смертная казнь применялась в 64, тогда как 134 государства юридически или de facto отказались от применения этой меры наказания.

Однако было бы неправильно оценивать эту тенденцию оптимистично.

В ряде стран сфера применения этой меры наказания расширилась, в некоторых странах к применению смертной казни возвращались спустя много лет после отказа от этой меры.

Анализ мировой практики применения смертной казни свидетельствует об определенных особенностях и различных тенденциях в практике применения этой меры, которые к началу XXI века сложились в разных регионах и государствах.

Страны Юго-Восточной Азии по отношению к смертной казни и интенсивности ее применения можно разделить на три группы. В первую из них входят Китай, Сингапур, Таиланд и Вьетнам, которые при всех различиях политической и экономической ситуации, уголовной политики, законодательства и судебной практики отличаются наиболее широким и интенсивным применением этой меры наказания.

Вторую группу стран в этом регионе образуют Индия, Япония , Южная Корея и Филиппины, где смертная казнь в последние 15 лет традиционно применялась лишь в единичных случаях и главным образом носила символический характер. Причем, если в Южной Корее ее существование подошло к концу, то на Филиппинах эта мера наказания уже полностью отменена.

Неоднородная картина складывается на сегодня в странах Африки.

Смертная казнь почти в половине стран этого региона либо полностью отменена, либо фактически не применяется. Отдельную, во многом типичную ситуацию представляет группа стран Восточной Африки, в которую входят Нигерия, Сомали и Судан, и где практика применения смертной казни складывается на фоне длительной и кровопролитной гражданской войны.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты