Содержание авторского права на литературные произведения в России

Международные договоры могут заключаться от имени Российской Федерации, от имени Правительства РФ и от имени федеральных органов исполнительной власти.

В число международных договоров РФ входят также действующие международные договоры, заключенные СССР, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства—продолжателя Союза ССР.[4]

Нормы, содержащиеся в международных договорах РФ, по условиям применения принято делить на две группы: нормы непосредственного действия и нормы, требующие принятия внутреннего нормативного акта РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995г. «О международных договорах Российской Федерации»[5] положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской

Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

Международный договор на территории РФ подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»[6], а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации.

В настоящий момент РФ участвует в большинстве важнейших международных договоров, посвященных охране авторских и смежных прав. К их числу относят:

1) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886г. в редакции Парижского акта 24 июля 1971г, в которой РФ участвует с 9 марта 1995г. В соответствии со ст. 1 Бернской конвенции государства—участники образуют специальный Союз для охраны прав. Этот договор содержит значительное число унифицированных материально-правовых норм, причем сформулированы они весьма детально. Бернская конвенция имеет обратную силу (распространяется на произведения, которые до ее вступления в силу в соответствующем государстве не охранялись, если еще не истек срок их охраны). Это очень важно для иностранных авторов, так как они приобретают право требовать вознаграждение за свои произведения, ранее опубликованные, во вновь присоединившемся государстве. Впрочем, Россия, как и многие другие участники, при присоединении к Бернской конвенции сделала оговорку о том, что в ее отношениях с иными государствами-участниками данная Конвенция будет применяться без обратной силы[7]. На 15 апреля 2001 г. в ней участвуют 148 государств;

2) Всемирная конвенция об авторском праве действует в двух разных редакциях: от 6 сентября 1952г. и от 24 июля 1971г. Россия участвует в обеих редакциях (с 27 мая 1973г. и с 9 марта 1995г. соответственно). Обратной силы данная Конвенция не имеет. В отличие от Бернской Конвенции она содержит значительно меньше материально-правовых норм и использует преимущественно коллизионные нормы;

3) Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996г. Хотя Россия в нем не участвует, но очень важен потому, что специально посвящен особенностям охраны прав авторов в современных условиях, в том числе охране авторских прав в Сети Интернет. Договор вступил в силу 6 марта 2002 г. На 15 апреля 2002г. участвует 35 государств. Имеет обратную силу (аналогично Бернской конвенции);

4) Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. (Римская конвенция). Россия в ней не участвует, но ее положения предоставляются весьма важными, так как это основной международный договор, посвященный охране смежных прав. Обратной силы не имеет. На 15 апреля 2001 г. участвует 68 государств.

Таким образом, современная система охраны авторских прав строится на основе нескольких фундаментальных соглашений: Бернской, Всемирной и Римской конвенций, а также ряда принимаемых на основе и соответствии с ними международных договоров (Соглашений ТРИПС, Договоры ВОИС), которые расширяют круг прав, закрепленных в фундаментальных соглашениях, приспосабливают их к современным условиям, не меняя их содержания.

Если международный договор устанавливает правила, отличные от тех, которые установлены каким–либо федеральным законом, то согласие Российской Федерации на обязательность такого международного договора должна быть выражено в форме федерального закона. При этом правила международного договора получают приоритет в применении по отношению к законам РФ.

Правила действующего международного договора РФ, согласие, на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении по отношению к подзаконным нормативным актам, изданным органам государственной власти, заключившим данный договор (ч. 4 ст. 15, ст. 90, 113 Конституции РФ).

Важнейшими международно-правовыми актами общего значения являются Конвенция, утверждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967г.) и Парижская конвенция об охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883г.).

Конвенция, утверждающая ВОИС, распространяется на все объекты интеллектуальной собственности. Она призвана содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией.


§2. Срок охраны авторских прав


Срок действия авторских прав является важным элементом авторского законодательства. Для защиты интересов авторов, с одной стороны, и учета интересов общества в целом—с другой, государство обеспечивает охрану одних прав вечно, а других—на определенный срок.

До 1 июня 1973 г. срок охраны авторского права был равен периоду жизни автора и 15 лет после его смерти. С 1 июня 1973 г. и до 3 августа 1992г. срок охраны авторского права составлял период всей жизни автора и 25 лет после смерти. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, введенные в действие с 3 августа 1992г., увеличили срок охраны авторского права после смерти автора до 50 лет. Данный срок охраны применялся к тем произведениям, срок действия авторского права на которые не истек на дату вступления в силу вышеуказанных Основ гражданского законодательства.

С 1 января 2008г. вступил в действие часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая отношения интеллектуальной собственности (ст. 1281 ГК РФ).

Что касается изменений о сроке авторских прав, то в ст. 1281 ГК РФ оно не претерпела изменений. Срок охраны авторских прав по части четвертой ГК РФ остался тот же, действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

В случае если произведение создано в соавторстве, то право на произведение действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего из соавторов.

Если же произведение впервые вышло в свет после смерти автора, то авторское право на него действует в течение 70 лет после его выпуска. Для тех, кто работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, 70-летний срок увеличивается на 4 года.

Исчисление сроков действия авторского права начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Изложенное относится также к имущественным авторским правам. Ряд лично неимущественных прав автора, а именно право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, охраняется бессрочно. Некоторые исследователи отмечают, что в данном случае не совсем правильно говорить о бессрочной охране указанных прав, так как они в силу своей неразрывной связи с личностью автора не могут существовать после его смерти. После смерти автора данные юридические феномены признаются и охраняются уже не как субъективные права, а как общественные интересы, нуждающиеся в признании и защите.

В соответствии с Законом РФ № 1761-1 от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» (с последующими изменениями и дополнениями) «политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселение групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку на спецпоселение, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасным для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществляющееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями».

Данный Закон в части порядка реабилитации распространяется на лиц, подвергшихся политическим репрессиям на территории РФ.

Заявления заинтересованных лиц рассматриваются органами прокуратуры, которые по результатам расследования выдают справки о реабилитации заявителям, а при отсутствии таковых периодически предоставляют сведения о реабилитированных для публикации в печати.

В отношении репрессированных и реабилитированных посмертно авторов 70-летний срок начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. К произведениям реабилитированных авторов, изданных после их смерти, применяется правило о 70—летнем сроке охраны произведения, впервые выпущенного в свет после смерти автора.

Положения указанной статьи на практике вызывали немало вопросов. Например, какую норму ст. 1281 ГК РФ следует применять, если произведение реабилитированного автора выпущено в свет после его смерти, но до его реабилитации?

По нашему мнению, было бы справедливо применить норму п. 4 ст. 1281 ГК РФ.

Если говорить о произведениях, выпущенных в свет после смерти реабилитационного автора, то к указанным произведениям следует применять норму п. 3 ст.1281: «Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора».

Вопрос, связанный с применением ранее действовавшего 50 летнего срока охраны произведения, в том числе реабилитированных авторов, не раз рассматривался судами.

В качестве примера, можем рассмотреть факт из судебной практики рассмотренной до вступления нового законодательства.

Истец, наследник авторского права на перевод произведения, обратился в суд в 2003 г. в связи с тем, что издательство без договора с ним воспроизвело в печати вышеуказанный перевод.

Автор перевода умерла 21 марта 1994 г., соответственно на отношения по принятию наследства распространяется нормы старого ГК РСФСР (разд. 7).

В соответствии со ст. 546 ГК РСФСР признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятия наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Наследник подал заявление в 1-ю Государственную нотариальную контору г. Москвы о вступлении в права наследования, в связи, с чем 20 июня 1994 г. нотариус этой конторы завел наследственное дело и выдал запрос в органы Госавтоинспекции г. Москвы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты