Не признается самозащитой и действие, хотя и направленное на охрану своего объекта авторского права, но соединенное со злоупотреблением правом в какой-либо форме.
Из права самозащиты следует отсутствие обязанности возмещать вред, причиненный в состоянии необходимой обороны. Применительно к ситуации, возникший в сфере авторских правоотношений, это может означать, что автор, воспользовавшийся правом самозащиты, не обязан возмещать вред. Равным образом вред, причиненный его благу, правоохраняемым объектам останется без возмещения, например состояние необходимой обороны-одно из проявлений самозащиты.
Самозащита имеет место и в состоянии крайней необходимости. Однако при этом последствия принципиально иные, чем в случае необходимой обороны. Субъект, причинивший вред в состоянии крайней необходимости, должен возместить его пострадавшему. Состояние крайней необходимости исключает противоправность вредоносного действия, но не снимает обязанности по возмещению причиненного имущественного вреда. Наступает гражданско-правовая ответственность. Если вред был причинен для защиты интересов третьего лица, субъектом ответственности может быть как причинитель вреда, так и это третье лицо.
Компенсация морального вреда-самостоятельный способ защите авторских прав. Компенсируется вред, причиненный нарушителем личных неимущественных прав автора (ст. 151 ГК РФ). По общему правилу ответственность за причинение морального вреда наступает при определенных условиях:
1) наличие вреда;
2) противоправное поведение причинителя вреда;
3)наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и причиненным вредом;
4) вина причинителя.
Несмотря на важное значение размера компенсаций, решение суда, которым признается неправомерность действий нарушителя и удовлетворяется иск о компенсации морального вреда, предоставляет ценность независимо от присужденной денежной суммы. Необходимо подчеркнуть, что гражданско-правовые способы защиты носят восстановительный характер (ст.1 ГК РФ). Они направлены на восстановление или оспариваемых прав, а не на восстановление имущественного положения правообладателя, как иногда неверно понимают на практике, а такое понимание сужает подлинное значение понятия «защита».
Защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты:
— юрисдикционная форма-это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских прав. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий (судебный или исковой) и специальный (административный) порядки защиты авторских прав;
— неюрисдикционная форма охватывает действия граждан и организаций по защите авторских прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.
Наибольший интерес представляет судебный порядок юрисдикционной формы защиты авторских прав. Судебная защита нарушенных авторских прав возможно при наступлении определенных условий. Таковыми признаются: наличие права на иск в материальном смысле, нарушение этого права, неистечение срока правовой охраны и т. д. Дела, возникающие из авторско-правовых отношений, относятся к исковому производству, т. к. представляют собой споры об авторстве и соавторстве; споры, возникающие из авторских договоров; споры, связанные с использованием произведения при отсутствии авторского договора; споры, связанные с выплатой авторского вознаграждения; споры, связанные с оплатой за авторские произведения, написанные в порядке служебного задания, и др.
В связи с тем, что в охране авторских прав более всего заинтересованы обладатели имущественных авторских прав, право на предъявления иска о защите нарушенных авторских прав принадлежит авторам и иным правообладателям.
После смерти автора иск о признании авторства может заявить лицо, к которому перешли авторские права в порядке универсального или сингулярного правопреемства. Наследниками могут быть граждане, организации, субъект РФ, РФ.
Однако правовой интерес в возбуждении производства по делу могут быть не только материально заинтересованные правообладатели, но и иные лица, когда в соответствии с законом они вправе обращаться в судебные органы за защитой прав, свобод и законных интересах других лиц (ст.4 ГПК РФ). К таким лицам относятся прокурор, органы государственного управления, органы местного самоуправления, профсоюзы, общественные объединения. ГК РФ авторском праве предусматривает возможность защиты прав и соответственно предъявления исков организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, но лишь при наличии полномочий, полученных от обладателей авторских прав. Данные полномочия должны быть отражены в доверенности или в соответствующем договоре.
Дела по искам об авторских правоотношений рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. При этом доказательства могут быть любые: свидетели творческой работы автора над объектом, материалы фото- и видеосъемки, заключение эксперта, письменные, вещественные доказательства.
Особое значение в судебном доказывании по авторским делам имеют письменные доказательства-авторский договор, соглашения, рукописи, протоколы обсуждения произведений, отзывы, рецензии, критические статьи, обзоры, содержащие анализ и оценку произведения; планы, чертежи, иллюстрации, переписка сторон и другая документация. Если спор связан с неправомерным заимствованием из чужих произведений, то доказывание проводится, основываясь на рукописях или экземплярах обоих произведений и сличительных таблиц. Сличительные таблицы-это один из видов письменных доказательств, используемых для подтверждения требования о признании соавторства на научное, художественное или иное произведение[13].
По инициативе сторон в деле могут принимать участие эксперты. Экспертом может быть лицо, обладающее специальными знаниями в какой-либо области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 79 ГПК РФ)- сотрудник экспертного учреждения либо иной специалист, сведущее лицо, привлекаемое к экспертному исследованию в случаях, когда возникает необходимость в специальных познаниях. С помощью экспертных исследований и оценок зачастую разрешаются споры о качестве произведений, выполненных по авторским договорам либо в порядке служебного задания или заказа.
Российское законодательство прямо предусматривает специальные меры, направленные на обеспечение исков по данной категории дел. Согласно ст. 1302 ГК РФ суд может вынести определение о запрещение ответчику либо лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторского права, совершать определенные действия и (или) о наложении ареста и изъятия всех экземпляров произведений, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения. Такой способ обеспечения гражданского иска носит название судебного запрета. Перечень действий, которые могут быть запрещены ответчику, включает изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт и иное использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений, в отношении которых предполагается, что они является контрафактными. Указанные меры рассматриваются в качестве дополнительной гарантии защиты интересов обладателей авторских прав, поскольку они направлены на обеспечение правильного рассмотрения дела и реального исполнения будущего судебного решения.
§2. Ответственность за нарушение авторских прав
Важнейший функцией государства является обеспечение правовой охраны объектов авторских прав, создаваемых или используемых на его территории, и защита интересов правообладателя. Защита должна предоставляться в случае любого нарушения авторского права. Поэтому необходимо исходить из общего понятия «нарушение авторского права». Глоссарием терминов по авторскому праву «нарушение авторского право» определяется как использование без разрешения произведения, охраняемого авторским правом, в тех случаях, когда разрешение на использование требуется законом. Нарушение авторского права обычно состоит в самом факте использования без разрешения (например, экспонирование, воспроизведение, исполнение, передача по радио или телевидению, а также другие способы доведения произведения до всеобщего сведения без разрешения на это; распространение без разрешения; плагиат; использование производных произведения без согласия автора и т. д.); в тех странах, где охраняются личные неимущественные права авторов, нарушение авторских прав может также состоять в искажении произведения, в неупоминании авторства и т. д.[14]
Наиболее распространенные в настоящее время виды нарушений авторского права-это использование соответствующих объектов без оформления договорных отношений с правообладателями, неуказание имени автора при использовании произведения. Прежде всего, речь идет о нарушении авторских прав в сфере оборота аудио - и видео-продукции, компьютерных программ и печатной продукции. По сведениям экспертов МВД, программное обеспечение в России является пиратским на 91 %. В сфере видеопиратства нелегальный рынок занимает 85% (в Москве-65%). В сфере полиграфии и книгоиздательства доля контрафактной продукции составляет 70 %. Как правило, это происходит за счет незаконного опечатывания тиражей или издания книг, переведенных без разрешения правообладателей. Кабельное телевидение на 90% использует программы, фильмы без всякой оплаты.
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность, предусмотренную нормами гражданского, административного и уголовного права.
Немаловажную роль в защите авторских прав призваны сыграть административно-правовые нормы. Отдельный состав административного правонарушения в этой сфере появился в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях лишь в 1995 г.-ст. 150 (« Продажа, сдача в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм»).
КоАП РФ предусматривает административную ответственность за ввоз, продажу, сдачу в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм (ч. 1 ст. 7.12). Диспозиция ч. 1 ст. 7.12 сформулирована так, что охватывает практически все действия по незаконному использованию объектов авторского права. Обязательными условиями привлечения к административной ответственности здесь выступают два обстоятельства: связь нарушения с материальными носителями произведений (экземплярами) и преследование нарушителем целей извлечения дохода. В этой связи ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ не применяется, например, по кабелю, а также к нарушителям, не преследовавшим цель извлечения дохода.
Анализ статьи показывает, что административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальный пиратством. Следует учитывать, что даже если на материальном носителе находится неохраняемое авторским правом произведение, но на буклете указаны ложные сведения об изготовителе или месте производства, то действия по распространению такой продукции является административным правонарушением. Указанная статья защищает как обладателей авторских прав, так и потребителей. Штраф, предусмотренный за подобные действия, для граждан составляет от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда, для должностных лиц-от 30 до 40 МРОТ, а для юридических лиц-от 300 до 400 МРОТ с конфискацией контрафактных произведений и фонограмм, материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административных правонарушения.[15]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10