Содержание договора коммерческой концессии

При изменении или замене правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, используемых пользователем по концессионному договору (например, в случаях преобразования, изменения основного профиля деятельности и т.д.), договор сохраняет силу в отношении нового наименования (обозначения), но лишь при условии согласия на это пользователя (который в соответствии со ст. 1039 ГК вправе в этом случае потребовать расторжения договора и возмещения причиненных ему убытков). При этом договор должен быть соответствующим образом изменен и перерегистрирован (как и право пользования новым фирменным наименованием или обозначением) за счет правообладателя. Пользователь, кроме того, вправе требовать соразмерного уменьшения вознаграждения, причитающегося правообладателю, поскольку новое наименование последнего обычно не пользуется такой же коммерческой репутацией, как и прежнее.

Концессионный договор, заключенный без указания срока его действия, прекращается по заявлению одной из сторон при условии уведомления об этом контрагента не менее чем за шесть месяцев (договором может предусматриваться и более продолжительный срок). Концессионный договор, заключенный на срок, прекращается по общим основаниям прекращения договорных обязательств. При этом досрочное прекращение такого договора, как и расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежит обязательной государственной регистрации.

Кроме того, договор коммерческой концессии прекращается:

- при прекращении принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами (в том числе в случаях ликвидации или реорганизации юридического лица либо неиспользования коммерческого обозначения в течение длительного срока) (п. 3 ст. 1037 ГК);

- при изменении правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения и отсутствии согласия пользователя на продолжение действия договора в измененном виде (ст. 1039 ГК);

- при объявлении одного из участников договора банкротом (поскольку при этом такой участник лишается статуса предпринимателя) (п. 4 ст. 1037 ГК);

- в случае смерти правообладателя - физического лица при отказе его наследников от наследства или неполучении ими регистрации в качестве предпринимателя в течение срока для принятия наследства (абз. 1 п. 2 ст. 1038 ГК).

Добросовестный пользователь вправе добиваться заключения договора франчайзинга на новый срок на тех же условиях (п. 1 ст. 1035 ГК). Это правило защищает интересы пользователя как более слабой стороны договора, оказывающейся после его расторжения в весьма невыгодном положении: ему необходимо продолжать предпринимательскую деятельность, не имея более возможности пользоваться фирмой и коммерческим опытом правообладателя. Между тем место пользователя в коммерческой системе правообладателя сможет занять новый предприниматель, который получит необоснованные выгоды от созданного прежним пользователем положения, не говоря уже о том, что, по существу, за счет последнего и сам правообладатель расширил сферу свой деятельности. Кроме того, возобновление договора франчайзинга может служить интересам потребителей на устоявшемся рынке товаров или услуг.

С другой стороны, такое право пользователя не может быть безусловным, ибо это вредило бы законным интересам правообладателя, который, например, может утратить интерес к рынку, где работал пользователь. Поэтому возможность понуждения правообладателя к возобновлению договорных отношений с пользователем ограничивается законом. Разумеется, правообладатель может отказать в возобновлении договора пользователю, ненадлежащим образом исполнявшему свои обязанности по ранее действовавшему договору (п. 1 ст. 1035 ГК). Добросовестному пользователю правообладатель может отказать в заключении договора и без объяснения причин, если в течение трех лет он не будет заключать аналогичные договоры с другими пользователями (или соглашаться на заключение аналогичных договоров субконцессии) на территории, где действовал прежний договор (п. 2 ст. 1035 ГК).

В ином случае правообладатель обязан либо заключить такой договор с прежним пользователем (причем на не менее благоприятных для пользователя условиях, чем содержал прекратившийся договор), либо возместить ему все убытки, включая упущенную выгоду.


Заключение


Обобщая материалы курсовой работы, следует указать, что несмотря на относительно короткий срок истории договора коммерческой концессии, данный вид соглашений устоялся на практике, получил дальнейшее нормативное развитие после принятия четвертой части ГК РФ.

Юридическая сущность данного договора состоит в том, что по нему одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1027 ГК РФ)

По своим юридическим признакам договор коммерческой концессии можно охарактеризовать как консенсуальный, возмездный, двустороннее обязывающий, связанный с предпринимательской деятельностью, связанный с интеллектуальной собственностью и строгой юридической формы.

Для внешнего оформления соглашения о коммерческой концессии закон устанавливает достаточно строгие требования соблюдения обязательной письменной формы и государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Несоблюдение этих требований влечет ничтожность соглашения. Регистрация собственно договора коммерческой концессии сопровождается и регистрацией передачи тех исключительных прав, которые в ходят в его предмет как имущественных комплекс прав, в соответствующих реестрах. Исключение составляют права, не требующие регистрации.

Заключение договора коммерческой концессии предполагает согласование сторонами тех условий, которые в законе именуются существенными. Систематическое толкование общих положений о договоре и общих положений о лицензионном договоре, распространяемых и на договор коммерческой концессии позволяет указать как на существенные условия о предмете договора и о цене (размере вознаграждения). Иные условия договора – о сроке использования, о территории и проч. следует полагать обычными условиями.

Предметом договора коммерческой концессии является право на использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг)[14].

Вознаграждение может выплачиваться правообладателю пользователем в различных формах: в виде фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

Помимо существенных стороны могут согласовывать условия о сроках и территории использования исключительных прав. Данные условия предопределяют основные права и обязанности сторон, в том числе правовые ограничения по отношению к сторонам и к третьим лицам, которые вытекают из требований антимонопольного законодательства.

Обеспечение стабильности отношений в процессе исполнения договора закон предусматривает наделение пользователя преимущественным правом заключения договора на новый срок, сохранение договора коммерческой концессии в силе при перемене сторон и сохранение договора коммерческой концессии в силе в случае «выбытия» отдельных исключительных прав из переданного имущественного комплекса исключительных прав.

Передача исключительных прав порождает ответственность перед третьими лицами не только пользователя, но и самого правообладателя. При этом по требованиям, предъявляемым к пользователю, правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии или даже солидарную ответственность по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя

Закон не исключает права пользователя с согласия правообладателя уступать часть своих исключительных прав по договору субконцессии в рамках уже возникших первоначальных (основных) отношений. В отдельных случаях такая уступка является обязанностью пользователя.

Динамика договора (его изменение, прекращение, передача прав по соглашению о субконцессии) предполагает соблюдение процедур государственной регистрации. Договор коммерческой концессии имеет ряд общих черт с договорами иного рода – лицензионными, об уступке прав, аренды, доверительного управления имуществом.

Таким образом, договор коммерческой концессии по гражданскому законодательству России является относительно новым специальным видом договорного обязательства, по которому известный правообладатель комплекса исключительных прав получает возможность, не вкладывая дополнительных средств, продвигать на рынке свои товары (работы, услуги) посредством и усилиями одного или нескольких предпринимателей-пользователей исключительных прав.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция РФ. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2010.

2.Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья, четвертая) (с изм. и доп. от 30.06.2008 . N 105-ФЗ) – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2010.

3.Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июля 2007 г.) // СПС «Гарант».

Учебно-научная литература:

4.Бобков С.А Коммерческая концессия как институт в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2008. № 10.

5.Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2008.

6.Гражданское право: Учебник в 4 т. Том II. Полутом 1 / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2009.

7.Гражданское право: Учебник в 4 т. Том 4. / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2009.

8.Еременко В.И. О части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2008. № 4.

9.Зуйкова Л.П. Коммерческое обозначение // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4.

10.Зуйкова Л.П. Товарный знак и знак обслуживания // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4.

11.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Инфра - М, 2008.

12.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 2. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат, 2007

13.Новосельцев О. Франчайзинг: История развития, правовое регулирование, оценка // Финансовая газета. 2009. № 21.

14.Оглоблина О.М., Тихомиров М.Ю. Образцы договоров по гражданскому законодательству Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд-во г-на Тихомирова М.Ю., 2007.

15.Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // Законодательство и экономика. 2009. № 6.

16.Панченко Т.М. Передача прав на объекты интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии // Аудиторские ведомости. 2007. № 3.


[1] Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья, четвертая)  (с изм. и доп. от  30.06.2008 . N 105-ФЗ) – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2010.

[2] Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья, четвертая)  (с изм. и доп. от  30.06.2008 . N 105-ФЗ) – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2010.

[3] Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июля 2007 г.) // СПС «Гарант».

[4] Бобков С.А Коммерческая концессия как институт в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2008. № 10.

[5] Гражданское право: Учебник в 4 т. Том II. Полутом 1 / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2009

[6] Зуйкова Л.П. Коммерческое обозначение // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4.

[7] Городов О.А. Право на средства индивидуализации: фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2008.

[8] Зуйкова Л.П. Коммерческое обозначение // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4.

[9] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Инфра - М, 2008.

[10] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Инфра - М, 2008.

[11] Панченко Т.М. Передача прав на объекты интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии // Аудиторские ведомости. 2007. № 3.

[12] Еременко В.И. О части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2008. № 4.

[13]Новосельцев О. Франчайзинг: История развития, правовое регулирование, оценка // Финансовая газета. 2009. № 21.

[14] Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // Законодательство и экономика. 2009. № 6.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты