Содержание предмета теории государства и права

Естественное право - право на жизнь, право на свободу, право на личную неприкосновенность, честь и достоинство

Позитивное (писаное) право создаётся государством и выражается в законах и иных нормативно правовых актах. Нередко государство позитивно закрепляет уже существующее естественное право. [1]


4.4 Способы правового регулирования


Правовое регулирование - может осуществляться как путём убеждения, так и путём убеждения, так и путём принуждения.

Убеждение - это такой способ воздействия на участников правоотношений, при котором требуемый результат достигается без применения насилия (то есть, основан на доброй воле, понимании, заинтересованности субъекта правоотношений)

Принуждение - это такой способ воздействия, когда предписываемое правовой нормой поведение достигается путём силового давления, насилия (меры пресечения, угроза наказания, наказание, применение мер административного, дисциплинарного другого воздействия).

Принуждение необходимо применять:

В случае, когда результат нельзя достигнуть мерами убеждения

В особой процессуальной форме установленной законом. [1]


5. Право в системе социальных норм


5.1 Общее понятие социальных норм


Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т.п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право - это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Рассмотрим общие признаки социальных норм.

Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.

Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Они не регулируют случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения - что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.

Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом, и моралью, правом и традициями. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характер.


5.2 Цели норм права и иных социальных норм


Нормы права имеют цель сходную с остальными нормами - регулирование поведения людей в обществе, они выражают волю социальных сил, стоящих у власти, утверждается или санкционируется государством, формируется в нормативных актах или иных источниках права, обязательна для исполнения, охраняется от нарушений принудительной силой государства.


5.3 Отличие норм права от норм морали


Нормы права и морали отличаются друг от друга тем что:

Право и государство возникли после появления морали (т.е. мораль старше государства)

Нормы морали вырабатываются самим обществом, а нормы права государством (его органами)

Нормы морали складываются постепенно, а правовые нормы вступают в силу с определённого дня.

Нормы морали неконкретны и расплывчаты, а нормы права формально определены

Соблюдение норм морали основано на нравственных принципах человека, а действие правовых норм подкреплено принудительной силой государства. [1]

Таким образом, право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных организаций, именно право вносит определенный порядок общество и государство, создаёт предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства. [2]


6. Признаки государства


6.1 Общее понятие государства


Государство - это организация политической власти общества, охватывающая определённую территорию, выступающие одновременно, как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм правления и подавления.

Следует отметить, что обобщающее понятие государство появилось в 16 веке. Его ввел Н. Макиавелли. Однако сам термин "государство" неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом или страна как некое географическое пространство. [3]


6.2 Содержание признаков государства


Признаками государства являются:

1. Публичная власть - это совокупность аппарата управления и аппарата подавления. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает, в первую очередь, интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.

Опирается на писаное формализованное право.

Подкрепляется принудительной силой государства.

Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти, с помощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - это специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли. Это:

Армия

Милиция или полиция

Органы безопасности

Прокуратура

Суды

Система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии, и. т.д.)

2. Территория и административно территориально деление - государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ - понятия не тождественные, народ - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

3. Налоги и сборы - налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.

4. Правовая система - это юридический "скелет" государства. Государство его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право и правовые нормы. Государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере, в конституционных государствах).

5. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц проживающих на территории государства выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

6. Государственный суверенитет свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.

Государственный суверенитет может быть:

Внутренний - полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы.

Внешний - это полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.

Народный суверенитет - это исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит только от народа.

Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные организации). Однако без суверенитета (оккупация) оно не может быть полноценным. [1]

Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты