7. Функции государства
7.1 Общее понятие функций государства
Функции государства - это главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение по управлению делами общества
Функции возникают из природы и нужд самого общества и в государственно-организованном обществе обретают характер государственных функций. Это естественно, ибо в таком обществе управление общественными делами возлагается на государство как форму организации самого общества. Функции государства как главные направления его деятельности обусловлены задачами, стоящими перед обществом. Изменение задач ведёт к изменению функций государства.
Функции государства отвечают на вопросы: что делает государство, чем занимается, какие цели преследует, какие задачи решает? В функциях государства проявляется сущность и социальное назначение государства.
Функции государства следует отличать от функций и форм деятельности отдельных органов государства. Функции государства - это именно главные направления деятельности государства в целом, в совокупности всех его органов.
В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности. Например, функция охраны правопорядка как главное направление в деятельности государства проявляется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикционной и иных формах деятельности.
Функции государства носят предметный, объективный характер. Это главные направления деятельности существующие, как правило, на всём протяжении времени существования государства. Другие, проявившиеся на более поздних этапах развития государства (например, экологическая функция) становятся также постоянными устойчивыми.
Формы и методы осуществления функций могут меняться, главное же направление деятельности государства остается постоянным.
В функциях государства проявляется социальная, классовая сущность государства, его социальное назначение. По функциям государства видно, для чего оно существует, интересам каких социальных групп и классов оно служит, служит ли оно обществу в целом или преимущественно какому - либо одному классу или какой - либо господствующей элите.
Функция государства - главное, основное направление его деятельности. Термины "главное", "основное" носят оценочный характер. Признание того или иного направления деятельности государства в качестве главного, неглавного или не очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается функций государства. [3]
7.2 Формы функций государства
Функции государства классифицируются на:
Внутренние и внешние
Охранительные и регулятивные
Постоянные и временные
Основные и не основные
Внешними функциями называются основные направления деятельности государства по решению внешнеполитических задач. Ими являются:
Функция обороны страны и поддержания мирового порядка
С функцией обороны сопряжена другая, противоположная, функция захвата чужих территорий и сфер влияния.
Вся история человечества - это во многом история войн, военных конфликтов. Все крупные государства, империи создавались главным образом путём военного захвата чужих территорий и покорения, военного подавления других народов.
Из двух внешних, сопряжённых друг с другом функций на первый план выходила то одна то другая, что зависело во многом от военной мощи государств. Сильные государства вели захватническую политику, слабые - оборонительную. Войны, как известно, - это продолжение политики государств, но в других формах.
Ныне мировое сообщество создало определённые инструменты по предотвращению войн: ООН, Совет безопасности. Однако и это не исключает войны локальные, отсюда и необходимость сохранения функции обороны. В этих целях зачастую создаются оборонительные военные союзы государств. [3]
Внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).
Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения - это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).
Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.
Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).
Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество
Внутренние функции это направление деятельности государства по решению задач в нутрии государства, они делятся на:
Охранительные
Регулятивные
К охранительным функциям относятся функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка.
К регулятивным относятся:
Экономическая
Социальная
Налоговая и финансовая
Культурная
Экологическая
7.3 Содержание и методы осуществления функций государства
Охранительная функция.
Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина их обеспечение и охрана являются главной обязанностью государства. Государство должно гарантировать равенство всех перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества. Эта задача реализуется в процессе правотворческой деятельности, которой занимаются практически все государственные органы.
Правопорядок - это состояние урегулированности социальных связей системы общественных отношений, в которой их субъекты ведут себя правомерно
Государство обеспечивает правопорядок, опираясь на закон с помощью специальных органов безопасности, судов, системы органов и учреждений, исполняющих наказание.
Финансово экономическая функция включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства, принятия, исполнения бюджета и контроля за ним. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли - науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов - налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов. В нашей стране обязанность по уплате налогов закреплена в Конституции.
Функция социальной защиты - это государственная помощь и обеспечение приемлемого уровня жизни инвалидам, сиротам, матерям и малолетним детям а так же гражданам нуждающимся в государственной поддержке.
Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме.
Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:
Во-первых, государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государства бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.
Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.
Во-вторых, экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.
Культурная функция государства выражается в поддержке государством музейного дела, библиотек, театров, кино, музыки, литературы, образования, и. т.д.
Природоохранительная (экологическая) функция жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого отношения.
Таким образом, природа - ценность, нуждающаяся в охране сама по себе, в силу того, что она служит источником жизни. Природа обладает самоценностью и нуждается в специальной охране.
Под охраной окружающей среды понимается деятельность по поддержанию благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению деградации в процессе общественного развития и по восстановлению такого состояния, если оно нарушено, для поддержания экологического равновесия. Итак, цель охраны окружающей среды - сохранение (восстановление) ее благоприятного состояния и поддержание экологического равновесия. В контексте экологического права это определение может быть скорректировано уточнением, что природоохранительная деятельность осуществляется в соответствии с правовыми экологическими требованиями.
Экологическая безопасность определяется как совокупность действий, состояний, процессов, мер, исключающих угрозу нанесения ущерба окружающей среде и тем самым устраняющих причинение вреда человеку в результате неблагоприятного антропогенного изменения ее состояния.
Экологическую функцию государство осуществляет:
Устанавливает нормативы предельно концентраций вредных веществ в биосфере и следит за их выполнением
Устанавливает режим природопользования (лесов, водных ресурсов, правила и сроки охоты, и. т.д.)
Принимает меры по охране окружающей природной среды
Применяет меры государственного воздействия к нарушителям
Сильное государство немыслимо без сильной, эффективной власти. Но одна только сильная власть еще не создает сильного государства.
Как ни важно поддержание и усиление власти, само по себе оно не решает стоящих перед государством проблем. Одно дело крепко держать в руках руль власти и другое - умело им пользоваться, эффективно выполнять основные функции, возложенные на государство.
Можно выделить несколько основных функций от эффективного выполнения которых зависит сила государства:
Разумный правопорядок и законность.
Растущая экономика и крепкий бюджет.
Обеспечение социальной справедливости как основы общественного согласия.
Достаточно мощные вооруженные силы и профессиональные службы безопасности.
Таким образом, функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Взаимное равноправное партнерство государств, их совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих перед человечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности отдельных индивидов, различных государственных и общественных объединений и мирового сообщества в целом. Государственно-организованное общества в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.
Заключение
Подводя итоги, можно сформулировать такую структуру предмета теории государства и права:
Явления - рассматривает государство и право как отдельные явления и одновременно зависимые друг от друга.
Государственно-правовые закономерности или законы развития - изучает общие закономерности (возникновение, функционирование и развитие).
Государственно-правовые понятия - создаёт терминологию и раскрывает сущность явления. Образует инструмент приобретения новых знаний. Через понятия создаётся наука.
Государственно-властные отношения и правовые отношения.
Правосознание - политическое сознание.
Предмет теории государства и права составляют, прежде всего, наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Причем это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства и права вообще. Исследуя их, наука теория государства и права выясняет, что такое государство и право, когда и в силу каких причин они возникают, как они развиваются и каковы закономерности их развития, как они функционируют и какую роль играют в общественной жизни.
Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права - основной, но не единственный круг вопросов в предмете теории государства и права. Наряду с ними теория государства и права изучает и некоторые другие. Это вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т.д.) и личностью (людьми), а также вопросы, относящиеся к характеристике различных государственно-правовых явлений, возникающих вследствие функционирования государства и права (правотворчества, правоотношений, законности, правопорядка и др.).
Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают этот вопрос, отсюда тесное взаимодействие Теорией Государства и Права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и другими науками.
Список использованной литературы
[1] Конспект лекций по теории государства и права.
[2] Основы права В.В. Румынина Москва, 2006
[3] Теория государства и права А.Ф. Черданцев Москва, 2000
[4] Общая теория государства и права. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина. Москва 1999.
[5]
[6] http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2750.html
[7] http://www.mipt.ru/study/diff/nadejdin/part1/glava3. esp
[8] http://hr666. narod.ru/