Исполнение приговоров, решений, определений и постановлений по судебным делам в части имущественных взысканий, а также других решении и постановлений осуществляется судебными исполнителями. Они исполняют решения, определения и постановления судов по гражданским делам, мировые соглашения, утвержденные судом; приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий (например, штраф, конфискация имущества); постановления суда, других государственных органов и должностных лиц в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях; постановления прокуроров о выселении в административном порядке; исполнительные надписи нотариальных органов; постановления комиссий по делам о несовершеннолетних, о денежных взысканиях; решения комиссий по трудовым спорам; решения третейских судов Республики Беларусь, постановления Комитета государственного контроля Республики Беларусь об имущественных взысканиях; решения иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами, и т.д. (2,ст.461).
В судах, где предусмотрена должность консультанта, на него возлагается ведение работы по подбору и систематизации законодательства; участие в обобщении судебной практики и др. Он должен вести контрольные, экземпляры кодексов, официальных изданий и других законов и нормативных актов Республики Беларусь
разъяснений Пленума Верховного Суда и заключений
Конституционного Суда Республики Беларусь, картотеку законодательства и судебной практики по гражданским, уголовным и административным делам [15,с.140].
Архивариус ведает работой архива суда, где хранятся законченные производством дела.
Председатель суда как руководитель органа судебной власти: распределяет дела и другие обязанности между судьями; ведет личный прием граждан, организует работу по приему и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; образует при необходимости специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел (о несовершеннолетних, семейных и иных дел); руководит изучением и обобщением судебной практики, ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов; представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу; руководит работой аппарата суда; осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников суда.
Руководство работой суда осуществляет и заместитель председателя в соответствии с распределением обязанностей между ним и председателем. В случае отсутствия последнего или невозможности выполнения им своих обязанностей функции председателя районного (городского) суда полностью исполняет его заместитель [31,с.31].
Распределение обязанностей по рассмотрению дел между судьями осуществляется на основе принципов:
1) территориального (зонального), при котором весь район (город) делится на зоны по количеству судей. Все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории, рассматривает соответствующий судья;
2) предметного (функционального), когда существует специализация судей по рассмотрению либо уголовных, либо гражданских дел. Возможна и более узкая специализация по отдельным категориям уголовных (о хищениях, об автотранспортных преступлениях, по делам о несовершеннолетних) и гражданских (по трудовым, жилищным, семейным спорам и т.д.) дел.
3) предметно-зонального, в соответствии, с которым судья рассматривает определенную категорию дел (уголовных или гражданских), поступающих из закрепленной за ним территории;
4) беззонального, или текущего, когда уголовные дела рассматриваются судьями по поручению председателя суда, а гражданские — все те, по которым судья принял жалобы и заявления во время приема граждан [14,с.142].
Обобщая выше сказанное можно следующие выводы:
Во-первых, районные (городские) суды являются основным звеном в системе судов общей юрисдикции, которая рассматривает по первой инстанции подавляющие большинство уголовных, гражданских дел и все дела по административным правонарушениям. Во-вторых, в состав районного (городского) суда входят председатель суда, судьи, народные заседатели. В-третьих в районных (городских) судах имеется аппарат суда, обеспечивающий его работу по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, исполнению иных функций суда.
1.2 Областной и Минский городской суд Республики Беларусь
Областные суды образуют второе, среднее звено в системе судов общей юрисдикции. К этому звену относится и Минский городской суд. Эти суды являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь. Областной, Минский городской суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. Количественный состав этих судов устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (6,ст.24). Он зависит от объема работы суда, количества населения, проживающего на его территории, числа районных (городских) судов, за которыми необходимо осуществлять надзор. Количество народных заседателей для среднего звена судебной системы составляет 26 человек на одного судью. Они принимают участие в рассмотрении уголовных дел о преступлениях, где мера наказания может быть выше десяти лет лишения свободы, а также по делам несовершеннолетних. Их подбор осуществляется, как и для районных (городских) судов, управлениями юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет из числа граждан, постоянно проживающих на территории области или г. Минска, на основании списков избирателей по выборам в местные или высшие органы власти.
В областных и Минском городском судах имеются судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Они состоят из председателя коллегии, судей и народных заседателей соответствующего суда. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом данного суда по предложению его председателя. При этом учитываются опыт работы и склонности каждого из судей. Количественный состав судебных коллегий по гражданским делам, как правило, меньший, чем судебных коллегий по уголовным делам. Это объясняется меньшим объемом работы последних в качестве суда второй инстанции, поскольку многие решения по гражданским делам районных (городских) судов на практике не подвергаются кассационному обжалованию.
Судебные коллегии действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанций (6,ст.30). Так, судебная коллегия по уголовным делам рассматривает по первой инстанции дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Кроме того, она вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное районному (городскому) суду (3,ст.268).
Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции лишь отдельные категории гражданских дел. Это, в частности, дела по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений граждан, на отказ в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума, об усыновлении иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь, а также она изъять любое гражданское дело из районного (городского) суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (2,ст. 44).
Судебные коллегии областных и Минского городского судов действуют и как суды второй (кассационной) инстанции. Предметом их рассмотрения в этом случае являются приговоры, решения, определения и постановления районных (городских) судов, не вступивших в законную силу. Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется тремя судьями. С этой целью в судебных коллегиях председателем суда образуются составы суда для разрешения в качестве суда второй инстанции дел (6,ст.29). Внутри составов за каждым из судей закрепляется один либо несколько районов. Председатели судебных коллегий назначают председателей каждого из составов, которые в свою очередь распределяют дела для подготовки и рассмотрения между членами данного состава и председательствуют в судебных заседаниях.
Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности: о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции и в кассационном порядке, анализируют судебную статистику (6, ст. 30). Это способствует выявлению как положительных, так и отрицательных тенденций в работе районных (городских) судов, самого областного (Минского городского) суда, определению мер по совершенствованию судебной деятельности.
Президиум областного, Минского городского судов образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь. Состав президиума суда утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции, Председателя Верховного Суда и председателя областного, Минского городского судов.
Полномочия президиума можно разделить на процессуальные и организационные. К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Президиум рассматривает эти дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, а также на кассационные определения судебных коллегий данного областного (Минского городского) суда[15,с.148].
Организационные полномочия президиума призваны обеспечить надлежащий уровень работы структурных подразделений и аппарата данного суда и единообразное направление судебной практики районных (городских) судов. К ним относится: утверждение по представлению председателя суда составов судебных коллегий; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивание председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; заслушивание председателей судебных составов о работе составов; оказание помощи районным (городским) судам в правильном применении законодательства и повышении профессионального мастерства судей.
В заседаниях президиума, не связанных с рассмотрением судебных дел, могут по приглашению председателя суда принимать участие остальные судьи данного суда, председатели и судьи районных (городских) судов, руководители органов юстиции, научные работники, представители других государственных органов и общественных организаций. На заседаниях президиума рассматриваются и вопросы об организации работы по жалобам, поступающим в данный суд, о деятельности канцелярии суда по приему посетителей, ведению делопроизводства, о работе секретарей суда по подготовке дел к слушанию, о работе консультантов, ответственных за подготовку материалов к изучению и обобщению судебной практики, ведущих работу по систематизации законодательства и составлению статистических отчетов. Таким образом, подведение итогов работы подразделений и отдельных судей, контроль за ее качеством-одна из основных организационных функций президиума.
В целях совершенствования организации работы на заседаниях президиума определяются дни для их созыва, заблаговременно извещаются соответствующие лица о повестке дня заседания президиума, им представляются проекты документов по организационным вопросам.
Всю работу областного (Минского городского) суда организуют председатель суда и его заместители с помощью аппарата суда. Последний обеспечивает деятельность суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной статистики, а также по исполнению иных функций, возложенных на него законом[15,с.145].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9