Совершенствование судебной системы Республики Беларусь

·                   является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение уголовным, гражданским и административным делам;

·                   дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

·                   рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;

·                   имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

·                   обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.


Глава 2. Конституционный и хозяйственные суды Республики Беларусь


2.1 Правовые основы Конституционного Суда


Конституционный суд был учрежден 28 апреля 1994 года. Правовой основой его деятельности стали нормы Конституции Республики Беларусь и Закон «О Конституционном суде Республики Беларусь», принятый 30 марта 1994 года. Конституционным Судом Республики Беларусь осуществляется контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь, а также для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, и соответствия актов государственных органов. Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о: соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам; соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента; соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь (5,ст.7).

Заседания Конституционного Суда проводятся по мере необходимости и созываются Председателем Конституционного Суда по собственной инициативе или требованию не менее трех судей Конституционного Суда. Последствия признания нормативного акта не соответствующим Конституции. Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Признание нормативного акта либо отдельных его положений несоответствующими Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положений либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и десять судей. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет. Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее восьми членов Конституционного Суда[15,с.129].

Исследовав правовые основы Конституционного Суда можно сделать следующие выводы:

1.        Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики;

2.        Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

3.        Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.


2.2 Задачи, система и правовые основы хозяйственных судов


Неизменным ориентиром при разработке Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» служило стремление создать и закрепить такие методы функционирования хозяйственных судов, которые по внутреннему содержанию и внешним формам убедительно демонстрировали бы существование в Беларуси стройной системы государственных органов, по своим качествам отвечающим мировым требованиям, предъявляемым именно к органам правосудия. Это являлось насущной необходимостью в связи с тем, что хозяйственные суды призваны рассматривать споры между субъектами различных форм собственности с участием иностранных организаций и граждан-предпринимателей, включая иностранных инвесторов, которые, воочию знакомясь с белорусским судопроизводством, должны быть убеждены в его открытости, непредвзятости и независимости. Решающее значение для совершенствования организации и деятельности хозяйственных судов имеет принятие Парламентом и подписание Президентом 9 декабря 1998 г. Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь». В этом Законе обобщен опыт развития названных судов, использованы научные рекомендации и зарубежный опыт[15,с.189].

Согласно ст. 1 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и Физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами. Основные задачи хозяйственных судов:

·    защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

·    обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

·    укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Хозяйственные суды анализируют данные и материалы, характеризующие причины нарушений законодательства, разрабатывают и принимают меры в пределах своей компетенции по их устранению, пропагандируют хозяйственное законодательство, направляют государственным, в том числе правоохранительным, контролирующим и иным органам частные определения о выявленных нарушениях законодательства и вносят предложения об их устранении. Эти частные определения обязательны для исполнения организациями и гражданами. О мерах, принятых по материалам частных определений, сообщается в хозяйственный суд не позднее месячного срока с момента его поступления. О нарушениях, допускаемых в хозяйственных (экономических) отношениях, суды информируют Президента Республики Беларусь, Парламент, Совет Министров и другие заинтересованные государственные органы. Хозяйственные суды изучают и обобщают судебную практику, ведут судебную статистику и о результатах сообщают Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь.

Принципы организации и деятельности хозяйственных судов:

1) законность;

2) независимость судей при осуществлении правосудия;

3) состязательность и равенство сторон в процессе;

4) открытость и гласность судебного разбирательства;

5) свободный доступ к правосудию;

6) обязательность судебных актов для всех организаций и граждан.

В основе построения и функционирования хозяйственных судов лежат демократические начала, являющиеся конституционными основами организации и деятельности всей судебной системы.

В таблице 1 можно увидеть краткие статистические данные о деятельности хозяйственных судов Республики Беларусь по осуществлению правосудия в области хозяйственных (экономических) правоотношений в 2005 году. (приложения 1).

В первом квартале 2006 года апелляционная инстанция хозяйственного суда Минской области пересмотрела по существу 61 дело, по которым судебные постановления были обжалованы участниками процесса. Причины, вызывавшие отмену или изменение судебных постановлений по перечисленным делам, приведены ниже.

I. Неправильное применение норм материального права.

Иск НПК «Синтез» к ООО «Спарта–2002» о расторжении договора купли–продажи здания. Хозяйственный суд первой инстанции удовлетворил иск — расторгнул договор купли–продажи здания по причине допущенного покупателем (ответчиком) существенного нарушения условий договора (неполной оплаты выкупной стоимости объекта). Ответчик не согласился с решением суда, указав в апелляционной жалобе, что согласно п.2 ст. 422 ГК Республики Беларусь требование о расторжении договора могло быть заявлено истцом лишь после соблюдения досудебного порядка (уведомления о предстоящем расторжении договора). Так как истцом этот порядок не соблюден, его иск следовало оставить без рассмотрения (4,ст. 151). Апелляционная инстанция, придя в результате толкования условий договора и оценки действий сторон к выводу о несогласовании сторонами всех существенных условий, согласование которых обязательно для данного вида договора, решение отменила и вынесла постановление об отказе в удовлетворении иска, сочтя договор не заключенным. По условиям подписанного сторонами договора покупатель обязался в течение пяти месяцев оплатить выкупаемый им объект (здание). Денежные средства перечислялись продавцу (истцу) на протяжении нескольких месяцев частями и истец не возражал против этого порядка расчета. Исходя из характера расчетов, апелляционная инстанция квалифицировала правоотношения сторон сделкой купли–продажи в кредит с рассрочкой платежа. При этом стороны не выполнили требования закона, предъявляемые к согласованию существенных условий названного вида договора. Так, наряду с указанными в нем условиями, свойственными договору продажи недвижимости, в договоре стороны не согласовали таких существенных условий, присущих договору купли–продажи в кредит с рассрочкой платежа, как «сроки внесения покупателем периодических платежей» и «размеры этих платежей». Несогласование этих условий и стало причиной возникновения судебного спора. У суда первой инстанции, неправильно квалифицировавшего правоотношения сторон, отсутствовали основания для расторжения не заключенного договора. Правовую природу договору следует определять исходя из толкования его условий и фактических отношений сторон. Кассационная коллегия ВХС Республики Беларусь оставила постановление апелляционной инстанции по настоящему делу без изменений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты