Кроме того, в соответствии с актами законодательства на Премьер-министра могут быть возложены и другие обязанности. Обычно Премьер-министр в пределах своей компетенции непосредственно координирует работу ряда министерств и государственных комитетов (министерств обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел и др.), работу отдельных структурных подразделений Аппарата Совета Министров, руководит работой ряда комиссий при Совете Министров.
Заместители Премьер-министра Республики Беларусь:
1 осуществляют координацию деятельности республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, контроль за работой этих органов и дают им указания по обеспечению исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь и по иным вопросам их деятельности;
2 предварительно рассматривают предложения и проекты документов, внесенные в Совет Министров Республики Беларусь;
3 исполняют иные обязанности в соответствии с распределением функций;
4 несут ответственность за состояние дел в управляемых ими отраслях экономики и сферах деятельности.
Распределение обязанностей между заместителями Премьер-министра обычно осуществляется по отдельным группам направлений их деятельности. Так, на одного из заместителей возложены вопросы экономики, другой координирует деятельность республиканских органов управления в социальной сфере, третий – вопросы агропромышленного комплекса, четвертый – промышленность и так далее.
В случае отсутствия Премьер-министра Республики Беларусь его обязанности исполняет Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии последнего по поручению Премьер-министра Республики Беларусь и по согласованию с Президентом Республики Беларусь – один из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь.
Компетенция Правительства
Вопросы компетенции Совета Министров тесно связаны с его местом в системе государственной власти и его правовым статусом. Являясь центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть, руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти, Правительство наделено достаточно широким кругом полномочий.
Полномочия Правительства условно можно отнести к трем группам. Первую группу полномочий составляют конституционные полномочия Правительства, предусмотренные в основном статьей 107 Конституции. Вторая группа полномочий Правительства достаточно обширна. Основу ее составляет Закон «О Совете Министров Республики Беларусь». Кроме этого Закона полномочия Совета Министров в различных сферах деятельности определяются рядом других кодексов и законов (трудовой, жилищный, земельный и другие кодексы и законы). Третью группу полномочий составляют полномочия, возложенные на Правительство актами Президента на основании статьи 107 Конституции.
Базовые полномочия Правительства в соответствии со статьей 108 Конституции определены в Законе «О Совете Министров». Указанные полномочия Правительства подразделяются на несколько групп. Наиболее значимыми являются полномочия Правительства в экономической сфере. Совет Министров обеспечивает проведение единой экономической, бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной политики; регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию; разрабатывает государственные прогнозы, государственные программы социально-экономического развития, другие государственные программы и концепции, принимает их, если законодательными актами Республики Беларусь не предусмотрено иное, и обеспечивает их реализацию; обеспечивает выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь; выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; имеет право в установленном законодательством Республики Беларусь порядке создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица государственной формы собственности; содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь; устанавливает в отношении юридических лиц в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь меры экономического воздействия; регулирует внешнеторговую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) Республики Беларусь; создает условия для свободного предпринимательства на основе равноправия всех форм собственности; осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга; осуществляет в установленном порядке инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь; обеспечивает привлечение, распределение, использование и возврат кредитов, формирующих внешнюю задолженность Республики Беларусь; предоставляет в установленном законодательством Республики Беларусь порядке гарантии Совета Министров Республики Беларусь; обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции; осуществляет единую государственную политику в области регулирования земельных отношений, охраны и рационального использования земель; обеспечивает создание необходимых государственных резервов и их сохранение; обеспечивает проведение единой государственной политики в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов, принимает меры по обеспечению Республики Беларусь этими ресурсами; обеспечивает развитие общегосударственной инфраструктуры (автомобильные, воздушные, водные и железнодорожные пути сообщения, сети связи, линии электропередачи и др.); разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности и обеспечивает их реализацию; организует единую систему учета и статистики; обеспечивает проведение единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации; обеспечивает формирование и проведение государственной политики в области охраны прав промышленной собственности; обеспечивает проведение единой государственной политики в области развития административно-территориальных единиц Республики Беларусь; ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; разрабатывает и осуществляет единую государственную политику в области ценообразования; определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов; проводит государственную политику в области защиты прав потребителей; принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд; разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствующей политики народонаселения; осуществляет единую государственную политику, направленную на обеспечение полной и эффективной занятости трудоспособного населения; обеспечивает проведение единой государственной политики в области оплаты труда; устанавливает размеры минимальной заработной платы и базовой величины, а также размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями; разрабатывает и реализует государственную миграционную политику; устанавливает минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения; разрабатывает и реализует основные направления жилищной политики; обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.
Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в социально-культурной сфере также достаточно обширны. Так, Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения; создает условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения; принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты; принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей принимает меры по предупреждению инвалидности и организации реабилитации инвалидов; определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, пособий, других социальных выплат; разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий; осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики; принимает меры по развитию и укреплению сети государственных общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений; обеспечивает проведение государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения, основных направлений развития и совершенствования системы здравоохранения, применения в этой сфере новых методов управления; обеспечивает проведение государственной политики в области физической культуры и спорта; осуществляет меры по развитию и улучшению работы организаций культуры, архивных организаций, обеспечивает охрану историко-культурного наследия, реставрацию и консервацию памятников, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурного уровня, а также содействует развитию профессионального искусства, литературы, национального книгоиздания и периодической печати; создает условия для свободного развития культуры всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь; проводит государственную политику, направленную на сохранение и развитие белорусского и русского языков, создание надлежащих условий для развития языков других национальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь; принимает меры по обеспечению права граждан Республики Беларусь на свободу вероисповеданий; обеспечивает проведение единой научно-технической государственной политики; принимает меры по развитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности его использования, более широкому применению на практике результатов научных исследований, изобретательства и рационализаторства; совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий; определяет государственную политику в сфере обеспечения охраны авторского права и смежных прав; осуществляет меры по развитию научных организаций, по подготовке научных кадров.
В соответствии со статьей 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Государство осуществляет контроль за использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Для реализации этой конституционной обязанности государства Правительство наделено целым комплексом полномочий в области охраны окружающей среды. Совет Министров Республики Беларусь: