1 определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов;
2 определяет государственную политику в области гидрометеорологической деятельности;
3 осуществляет меры по охране, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению окружающей среды;
4 определяет государственную политику в области обеспечения технической, ядерной и радиационной безопасности потенциально опасных объектов, предупреждения аварий и катастроф;
5 обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;
6 утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;
7 определяет порядок учета и ведения государственных кадастров природных ресурсов, осуществления мониторинга окружающей среды;
8 принимает решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утверждает положения о них;
9 утверждает порядок разработки экологических мероприятий, установления лимитов использования природных ресурсов и размещения отходов производства;
10 объявляет в необходимых случаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонами чрезвычайной экологической ситуации;
11 организует работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других значительных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий;
12 обеспечивает проведение государственной политики в области управления радиационно-загрязненными территориями и принимает меры по обеспечению безопасных условий проживания на этих территориях;
13 разрабатывает государственную программу по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и принимает меры по ее реализации;
14 обеспечивает развитие системы экологического воспитания и обучения граждан.
В статье 107 Конституции определены конституционные полномочия Правительства по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
В этих целях Совет Министров Республики Беларусь принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает гарантированные Конституцией Республики Беларусь, законами и предусмотренные международными обязательствами государства права и свободы граждан, защиту личности от любых противоправных действий, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами; определяет основные направления правовой работы в органах государственного управления; руководит в пределах своей компетенции деятельностью республиканских органов государственного управления по обеспечению правопорядка и законности, реализации государственных программ борьбы с преступностью; осуществляет меры по предотвращению создания и деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, а также препятствующих исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносящих вред их здоровью и нравственности.
Правительство также принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь; организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь вооружением, военной техникой и другими материальными средствами и ресурсами по их заказам, а также решает вопросы строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов; определяет объемы материальных ресурсов бюджетных ассигнований на нужды обороны, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны, создает необходимые запасы материальных средств государственного резерва в арсеналах и на базах, обеспечивает их содержание, руководит мобилизационной подготовкой экономики Республики Беларусь и переводом ее на работу в условиях военного времени; осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военной службе, их призывом на военную службу, службу в резерве и обеспечивает создание военнообязанных резервов; вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь мобилизационные планы Республики Беларусь, планы накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве; осуществляет в соответствии со своей компетенцией руководство гражданской обороной Республики Беларусь.
Еще одним важным направлением в деятельности Правительства является сфера внутренней и внешней политики. В соответствии со статьей 107 Конституции оно разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации. В этих целях Совет Министров осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями; принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь; заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции; принимает меры по обеспечению выполнения международных договоров Республики Беларусь.
Для реализации основных (конституционных) полномочий Правительства, предусмотренных в статье 107 Конституции, Совет Министров наделяется рядом кадровых полномочий, а также полномочий по руководству подчиненными ему республиканскими органами республиканского и местного управления (организационно-распорядительные полномочия).
В области кадровой политики Совет Министров Республики Беларусь:
1 разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению государственной кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высокопрофессиональных руководящих работников системы органов государственного управления, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации;
2 координирует и контролирует деятельность подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти Республики Беларусь по осуществлению кадровой политики, созданию системы непрерывного обучения кадров;
3 участвует в формировании кадрового реестра Главы государства, создает кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь.
К организационно-распорядительным полномочиям (в Законе о Совете Министров они названы функциями – А.М.) Совета Министров Республики Беларусь в отношении республиканских органов управления, в частности, относятся: утверждение положений о республиканских органах государственного управления; утверждение состава коллегий республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь; делегирование отдельных входящих в его компетенцию вопросов управления республиканским органам государственного управления, за исключением вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции Совета Министров Республики Беларусь, либо принятие к своему решению вопросов, входящих в компетенцию республиканских органов государственного управления; отмена незаконных актов республиканских органов государственного управления и другие.
Следует отметить, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, служебных обязанностей Совет Министров имеет право налагать в установленном порядке на министров, руководителей других республиканских органов государственного управления, а также на их заместителей дисциплинарные взыскания.
Организационно-распорядительные полномочия Совета Министров в отношении органов местного управления включают:
1 руководство деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь;
2 контроль за исполнением местными исполнительными и распорядительными органами Конституции Республики Беларусь, актов вышестоящих государственных органов;
3 обеспечение местных исполнительных и распорядительных органов высококвалифицированными специалистами, создание системы подготовки и повышения квалификации руководящих работников;
4 содействие местным исполнительным и распорядительным органам в организации управления;
5 регулирование вопросов взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и республиканскими органами государственного управления;
6 делегирование при необходимости своих отдельных полномочий местным исполнительным и распорядительным органам;
7 реализация полномочий, которые на основе соответствующего соглашения могут передавать Совету Министров Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы;
8 направление при необходимости проектов своих решений в местные исполнительные и распорядительные органы для внесения по ним предложений.
Организация работы Совета Министров
правительство президент парламент министр
Для реализации полномочий Правительства важную роль играет эффективная организация его работы. Деятельность Совета Министров осуществляется в трех основных организационных формах: заседания Правительства, заседания Президиума Правительства и проведение различных совещаний у Премьер-министра и его заместителей. К иным организационным формам деятельности Правительства относятся совместные заседания Президиума Правительства и иных государственных органов (коллегии Комитета государственного контроля, Правления Национального банка и др.). Кроме того, в организационную деятельность Совета Министров входит работа различных комиссий и советов при Правительстве.
Заседания Совета Министров Республики Беларусь являются основной формой его деятельности. Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Правительства.
Заседания Совета Министров проходят под председательством Премьер-министра. При отсутствии Премьер-министра заседание проводит Первый заместитель Премьер-министра, а при отсутствии последнего по поручению Премьер-министра и по согласованию с Президентом Республики Беларусь – один из заместителей Премьер-министра.
Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров.
На заседаниях Правительства вопросы обычно докладываются заместителями Премьер-министра, министрами, председателями государственных комитетов, руководителями иных республиканских органов государственного управления.
Решения Совета Министров принимаются большинством голосов членов Правительства Республики Беларусь, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
На заседаниях Совета Министров решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Правительства.
Исключительно на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются: вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов; проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь; основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.
Достаточно часто в последнее время на заседаниях Правительства рассматриваются вопросы, связанные с отчетами Правительства перед Президентом. Регламент Совета Министров предусматривает, что на заседаниях Правительства могут рассматриваться и другие наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственного и социально-культурного строительства, исполнения законов Республики Беларусь и актов Президента.
Второй основной организационной формой работы Правительства является работа его Президиума, который предназначен для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров. Президиум Совета Министров образуется в составе Премьер-министра Республики, его заместителей, Главы Администрации Президента, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.
Заседания Президиума Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц (обычно один раз в неделю) под председательством Премьер-министра, а при его отсутствии – под председательством Первого заместителя Премьер-министра. В случае отсутствия Первого заместителя Премьер-министра по поручению Премьер-министра и по согласованию с Президентом Республики Беларусь заседания Президиума Совета Министров проводятся под председательством одного из заместителей Премьер-министра.
Вопросы на заседание Президиума Совета Министров вносятся министрами, председателями государственных комитетов, руководителями иных республиканских органов государственного управления, председателями облисполкомов и Минского городского исполнительного комитета. По каждому вопросу, вносимому на заседание Президиума Совета Министров, представляется проект постановления Правительства или распоряжения Премьер-министра, проект протокольной записи, обоснование необходимости принятия данного решения, иные материалы.
Заседание Президиума Совета Министров считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума.
Первоначально на заседаниях Президиума Совета Министров рассматривается проект повестки дня, в него при необходимости вносятся изменения и дополнения. Затем заслушивается доклад или информация (а при необходимости – и содоклад). Время для доклада обычно устанавливается до 10 минут, для содоклада – до 5 минут. После обсуждения вопроса принимается решение. Решения Президиума Совета Министров принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются в виде постановлений Совета Министров и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров (без рассмотрения на заседаниях).
Третьей организационной формой работы Правительства являются совещания, проводимые Премьер-министром и его заместителями, по различным вопросам, требующим коллегиального обсуждения.
На заседаниях Совета Министров и его Президиума принимаются, как уже отмечалось, решения в форме постановлений Правительства.
Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему органы государственного управления и другие органы исполнительной власти.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены Указом Президента Республики Беларусь.
Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра Республики Беларусь, а также при наличии поручения Правительства Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.
Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь. При этом указанные поручения и указания не могут носить нормативный характер.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь вступают в силу и публикуются в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.
Для организационно-технического обеспечения деятельности Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей создается Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, действующий на основе положения, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь. Аппарат Совета Министров Республики Беларусь оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров Республики Беларусь государственным органам и иным государственным организациям, не наделен властными полномочиями и правом принимать решения, обязательные для указанных органов и организаций и их руководителей.
Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Аппарат Совета Министров Республики Беларусь является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, смету доходов и расходов, утверждаемую в установленном порядке.
Структура и штаты Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, размер оплаты труда и условия материально-бытового, медицинского обеспечения его работников определяются Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с законодательством. С работниками Аппарата Совета Министров Республики Беларусь могут заключаться контракты.
Работники Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетны Премьер-министру Республики Беларусь, его заместителям и Руководителю Аппарата Совета Министров Республики Беларусь.
Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также для выполнения отдельных поручений Советом Министров Республики Беларусь могут создаваться постоянные или временные комиссии и иные формирования.