Современный государственный строй Японии

2.4 Органы исполнительной власти Японии. Канцелярия премьер-министра и министерства


Административный аппарат страны имеет систематичную структуру и состоит из органов исполнительной власти, осуществляющих, под общим контролем кабинета министров, определенную уполномоченную деятельность. В соответствии с Законом о структуре государственного административного аппарата, органы исполнительной власти центрального правительства включают канцелярию премьер-министра, министерства, советы и управления и организационную структуру, сфера деятельности которых определена законодательством. Законы устанавливаются парламентом. Это означает, что кабинет министров не может изменить эту структуру по своему усмотрению.

Законы, определяющие структуру органов исполнительной власти и их сферы деятельности, называются учредительными законами. В этих учредительных законах определено только общее содержание деятельности каждого органа, что обеспечивает гибкий подход в новых ситуациях. С другой стороны, это иногда становится причиной возникновения борьбы за полномочия между министерствами. Канцелярия премьер-министра, а также министерства, учреждены в качестве органов, осуществляющих административные функции под общим контролем кабинета министров, а советы и управления созданы, как независимые учреждения при министерствах и канцелярии. Главой канцелярии премьер-министра является премьер-министр, который назначает глав министерств из состава государственных министров.

Тот факт, что государственные министры совмещают свои функции с функциями министра того или иного министерства, обеспечивает тесную взаимосвязь между кабинетом министров, министерствами и управлениями. Однако с другой стороны, часто указывается тот факт, что когда государственный министр занимает пост министра того или иного министерства, он начинает представлять только интересы своего министерства. К тому же, по парламентско-кабинетной системе, принятой в стране, кабинет министров в значительной мере зависит от политической ситуации в парламенте. Продолжительность существования кабинета составляет в среднем 2-3 года, что является сравнительно коротким сроком. Поэтому министру приходится идти в отставку именно тогда, когда он начинает привыкать к работе главы министерства, и он не может в полной мере проявить себя как руководитель. Министр того или иного министерства проводит общее руководство по деятельности своего органа и контролю служебных обязанностей служащих. Кроме того, он наделен правом составления законопроектов и правительственных указов, принятия нормативных актов и выдачи указаний нижестоящим органам. Теоретически, все министерства находятся на равных правах, но на практике считается, что исходя из своей истории и содержания полномочий, Министерство финансов, МИД, Министерство внешней торговли и промышленности и Министерство по делам самоуправления располагаются на более высоком уровне, по сравнению с другими министерствами и ведомствами. Такие министерства, как Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности, Министерство самоуправления, Министерство строительства, Министерство транспорта и Министерство здравоохранения и соц.обеспечения, имеют характер министерств, определяющих направления политики, и естественно, что они обладают мощными полномочиями и крупным бюджетом. Можно сказать, что среди вышеуказанных министерств, Минфин, определяющий размер бюджета каждого министерства, по своей сути стоит выше других министерств.

 

2.5 Процесс принятия решений. Консультативные советы. Специальные юридические лица


Как следует из вышесказанного, проявляется линия: начальник секции – начальник отдела – начальник управления – начальник департамента – замминистра – министр. В одном министерстве существуют несколько линий, складывающихся, в целом, в огромную пирамидальную форму. Обычно принятие решений того или иного министерства и управления производится по этой линии. То есть, под руководством начальника отдела, разработка проектов, связанных с политическими курсами, проводится главным образом заместителем начальника отдела в сотрудничестве с начальниками секций и сотрудниками отдела. Разработанные законопроекты, с одобрения начальника отдела, будут представлены на рассмотрение заинтересованных департаментов и управлений данного министерства. После этого, этот проект обсуждается на внутриминистерском собрании и принимается как проект политического курса, разработанный на уровне министерства. Далее, проект, по общему соглашению заинтересованных министерств и ведомств, представляется на рассмотрение кабинета министров. Такой метод называется системой решения путем опроса. Система решения путем опроса имеет свои плюсы и минусы. Достоинством здесь является то, что при этой системе, в процессе определения политического курса, могут участвовать все заинтересованные лица. С другой стороны, недостатками являются: снижение эффективности и трудность в определении ответственности. Однако, если принятие решений будет осуществляться только по этим линиям, то может возникнуть такая ситуация, в которой данная система не сможет приспособиться к изменяющимся условиям общества. По этой причине, с целью мобильного и гибкого подхода к составлению проектов, учреждаются специальные должности, занятые проведением изучений. Ими могут быть должностные лица на уровне канцелярии, министерств и управлений – т. е. лица, ответственные за общую координацию в секретариате, департаментах и управлениях, или на уровне отделов и секций, специалисты по общей координации. Кроме того, важными органами являются консультативные советы. Консультативные советы создаются на конечной стадии определения политического курса министерства, с целью принятия во внимание мнения широких слоев населения. Общее количество их достигает 217. Членами советов обычно избираются научные сотрудники и известные специалисты, и бывает случаи, когда какое-либо лицо является членом нескольких советов. Помимо консультативных советов, при министерствах и управлениях могут также создаваться такие учреждения, как совещания, экзаменационные помещения, НИИ, учебные и тренировочные заведения, медицинские учреждения и др. специальные учреждения. Для ведения делопроизводства таких учреждений могут создаваться региональные отделения. Для вышеуказанных органов определяется установленное число штатных сотрудников.

Кроме вышеупомянутых органов исполнительной власти, одной из разновидностей являются специальные юридические лица, которые являются аналогичными органам исполнительной власти. Специальные юридические лица создаются законом в том случае, когда деятельность центрального правительства имеет характер предпринимательства, и предполагается, что ведение ими этой деятельности будет проведено более эффективно, чем органами исполнительной власти. Их число достигло 88. В их числе: общественные корпорации, агентства, кредитно-финансовые корпорации и специальные банки. В настоящее время продвигаются реформы специальных юридических лиц путем их слияния и ликвидации, обеспечения прозрачности управления их деятельностью, уточнения критериев для их учреждения.


ГЛАВА 3. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА


3.1 Структура судебной власти


Правовая система Японии построена на основе модели нормативно-судебной, англосаксонской правовой системы (доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент). Однако отдельные элементы функционирования данной системы не совпадают с основными принципами построения вышеуказанной модели. Не так активно, например, как это происходит в США в рамках прецедентного права, ведется законотворческий процесс, проверка конституционности законов и законопроектов, суды очень осторожно подходят к возбуждению дел, в которых участвуют административные органы. Судебная система Японии включает: Верховный суд (1), Высшие суды (8), Суды по семейным делам (50), Местные суды (50), Суммарные суды (суды упрощенного производства) (438). Суммарные суды в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела с суммой иска не превышающей 900 тыс. иен и уголовные дела, предусматривающее наказание в качестве незначительного штрафа. Рассмотрение дел ведется единолично судьей.

Суды по семейным делам. Таких судов на территории Японии действует 50. Кроме основных судов, на территориях районных судов федерального значения действуют Отделения семейных судов. Всего таких судов и их отделений 77. Семейные суды были созданы в 1949 г. как специализированные суды по разрешению семейных споров и рассмотрению дел по преступлениям несовершеннолетних в возрасте до 20 лет. Кроме того, эти суды осуществляют судебный надзор за лицами, склонными к нарушению уголовного законодательства (имеются в виду приговоренные к условной мере наказания).

Местные суды. Разграничение компетенции между судами этого звена ведется на основе территориальной подсудности. Территории совпадают с префектурами (за исключением Хоккайдо, который поделен на 4 судебные территории). Кроме основных судов действуют их филиалы в 203 населенных пунктах Японии. Местные суды рассматривают все дела в первой инстанции за исключением дел, отнесенных к компетенции суммарных судов. В апелляционной инстанции местные суды рассматривают жалобы на решения суммарных судов по гражданским делам, а также жалобы на решения и приказы суммарных судов. Дела рассматриваются единолично либо коллегиально в составе 3-х судей. На практике большинство дел рассматриваются единолично судьей.

Высшие суды. Всего в Японии восемь Высших судов. Расположены в крупнейших городах Японии: Токио, Осаке, Нагои, Хиросиме, Фукуоке, Сендае, Саппоро и Такаматсу. Внутри судов этого звена компетенция разграничивается на основе территориальной подсудности, т. е. кроме префектур территория Японии поделена на 8 частей, каждая из которых находится под юрисдикцией отдельного Высшего суда. Некоторые из Высших судов учреждают свои филиалы. Таких филиалов в Японии 6. Состав суда образуют Президент суда и судьи. Президенты назначаются Кабинетом министров и утверждаются Императором. В основном Высшие суды рассматривают дела в апелляционной инстанции по жалобам на решения местных судов, семейных судов, а также апелляции kokoku, за исключением апелляций kokoku, отнесенных к компетенции Верховного суда. Высшие суды также рассматривают апелляции на приговоры по уголовным делам, первоначально рассмотренным в суммарных судах. Апелляционные жалобы на решения суммарных судов по гражданским делам рассматриваются местными судами, а затем передаются в Верховный суд в порядке апелляции jokoku. В первой инстанции Высшие суды рассматривают административные дела (выборы, общественные беспорядки и т. п.). В порядке исключительной компетенции Токийский Высший суд может пересматривать решения Комиссии по соблюдению справедливости в торговле и Патентного бюро.

Как правило, все дела в Высших судах рассматриваются коллегиально из трех судей. Коллегиями из пяти судей рассматриваются административные дела и дела, связанные с пересмотром решений Комиссии по соблюдению справедливости в торговле и Патентного бюро.

 

3.2 Верховный суд. Особенности судопроизводства


Верховный суд находится в Токио. К ведению Верховного суда отнесено рассмотрение апелляционных жалоб jokoku и kokoku в порядке, установленном гражданским процессуальным кодексом. Основания для подачи таких жалоб. По гражданским и административным делам наличие признаков нарушения Конституции. Безусловным основанием для подачи считается серьезное нарушение процедуры судопроизводства в судах низших инстанций. Кроме того, Верховный суд может принять к рассмотрению дело в порядке jokoku, если установит важность данного дела для судебной практики или, что принятые по делу судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права. По уголовным делам основанием для подачи жалобы jokoku является нарушение Конституции, а также несоответствие принятых по делу судебных актов прецедентным решениям Верховного суда.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты