Процедура рассмотрения дел в Верховном суде. Слушание дела и вынесение решений производится либо коллегией из 15 судей Верхней палаты, либо коллегией из 5 судей одной из Нижних палат. Девять судей Верхней палаты или трое судей в каждой из Нижних палат составляют кворум, необходимый для слушания дела и вынесения решения. Апелляционное производство в Верховном суде начинается с подачи уведомления об апелляции стороной, несогласной с решением судов низшей инстанции, обычно Высших судов. Решение Верховным судом принимается после изучения документов (материалов дела). Если апелляция признана необоснованной, суд может отклонить ее, не проводя дальнейшего слушания. Если же суд сочтет, что жалоба обоснована, решение по делу выносится после проведения устных слушаний (стороны не вызываются). Основное предназначение апелляционной инстанции Японии состоит в устранении ошибок и недостатков путем проверки обоснованности и законности его решений.
Компетенция общих судов Японии широка: они рассматривают гражданские, уголовные, административные, налоговые дела, дела о банкротстве и т.п. Процедура рассмотрения дел, как и в Российских судах, дифференцирована с учетом различий в характере. В большинстве судов дела рассматриваются на основе принципа территориальной подсудности. Большинство дел в судах первой инстанции рассматриваются единолично. При этом проверка в вышестоящих судебных инстанциях осуществляется только коллегиальным составом из 3 или 5 судей. Хотелось бы отметить некоторые достижения Японской судебной реформы, касающиеся гражданского судопроизводства. Поскольку в Японии (как и в России) наиболее длительно рассматриваются дела, по которым требуется раскрытие большого числа необходимых доказательств, то для ускорения судебного процесса японские реформаторы предусмотрели следующие новации. В систему судопроизводства по гражданским искам вводится так называемое проектное планирование. Судья совместно со сторонами, составляет план проведения разбирательств по делу. Определяет время необходимое для выяснения позиций сторон, время для раскрытия доказательств, для вынесения решения. Кроме того, судья устанавливает график предоставления сторонами необходимых доказательств. Данный документ не является процессуальным документом, но на практике сложилось так, что он имеет обязательную для сторон силу. В случае невыполнение стороной установленного графика суд, выяснив и оценив причины такого невыполнения, может вынести решение по имеющимся документам. Такое решение не может быть отменено в вышестоящей инстанции по причине его принятия по неполно исследованным доказательствам. В Японии широко используется привлечение граждан к участию в судебном процессе. Лица, не имеющие юридического образования, но обладающие широким знаниями, большим опытом работы и авторитетом могут быть членами комитетов по примирению, членами судебных комитетов (в судах по рассмотрению дел в порядке упрощенного производства), представителями в семейных судах, членами экспертных комитетов, а также членами комитетов прокурорского надзора (подобно суду присяжных). Кроме того, японская реформа в области совершенствования гражданского правосудия предполагает создание в судах комиссий специалистов, задача которых помочь судье разобраться в особенностях той или иной проблемной области. Институты посредничества и арбитража в Японии имеют давнюю историю, являются привычными и потому достаточно прочно закрепившимися в деловом обороте. Негосударственные институты разрешения конфликтов предусмотрены и для споров, вытекающих из административных правоотношений: Организация по урегулированию конфликтных ситуаций, связанных с промышленным разрушением окружающей среды; Комитет по рассмотрению конфликтов, связанных со строительством; Центры быта и жизни граждан. Для урегулирования частных споров существуют следующие институты: Центр урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями; Арбитражный совет по вопросам международной торговли.
Совершенствование японского законодательства позволило внедрить новые методы защиты гражданских прав. Это система, в которой адвокаты в качестве членов судебной коллегии (адвокат и два не профессиональных юриста) принимают участие в проведении посреднической процедуры по гражданским или семейным делам. Основной обязанностью адвокатов в данном случае является ведение примиренческой процедуры в суде, содействие выработке приемлемого решения конфликта путем предложения своего варианта или формулирования такого решения. Такое решение не является судебным актом. Адвокаты-судьи, наравне со штатными судьями, имеют право на независимое осуществление своих обязанностей. Государственная пошлина по рассмотрению дела коллегией с внештатным судьей составляет половину пошлины, взимаемой в случае подачи такого иска в суд. Однако, если стороны не пришли к компромиссному решению, примирение не состоялось, то обращаясь в суд за принудительным разрешением конфликта истец оплачивает лишь недостающую часть пошлины.
3.3 Внештатные судьи. Примирительные процедуры
Внештатные судьи, занимающиеся гражданскими делами, работают в суммарных и местных судах, занимающиеся семейными - в семейных судах раз в неделю и в течение всего рабочего дня. Остальные дни они работают в качестве адвокатов в своем бюро. На должность внештатного судьи Верховный суд назначает адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее 5 лет. Срок назначения - два года, с правом переназначения через 2 года. В настоящее время назначено всего 30 внештатных судьей, в том числе 22 из них занимаются посредничеством в гражданских делах в семи городах, а 8 посредничеством в семейных делах в двух городах. В ближайшие несколько лет планируется увеличить число таких судей до ста. По мере принятия системы обществом будет возрастать и число городов их деятельности.
Существующий в государственных судах Японии способ ведения примирительных процедур позволяет порядка 33 % гражданских дел завершать заключением мирового соглашения. Примирительная процедура осуществляется специальным органом - Комитетом по гражданскому примирению. В состав Комитета входит один судья и два или более членов Комитета. Члены Комитета избираются из числа граждан, обладающих широкими познаниями в разных областях науки, опытом работы и авторитетом в обществе. Комитет заслушивают заявления обоих сторон, рекомендует пойти на взаимные уступки, либо убеждает стороны принять условия компромиссного соглашения. Проект такого соглашения готовит сам Комитет, что с субъективно-психической точки зрения имеет для сторон определяющее значение. В случае успешного завершения примирительных процедур, исполнение условий мирового соглашения является обязательным для сторон. Исполнение судебных актов входит в систему судопроизводства по гражданским делам и является ее заключительным звеном. Роль судьи не заканчивается вынесением решения. Судья активно участвует в исполнении судебного акта - назначает торги, распределяет между кредиторами вырученные денежные средства и т. п. Исполнительные коллегии по гражданским делам входят в составы судов. Кроме судебных приставов-исполнителей в коллегиях работают судьи. Они рассматривают бесспорные дела, например реализация заложенного имущества, на которое у залогодержателя имеются все юридически правильно оформленные документы, освобождение помещения из чужого владения в случае, если законный владелец представит все необходимые правоустанавливающие документы на это помещение (этот вопрос требует дополнительного изучения). Такое построение судебного процесса, по мнению японцев, является наиболее эффективным, поскольку приводит к реальному исполнению более 60 % судебных актов (в Токийском окружном суде исполнение судебных актов, связанных с реализацией объектов недвижимости составляет 83 %, в Осаке -79 %).
Следует отметить участие общественности в любой из стадий функционирования судебной системы Японии, начиная с процедуры назначения судьи (Конституцией предусмотрена возможность пересмотра в порядке референдума судей Верховного суда Японии), открытостью принимаемых судьями любого уровня судебных актов и результатов их исполнения и заканчивая отстранением судьи от должности - путем публичного разбирательства в парламенте. Информационное обеспечение судебной власти и эффективность работы механизмов доведения до общества сведений о деятельности судов, о ходе проводимых реформ, судебных решений определяется приоритетом общественного мнения в оценке качества отправляемого правосудия.
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИКА. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
4.1 Экономика
В настоящее время Япония стоит перед необходимостью вернуться к устойчивой экономической динамике и сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики. Это зависит от того, насколько успешно и быстро стране удастся преодолеть затяжной финансовый и структурный кризис, поразивший ее экономику в 90-х годах. Япония начинает радикально менять методы экономической политики. Экономическая стратегия, направленная на завоевание мирового лидерства и строившаяся на сочетании защиты внутреннего рынка и внешней экспансии, выполнила свои задачи и устарела. Японии все труднее конкурировать с США и Западной Европой в сферах глобализации финансов, информации и связи. Чтобы выйти из тяжелой ситуации, японское правительство ведет параллельно две разнонаправленные и трудно совместимые линии экономической политики. Одна линия состоит в антикризисном управлении при помощи расширения государственного участия в экономике. Увеличено финансирование строительства объектов инфраструктуры, сделаны огромные вливания в капитал банков, накопивших безнадежные долги. Другая линия современной экономической политики – либеральные реформы: приватизация государственного сектора (в настоящее время проводится приватизация почтовой службы страны), дерегулирование финансовых рынков, либерализация валютного режима, реформа бюджетной системы, пересмотр антимонопольного законодательства. Ставится задача оживить национальный денежный рынок и рынок капитала, с тем чтобы кредит и финансы стали ведущей отраслью экономики страны по конкурентоспособности предлагаемых услуг и способности создавать новые рабочие места. Цель бюджетной реформы — восстановить равновесие бюджета. В госсекторе проводится реформа общественных работ, которые предполагается вести на средства и под управлением частного бизнеса.
4.2 Внешняя политика
Важным этапом развития мировой цивилизации стало террористическое нападение на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года. После этого все развитые страны, в том числе и Япония, оказались перед лицом общей опасности, заставившей переосмыслить свое место в мире. Япония в условиях глобализации столкнулась с очередными трудностями самоопределения. Пережив несколько экономических кризисов, Япония была вынуждена пересмотреть свои позиции с точки зрения новейших социологических исследований, утверждающих наступление новой эры - эпохи "после Америки". Вновь были организованы специальные исследовательские группы, в работах которых представлена информация о характерных изменениях, происходящих в японской политической мысли, имеющих влияние на формирование внешнеполитического курса. Японские ученые пришли к выводу, что в результате ослабления мирового влияния США их отечеству вновь предоставляется возможность стать во главе азиатского блока, утверждая специфику своего развития как главное условие невозможности следования Японии по общему для западного мира пути развития. Анализ мировых тенденций развития показал несколько возможных сценариев, согласно одному из которых в мире сформируется два равноправных блока: западный (во главе с Америкой) и восточный (во главе с Японии). Дискуссии вокруг глобализации далеки от завершения. Налицо явный дисбаланс: Япония, с одной стороны - экономический монстр, поражающий темпами своего развития, а с другой - политический пигмей, старающийся лишний раз не "высовываться". Сложившаяся ситуация в мире требует гармонизации всех сторон жизни страны, а значит, Японии придется поменять стратегию своего поведения вовне. Заботясь о балансе национальных интересов, Япония очень часто проявляет близорукость, мешающую ей принимать адекватные решения и видеть перспективы. Поскольку основную задачу своей страны японские исследователи видят в создании некой оппозиции распространению влияния США, прежняя политика уже не имеет права на существование. Единственно возможный путь оказать сопротивление засилию американизма - это столь же прямолинейно заявить о собственных предложениях. Более того, сохраняющаяся до сих пор абсурдная ситуация зависимости японского правительства от Вашингтона только усиливает уверенность США в правильности своих стратегий, согласно которым развитие в мире прекратится в случае американского давления. Это убеждение, возможно, покажется наивным, но оно действует, и никто не может достаточно убедительно заявить Америке об ошибочности такого отношения к остальным странам. Продолжая ограничивать свое вмешательство в мировую политику, Япония рискует остаться ни с чем в грядущей эпохе усиления глобализационных процессов. Несмотря на ряд весьма позитивных результатов, страна стала своего рода колоссом на глиняных ногах. Между тем пока время играет в пользу Японии. Сейчас у нее есть все шансы стать образцом, по которому будут существовать государства будущего. В мире, где давно поняли бесполезность войн и стараются разрешить конфликты мирным путем, Япония с ее менее чем минимальными расходами на вооружение и отлаженным экономическим механизмом может добиться значительной роли в мире. Именно сейчас формируется новая система международных отношений, и Японии, если она не хочет повторить ошибок прошлого, предстоит пересмотр своих стратегий. Предыдущий раунд в распределении влияния она проиграла, но будущий вполне может и даже должна выиграть. Основная задача Японии сейчас - это помощь развивающемуся миру. На фоне уменьшения позитивной роли США в странах третьего мира должна увеличиваться роль Японии как донора слабых экономик. Это уменьшит число слаборазвитых стран, пытающихся утвердить свое влияние военными методами, и тем самым усилит мирную основу взаимодействия всех стран мира. С ростом помощи слабым азиатским странам установится роль Японии как посредника между Азией и Западным миром. Задача Токио - найти способы примирения позиций двух полюсов, усилить их взаимное притяжение. Уникальность Японии состоит в том, что она, с одной стороны, принадлежит к развитым державам, т. е. к Западу, но географически и исторически она - часть Востока, и от этого ей никуда ни деться.
4.3 Вооруженные силы
Известно, что в отношениях между Россией и Японией были различные периоды. Япония выступила инициатором Русско–японской войны в 1904- 1905 годах, жива память о жестокости японских войск, которые как интервенты оккупировали значительные территории Дальнего Востока в 20-е годы прошлого века. На Северном Сахалине японские войска находились вплоть до 1925 года. В годы Великой Отечественной войны Япония выступала союзником гитлеровской Германии, неоднократно нарушая Пакт о нейтралитете. Решениями стран антигитлеровской коалиции, куда входил и Советский Союз, после завершения Второй Мировой войны Япония, подписав Акт о безоговорочной капитуляции, была лишена части территорий, в том числе и Курильских островов. Ей было запрещено иметь собственные вооружённые силы. При участии стран антигитлеровской коалиции для Японии был написан текст Конституции, который гарантировал на будущее невозможность возрождения японского милитаризма и реваншизма. Однако в современной Японии начинают раздаваться требования отмены статьи 9 конституции, что позволит без оглядки использовать Силы самообороны страны для усиления геополитического давления на региональное международное сообщество. К сожалению, недавние испытания ядерного оружия в Северной Корее только способствуют усилению этих требований.
В тоже время, военно-политический баланс сил на Дальнем востоке за последние 15 лет радикально изменился, причем не в нашу пользу. Советский Союз развалился, вооруженные силы страны на Дальнем Востоке сократились более чем в три раза по численности и по боевому составу тоже. Мы практически прекратили масштабные учения в регионе. Короче, все делается для того, чтобы у наших соседей на востоке не было вопросов к нам в военном плане. Сейчас японцы объявили, что начнут снижать численность вооруженных сил. Число кораблей сократят, например. Но получается опять очень интересная картина: сократят ровно настолько, сколько они не набирают сейчас людей по штатной численности вооруженных сил, некомплект у них постоянно 15-20 % - вот эти "мертвые души" Япония и будет в течение 15 лет сокращать. По кораблям, например, интересная картина. Лет 25 назад у них был флот надводных артиллерийских кораблей в 2000 водоизмещения. Сейчас это уже 7-10 тысяч тонн водоизмещения кораблей управляемого ракетного оружия.
Сейчас Россия сокращает вооруженные силы на Курилах. А Япония на Хоккайдо, на приграничной с нами зоне, не уменьшает вооруженные силы, там и танковая техника, и мощнейшая авиация. Вместе с тем следует подчеркнуть тот факт, что отсутствие Мирного договора между нашими странами в реальной жизни практически не мешает практическому сотрудничеству с Россией. К примеру, ряд крупных японских компаний работает над реализацией проектов освоения шельфовых месторождений нефти и газа в Сахалинской области, создают совместные русско-японские предприятия, строят заводы по сборке автомобилей в России. Руководство Советского Союза, а теперь и современной России никогда не пропагандировало чувство враждебности к японскому государству, равно, как и к любому другому государству, или народу. Скорее наоборот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном, всё более взаимозависимом мире, отношения между народами стран приобретают становятся всё более важным фактором развития. Однако историческое прошлое не всегда позволяет говорить о том, что сегодня возможно значительно изменить отношение к государству и стране за достаточно короткий срок.
Трудно найти общее решение для задач, стоящих перед миром в XXI веке, так же трудно говорить о новой роли Японии как о чем-то реально существующем. Во всяком случае, нельзя не отметить то, что Япония, судя по происходящим переменам, находится в поиске новых стратегий поведения, в чем ей можно только пожелать удачи.
Итак, Япония - конституционная монархия, как, например, Англия, Дания или Швеция. И подобно самодержцам этих стран, император Японии не имеет никакой законодательной и исполнительной власти. Одним словом - это символ Японии. Но все же император кое-что может. Так, по конституции, он имеет право хотя бы формально назначать премьер-министра и главного судью Верховного суда, созывать парламент, подписывать законы и договоры и присуждать награды, но все это по представлению и с одобрения Кабинета министров.
На уровне всех 47 префектур административная власть сосредоточена в руках губернатора и собрания. Губернатор и члены собрания избираются прямым голосованием жителями префектур. Под надзором префектуральных властей находятся администрации городов и поселков. Члены муниципальных собраний также избираются прямым голосованием.
Общий вывод, однако, уже достаточно очевиден: гармонизация и адаптация должны стать непреложным принципом международных отношений XXI века. Единственный путь достижения этого идеала - это признать специфику развития разных стран и позволить им строить свою дельнейшую политику на их основе. Однако подобное положение не исключает, а, напротив, предусматривает существование наций в условиях взаимного согласия и влияния. Этот тезис прежде всего осуждает стратегии США, стремящихся к навязыванию единого образа жизни - американского.
В данных условиях все более четко просматриваются трудности, с которыми придется столкнуться Японии в будущем. Хочет того Япония или нет, но ей придется изменить сложившуюся внутреннюю политическую и экономическую ситуацию. И если США нужно обратить свой взор на внутренние проблемы, то Японии, наоборот, пора забыть о столь любимой ею самоизоляции и действовать в согласии с общемировыми тенденциями. Сложившаяся после войны ситуация, в которой Япония была вынуждена отказаться от решения задач внешней политики, сконцентрировав все свое внимание на восстановление экономики, может сильно навредить ей в будущем. Наступила новая эра, в которой общество занято другими проблемами, нежели страх перед японской агрессией. Все больше расширяя свое экономическое влияние на внешнем рынке, Япония тем самым поставила внутреннюю экономику в почти кабальную зависимость от экспорта. Это обстоятельство, в свою очередь, побуждает страну уходить от споров в области внешней политики, что приводит к некоторому ослаблению авторитета страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев В. В. Экономика Японии. - М.: Наука, 2007.
2. Анисимцев Н. В. Конституционные проблемы современной Японии. Право и политика. - М.: Дело, 2007.
3. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрист, 2005.
4. Богданович Т. А. Очерки из прошлого и настоящего Японии. - М.: Дело, 2005.
5. Гаджиева Е. А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. - М.: Юридическая литература, 2005.
6. Данилов С. Ю. Правовые демократические государства (очерки истории). - М.: Статут, 2008.
7. Елисеев В. Японская цивилизация. - М.: Юрайт, 2007.
8. Зимонин В. С. Вооруженные силы Японии по совокупной боевой мощи в Азии // Закон. - 2007. - № 5.
9. История государства и права зарубежных стран // под ред. Батыра К. И. - М.: Дело, 2006.
10. История государства и права зарубежных стран // под. ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. - М.: Юрист, 2005.
11. Карпов Л. В. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юридическая литература, 2006.
12. Косарев А. И. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юрист, 2007.
13. Курицын В. М. Опыт становления конституционализма в США, Японии, России. - М.: Статут, 2006.
14. Мещеряков А. Н. Японский император. - М: Юрайт, 2006.
15. Павленко П. Либерально-демократическая партия в политической системе современной Японии. - М.: Эксмо, 2007.
16. Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран. - М.: Дело, 2006.
17. Розанов О. Н. Япония: награды и политика. - М.: Наука, 2007.
18. Спандарьян В. А.Деловая Япония. - М: Наука, 2006.
19. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юрист, 2005.
20. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. В 2 т. Т. 2 / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. - М.: Дело, 2007.
21. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юрист, 2007.