Ø причинен ли вред административным правонарушением;
Ø виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;
Ø подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица;
Ø иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела [15].
В ходе рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или представителя юридического лица, в отношении которых ведётся процесс, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение прокурора. Данные процессуальные действия направленные на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности процесса по делу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом (в судебном заседании) ведётся протокол. В нём отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать ПИКоАП (ст. 11.7, 11.8). В нём указываются:
Ø место и дата заседания;
Ø время его начала и окончания;
Ø содержание рассматриваемого дела;
Ø наименование или состав коллегиального органа (или каким судьёй рассматривается);
Ø секретарь судебного заседания;
Ø сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела;
Ø данные о лице, в отношении которого ведется административный процесс;
Ø ход судебного заседания;
Ø ходатайства участников административного процесса;
Ø разъяснение участникам административного процесса их прав и обязанностей;
Ø содержание объяснений, вопросов и ответов, выступлений участников процесса;
Ø указание на вынесенное постановление, разъяснение срока и порядка его обжалования;
Ø ознакомление с протоколом судебного заседания и разъяснение срока подачи на него замечаний.
Протокол подписывается судьей и секретарем судебного заседания. После подписания протокола участники процесса в течение трёх суток.
В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест (ст. 11.9 ПИКоАП).
В постановлении по делу об административном правонарушении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, за которое в качестве взыскания предусмотрена депортация, при принятии должны быть решены вопросы: о сроке закрытия въезда в Республику Беларусь; о государстве, в которое депортируется иностранный гражданин или лицо без гражданства; о пункте пропуска через Государственную границу, в котором будет осуществляться депортация; дате и времени её проведения; о порядке и сроке депортации [7, с.189].
Виды постановлений:
Ø о наложении административного взыскания;
Ø о прекращении дела об административном правонарушении;
Ø о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Постановление о назначении взыскания выносится в том случае, если виновность лица доказана, или если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, или отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечёт за собой правовые обязанности по их исполнению, как для правонарушителя, так и для государственных органов.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству участника процесса ему вручается копия постановления. В случае отсутствия лица при рассмотрении дела в течение трёх дней копия должна быть ему вручена или выслана заказным письмом.
По делам, связанным с огнестрельным оружием и боеприпасами, копия постановления направляется соответствующему юридическому лицу для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием [16, c. 276].
Постановление о наложении взыскания вступает в силу по истечении срока на обжалование и опротестование.
Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации приводится в исполнение немедленно.
2.4 Обжалование и опротестование по делу
Пересмотр постановлений – эта самостоятельная стадия, имеющая факультативный, необязательный характер. Его использование зависит от усмотрения лица, которому это право предоставлено. Инициировать пересмотр постановления могут заинтересованные в исходе процесса лица путём подачи жалобы, а также прокурор, вынося протест на постановление по делу о правонарушении. По существу это представляет собой новое разбирательство дела, в ходе которого проверяется законность и обоснованность принятого решения субъектом, наделённым правом отменить, изменить или оставить в силе ранее принятый акт[15].
Право обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении имеют лицо, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником.
Постановление о прекращении дела об административном правонарушении может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело на рассмотрение в суд.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
По делу об административном правонарушении могут быть обжалованы (опротестованы) не вступившие в законную силу:
Ø постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних - в районный исполнительный комитет (администрацию района в городе) или в суд;
Ø постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета - в районный исполнительный комитет или в суд;
Ø постановление иного органа, ведущего административный процесс, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;
Ø постановление суда - в вышестоящий суд.
Одним из этапов рассматриваемой нами стадии процесса является подготовка к рассмотрению жалобы (протеста) на постановление по делу о правонарушении. Этот этап состоит из следующих действий:
Ø выясняют законность и обоснованность вынесенного постановления;
Ø выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
Ø разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу;
Ø истребуют дополнительные материалы[15].
Неявка надлежаще извещенных участников процесса не является препятствием для рассмотрения жалобы. Жалоба рассматривается судьёй, должностным лицом единолично. В остальном порядок её рассмотрения такой же, как и при рассмотрении дела о правонарушении.
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) принимается решение:
Ø об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) – без удовлетворения;
Ø об отмене постановления и прекращении дела;
Ø об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение;
Ø об отмене постановления полностью или в части и разрешении вопроса по существу;
Ø об изменении меры и вида взыскания таким образом, чтобы взыскание не было усилено;
Ø об отмене постановления полностью и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если оно было неправильно определено;
Ø о прекращении процесса по делу, если истёк срок для привлечения к административной ответственности.
Жалоба (протест) направляется в суд, орган, вынесший постановление по делу. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать её.
С жалоб взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о государственной пошлине.
Жалоба, поданная с пропуском срока, возвращается лицу, подавшему её.
В случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы или принесение протеста, могут ходатайствовать перед судом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), о восстановлении пропущенного срока[6, c.205].
В случае восстановления пропущенного срока подачи жалобы (принесения протеста) исполнение постановления о наложении административного взыскания приостанавливается до рассмотрения жалобы (протеста).
Жалоба (протест) на постановление рассматривается в месячный срок со дня ее поступления, а в случае наложения административного взыскания в виде административного ареста либо депортации - в трехдневный срок со дня поступления.
Вступившее в законную силу постановление также может быть обжаловано. Это обусловлено тем, что ошибка может быть допущена и при назначении наказания, и при рассмотрении жалобы. Пересмотр характеризуется двумя особенностями. Во-первых, в данном случае пересмотр производится только в судебном порядке, и, во-вторых, объектом пересмотра является не только решение на постановление, но и само постановление. Жалоба (протест) может быть подана в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу. По истечении срока они рассмотрению не подлежат (ст. 12.11 ПИКоАП). Жалоба (протест) рассматриваются в срок не более одного месяца со дня поступления.
Должностные лица, имеющие право пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу, имеют право истребовать дело об административном правонарушении для пересмотра постановления в срок – не позднее одного месяца со дня поступления материалов.
При рассмотрении жалобы (протеста) не вступившие в законную силу постановление по делу, законность, обоснованность и справедливость его подлежат проверке в объёме доводов, содержащихся в них. Если при этом будут установлены основания для улучшения положения лица, привлечённого к административной ответственности, постановление по делу может быть пересмотрено в соответствующей части и при отсутствии просьбы об этом в жалобе (протесте).
При оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения об этом письменно сообщается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест, с указанием мотивов отказа в пересмотре дела. Во всех остальных случаях решение по жалобе (протесту) выносится в виде постановления.
Отмена постановления по делу об административном правонарушении с прекращением дела влечет за собой возврат денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата конфискованного предмета возмещается его стоимость[17, c.7].
По просьбе лица, в отношении которого отменено постановление, об отмене постановления сообщается по месту его работы, учебы или жительства.
Возмещение вреда, причиненного лицу незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс, производится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.