Становление российской системы права

Становление российской системы права

ВВЕДЕНИЕ


Становление государственных и правовых феноменов рассматривается в определенных пределах –временных и пространственных. Временной предел – с момента возникновения государственности до сегодняшнего состояния государственной и правовой систем, пространственный – территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени (IX-XX вв.). В истории государства и права России исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур и правовых институтов, уделяется внимание возникновению правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. История государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населявших ее территорию. Государство возникает на основе племенных территориальных объединений. Право рождается из обычая. Эти факты – исходные для изучения процесса государственно-правового развития. Многочисленные факты из истории разных народов требуют сравнительного изучения.

1. Государственный строй в период сословно-представительной монархии


К середине XVI в. сформировались основные государственные и политические институты сословно-представительной монархии. Ее политические идеи были сформулированы самым видным оппонентом Ивана Грозного князем Курбским.

Курбский называл царя тираном и его власть законопреступной. Он подверг критике всю законодательную и судебную деятельность царя, настаивал на тождестве понятий «право» и «справедливость», осуждая политический террористический режим опричины.

Лучшим вариантом государственной организации ему представлялась монархия с выборным сословно-представительным органом, решающим наиболее важные государственные и политические вопросы. Курбский даже настаивал на праве народа сопротивляться воле царя-тирана.

Два идеологических направления (обоснование неограниченного самодержавия и представительной законной власти) определили ход практического строительства русской государственности в XVI в.

В 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя московского, передаваемый по наследству.

В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена «Избранная дума» («Избранная рада») из доверенных лиц. Подготовку материалов для Думы осуществлял штат профессиональных чиновников, связанных с приказами. В состав Боярской думы входили бояре московского великого князя, бывшие удельные князья и их бояре. В XVI в. в состав Думы стали входить окольничьи и думные дворяне, а также думные дьяки, которые вели делопроизводство.

Боярская дума решала важнейшие государственные дела и обладала законодательными полномочиями. Дума утвердила окончательные редакции Судебников 1497 и1550 гг. По формуле «царь указал и бояре приговорили» Боярская дума утвердила указы 1597 г. о кабальном холопстве и беглых крестьянах. Вместе с царем Дума утверждала различные законодательные акты: уставы, уроки, указы. Дума руководила системой приказов, осуществляла контроль за местным управлением, решала земельные споры.

В XVI в. цари стремятся ослабить политическое значение Думы – аристократического органа, ограничивающего их власть. Из состава Боярской думы выделяется более узкий по составу орган, состоявший из преданных царю людей («комната», «Ближняя дума»). С помощью специально сформированной из надежных лиц «Избранной рады» Иван IV провел ряд важнейших реформ (судебную, земскую, военную), направленных на ослабление власти боярской аристократии. Были сужены управленческие и законодательные права Думы.

Роль Боярской думы вновь возросла в период Смутного времени. При правлении боярского царя Василия Шуйского(1606-1610 гг.) наряду с Московской думой действовала Боярская дума в Тушинском лагере Лжедмитрия II. Правление «Семибоярщины» (1610 г.) возглавили наиболее видные члены Боярской думы (Мстиславский, Воротынский и др.). В конце XVII в. при Боярской думе была учреждена Расправная палата, в которой рассматривались наиболее важные судебные дела.

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума, Освященный Собор (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов. Духовная и светская аристократия представляла элиту общества. В решении важнейших вопросов царь не мог обойтись без ее участия. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения – главный источник денежных доходов для казны. Этими основными функциями и объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться. Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора. Свои организационные формы Земский собор заимствовал как у церковных соборов, так и у вечевых собраний. Через систему соборов Правительственная власть стремилась выявить мнения наиболее влиятельных классов и групп населения. Соборные решения служили источником избрания на царство, например соборы 1584 г. – Федора Иоанновича, 1598 г. – Бориса Годунова, 1613 г. – Михаила Федоровича. В 1611 и 1612 гг. проходили «военные» соборы, решавшие стратегические вопросы. Собор 1648-1649 гг. принимает важнейший акт – Уложение. Полномочия Земского собора были неопределенны и безграничны, поэтому поводы к их созыву бывали разными. Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже – в Золотой палате или Столовой    избе. Каждое сословие заседало отдельно и подавало собственное письменное мнение, в результате их обработки составлялся соборный приговор.

Сословно-представительными органами на местах в середине XVI в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем. Повсеместно земская реформа была проведена в 1555-1556 гг. Территория земских округов обычно охватывала волость или город. Все должностные лица земского самоуправления поначалу выбирались на неопределенный срок, позже были введены ежегодные выборы.

Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало: наряду с новыми отраслевыми приказами появлялись и новые территориальные. Реорганизации приказов происходили довольно часто. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение по вертикали и строгое следование инструкциям по горизонтали. Во главе каждого приказа стоял начальник – судья (казначей, печатник и т.д.), назначаемый, в основном, из состава Боярской думы. Приказы делились на столы, а столы – на повытья, столы возглавляли дьяки.

В XVII в. произошла реорганизация местного самоуправления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков, назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы – 1-3 года, за службу он получал вотчину и поместный денежный оклад. Контроль за деятельностью воеводы осуществлял приказ, контролировавший данную территорию. Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы.

В 30-х годах XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. В конце XVI в. была произведена опись всех земельных угодий и определено число окладных единиц, ввелись прямые и косвенные налоги и сборы, была установлена единая торговая пошлина – 5% к цене товара.

2. Первая половина XIX века: особенности развития буржуазных отношений в Российской империи, общественный строй и его правовое закрепление.

Развитие государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII в., происходило в течение всего столетия. Наметились дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.

Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до1810 г. В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты (утверждаемые императором), был создан государственный совет.

Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие председательствовал назначенный им член Государственного совета. Численность органа колебалась от 40 до80 членов (Государственный совет просуществовал до 1917 г.). Члены совета назначались императором или входили в него по должности (министры). Государственный совет готовил и рассматривал различные правовые акты – законы, уставы, учреждения. Основная цель его законотворческой деятельности – привести к единообразию всю правовую систему. Совет состоял из 5 департаментов – департамент законов (в котором происходила основная работа по подготовке законопроектов), дел военных, гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства польского (созданный после восстания в Польше в 1830-1831 гг.). Работа государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний либо в форме департаментских заседаний. Все делопроизводство сосредотачивалось в канцелярии, которой руководил государственный секретарь.

В 20-х гг. XIX в. Государственный совет утратил свою монополию на законотворчество. С 1826 г. эта работа сосредоточилась в Собственной Его Величества канцелярии, специальных комитетах и министерствах. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Канцелярия состояла из 6 отделений: первые 3 были образованны в1826 г., четвертое – в 1828 г., пятое – в 1836 г., шестое – в 1842 г. Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики. Третье отделение руководило борьбой с государственными преступлениями. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение было специально создано для подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

После создания новых центральных органов управления, с 20-х гг. XVIII в., окончательно определилась роль Сената – он утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний. Не увенчалась успехом подготовленная Сперанским реформа разделения Сената на Правительствующий и Судебный. Координацию работы сенадепартаментов осуществлял генерал-прокурор Сената, ставший одновременно министром юстиции.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты