Становление российской системы права

В начале XIX в. число губерний возросло до 50. «Особенное» (поместное и проч.) управление сохранялось на окраинах империи: в Царстве Польском, на Кавказе. Институт генерал-губернаторов был учрежден в Финляндии, Сибири, Прибалтике, Новороссийске и столицах. Генерал-губернаторы управляли несколькими губерниями. Главами местной администрации были губернаторы, подчинявшиеся министру внутренних дел. Наказ губернаторам 1837 г. провозглашал губернатора «хозяином губернии».

Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотреть систему отраслевых органов государственного управления. В течение первого десятилетия XIX в. были были проведены либеральные реформы, направленные на приспособление существующего строя к новым буржуазным отношениям, пытающиеся теснее связать центральный аппарат управления с местными органами и учреждениями. В 1802 г. был принят Манифест об учреждении министерств, положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значения и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В 1811 г. издано Общее учреждение министерств – документ, подготовленный М.М.Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти. Министры и товарищи министров назначались императором, высшие чиновники министерств – императором по представлению министра, низшие – министром. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Число министерств и приравненных к ним учреждений возросло: появились Государственное казначейство, Ревизия государственных счетов, Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных вероисповеданий, Министерство полиции. Для решения межведомственных вопросов могли созываться совещания министров, которые получили законодательное оформление в 1812 г. в лице Комитета министров, в который входили министры, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь, остальные члены назначались императором. С усилением роли Канцелярии значение Комитета министров в делах государственного управления снижалось.

После декабрьских событий 1825 г. правительство приняло ряд мер, направленных на усиление государственной и политической безопасности. Это коснулось прежде всего сети специальных карательных и политических органов. Еще в1801 г. была упразднена Тайная экспедиция, а в 1802 г. создано Министерство внутренних дел, возглавившее всю систему полицейских органов. В 1810 г. Из него выделилось особое Министерство полиции, наделенное чисто полицейскими полномочиями, но уже вскоре (в 1819 г.) оно вновь было включено в состав Министерства внутренних дел. В 1837 г. реорганизована система полицейских органов: в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы появилась полицейская должность станового пристава. Таким образом, полицейская сеть распространилась и в сельские районы страны. В первой половине XIX в. создана разветвленная сеть тюремных учреждений. Первым общегосударственным актом, регулировавшим эту сферу, стал Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных, принятый 1832 г. и дополненный в 1842 г. В нем регламентировался порядок содержания под стражей и ссылки лиц, относящихся к разным сословиям, предусматривались определенные льготы и привилегии для некоторых из них. Государственные преступники содержались в политических тюрьмах, совершившие церковные преступления заключались в монастырские тюрьмы, остальные преступники содержались в общеуголовных тюрьмах.

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата. Уездный суд был первой инстанцией по незначительным уголовным и гражданским делам всех сословий уезда, кроме городского (горожане судились в ратушах, магистратах, коммерческих и словесных судах). Прокуратура на местах передавалась в ведение Министерства юстиции, образованное в 1802 г., оно же осуществляло судебное управление. Вся судебная система строилась на сословных началах.


3. Контрреформы 1880-1890 годов и их правовое закрепление


Отход от провозглашенных принципов судебной реформы начался по двум направлениям сразу. Прежде всего, все чаще стали практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов. Важную роль сыграло также примечание к ст.1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее ситуации, при которых «административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков». С нарастанием реакции в стране система административной репрессии стала быстро развиваться за счет сокращения числа дел, рассматривавшихся в общих судебных инстанциях. Так, по известному политическому «делу 193-х» суд оправдал большинство подсудимых, однако, после оправдательного приговора эти люди в административном порядке были подвергнуты ссылке на поселение. Телесные наказания, отмененные указом 1863 г., на практике продолжали применяться в соответствии с решением Комитета министров.

В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было официально поручено Корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции, который мог направить их в судебные инстанции или принять меры к решению в административном порядке. В 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей. В 1874 г. из ведения общих судов изъяты дела о «противозаконных сообществах» и участии в них, в 1878 г. – дела о противодействии или сопротивлении властям и покушении на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду.

После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 г. было принято специальное «Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия», возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка. Согласно этому Положению министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени, причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте было введено положение чрезвычайной охраны, и оно могло распространяться на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям.

Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. Наступление началось задолго до 1881 г.: в интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 г. мог производиться на дому, в 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

В 1889 г. вступило в действие Положение о земских участковых начальниках, разрушившее раздельность судебной и административной властей. Этим актом был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем они исчезли вовсе (1913 г.). В уездах вместо мировых судей вводится институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь очень явно.

Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные окружные суды, которые рассматривали дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам, в городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.

Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы – гласности суда. В 1887 г. провозглашено право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в 1891 г. резко сузилась гласность гражданского судопроизводства. Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной реформы составляли особое звено судебной системы (специальный порядок судопроизводства, применение телесных наказаний, руководство нормами обычного права), с 1889 г. попали под непосредственный контроль земских начальников. Последние отбирали кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей волостных судей.

Волна контрреформ захватила и сферу органов местного самоуправления. В1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Сохранив куриальную систему выборов правительство отказалось от принципов представительства по первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне, для усиления их роли в земских органах значительно снижался имущественный ценз. Одновременно значительно увеличился ценз во второй (городской) курии. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось. Волостные представители могли избрать из своей среды только кандидатов, из которых затем назначались окружные земские гласные. Контроль за земствами вместе с губернатором осуществляли губернские по земским делам присутствия.

В 1892 г. было принято новое Городовое положение. Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом – избирательные права получали только горожане, владевшие недвижимостью.

Таким образом, вынужденное в 60-80-х гг. под угрозой революционной ситуации провести буржуазные по своему характеру реформы, в 80-90-х гг. правительство нанесло удар почти по всем вновь возникшим институтам. Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России.


4. Создание и утверждение советской государственной системы («Военный коммунизм», Гражданская война, Иностранная военная интервенция)


После разгона Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно с этими Советами существовала система Советов крестьянских депутатов, находившихся под сильным политическим влиянием эсеров.

В ноябре 1917 г. состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, принявший решение об объединении с Советами рабочих и солдатских депутатов. Тогда же состоялось объединенное заседание ВЦИК, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов. Формирование политического блока большевиков и левых эсеров привело к разрыву последних с правыми эсерами. Окончательное объединение Советов произошло в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов.

В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране был Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Его структура и порядок работы утверждены на заседании ВЦИК в начале ноября 1917 г. В начале своего существования ВЦИК был постоянно действующим органом. Структура ВЦИК включала: президиум, отделы и комиссии. Президиум состоял из представителей партийных фракций, готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работу комиссий и отделов, его заседания проходили 2-3 раза в неделю. Организацию и ведение текущей работы (подготовку проектов документов, руководство нижестоящими Советами и т.п.) осуществляли отделы ВЦИК: Военно-революционный комитет, иногородний, агитационный, по национальному вопросу, казачий и др.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты