Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
Содержание
1. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
1.1 Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса
1.2 Гарантии независимости судей
1.3 Статус присяжных и арбитражных заседателей.
1.4 Судейское сообщество и его органы
Задача 1
Задача 2
Список использованной литературы
1. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
1.1 Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса
Подобно тому как судебная система РФ есть совокупность судов Российской Федерации, учрежденных в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", совокупность государственных служащих —судей, наделенных в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе, принято называть судейским корпусом.
Его состав охватывает всех судей - от Председателя и членов Конституционного Суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции. В их число входят также судьи, пребывающие в отставке. Особенность возлагаемых на суд и судейский корпус задач - отправление правосудия, осуществление судебного и конституционного контроля предопределяют отличие положения, статуса судей от положения других государственных учреждений и их должностных лиц.
Они наделены присущими только им правами и обязанностями, которые не свойственны другим государственным служащим и гражданам. Данные обстоятельства обусловливают и ряд требований, предъявляемых к членам судейского корпуса - судьям как в профессиональной, так и внеслужебной деятельности. О них также можно судить и по Кодексу чести судьи РФ, одобренному 30 октября 1993 г. II Всероссийским съездом судей.
Он выделяет три группы требований, предъявляемых к судье:
- общие требования - о приоритетном значении, по сравнению с иными занятиями, обязанностей по осуществлению правосудия, о сохранении личного достоинства, заботе о своей чести и т.д.;
- требования (правила), связанные с осуществлением профессиональной деятельности, — терпение, вежливость, тактичность, беспристрастность, постоянное поддержание высокого уровня квалификации, недопустимость публичной критики решений и действий коллег, всего судейского сообщества и т.д.;
- требования, предъявляемые к внеслужебной деятельности - соблюдение принципа деполитизации (департизации), неучастие в акциях политического характера, недопустимость личных, финансовых и деловых связей, которые способны помешать ему должным образом исполнять профессиональные обязанности и т.д.
Независимо от того, в суде какого звена судебной системы осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на территории РФ. Единство судебной власти и производное от него единство судебной системы страны обусловливает и единый статус для судей всех судов.
Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является, прежде всего, соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации. Конституция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. Поэтому в указанной статье Конституции четко оговорено, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. В развитие нормативных положений ст. 119 Конституции необходимые дополнения даны в Законе о статусе судей и в Законе о Конституционном Суде.
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" содержит дополнительные требования к кандидату на должность судьи. Так, кандидатом на должность судьи может быть лицо, не совершавшее порочащих его поступков, сдавшее квалификационный экзамен и получившее рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена федеральной судебной системы (включая не только общие суды, но и арбитражные, а также военные суды и мировые суды). Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общих (включая военные) и арбитражных судов предъявляются одинаковые требования.
В то же время некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев - неодинаковые. Стаж работы по юридической профессии (перечень должностей, работа на которых требует юридического образования, изложен в ч. 1 ст. 2 указанного Закона) для кандидатов в судьи вышестоящих судов (включая арбитражные и военные суды) должен составлять не менее 10 лет, среднего звена — не менее семи лет, основного звена и мировых судей — не менее пяти лет, а для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ — не менее 15 лет.
Отличаются от минимальных общих требований установленные федеральными законами стандарты в части возраста для кандидатов в судьи вышестоящих судов: для судов среднего звена (включая арбитражные и военные суды) он должен быть не менее 30 лет, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет, а судьи Конституционного Суда РФ ко дню назначения должны иметь возраст не менее 40 лет.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование..
Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления Минздрава России.
Наличие в законе четких научно обоснованных требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей, - существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер, включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи; вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации (или об отказе в этом) и т. д.
Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Однако из этого общего правила есть несколько исключений:
Предельный возраст пребывания в должности судьи — 65 лет; для судей Конституционного Суда РФ — 70 лет; районные судьи и военные судьи судов основного звена, назначенные впервые, могут оставаться в должности не более трех лет, а потом, если они зарекомендовали себя должным образом, в том же порядке их назначают бессрочно, до достижения ими предельного возраста пребывания в должности судьи.
Однако судьи военных судов всех уровней могут занимать свои должности до тех пор, пока они находятся на действительной военной службе, которая для них может продолжаться в зависимости от состояния здоровья и присвоенного воинского звания, максимум до достижения ими возраста 65 лет (ч. 3 ст. Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"); мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный субъектом РФ, но не более чем на пять лет; при повторном и последующих назначениях срок полномочий не может быть менее пяти лет (ст. 7 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"); в связи с постепенным введением в действие ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предполагается ограничение срока полномочий председателей федеральных судов и их заместителей шестью годами. Повторное их назначение, возможно будет только один раз подряд.
Завершающим этапом наделения кандидата полномочиями судьи является принесение присяги. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.
Судья, впервые назначенный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".
1.2 Гарантии независимости судей
Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Не случайно, поэтому он получил отражение в законах о судах (ст. 5 Закона о судебной системе; ст. 12 Закона о судоустройстве; ст. 6 Закона об арбитражных судах; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде, в процессуальных кодексах; Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону".
Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел.
В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) система органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.
Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 15 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. 12 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"). Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
Полномочия судьи приостанавливаются только решением квалификационной коллегии судей (ККС) при наличии оснований для этого. Приостановление полномочий — это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Но это не лишает его гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения и т.д.
Прекращение полномочий судьи — это полное отстранение его от исполнения должностных полномочий. Оно также осуществляется решением соответствующей ККС по установленному законом исчерпывающему перечню оснований. Прекращение полномочий судьи, заключающееся в лишении его права исполнять должностные полномочия, происходит при наличии указанных в законе оснований.
Страницы: 1, 2