Законом установлен особый порядок принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Оно принимается Генеральным прокурором РФ.
Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ определёнными в законе судами и судебными коллегиями.
Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается Верховным Судом РФ по ходатайству (представлению) Генерального прокурора РФ.
1.3 Статус присяжных и арбитражных заседателей
Статус института арбитражных заседателей регламентируется Федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 года, N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и Уголовно-процессуальным кодексом, а статус института арбитражных заседателей - Федеральным законом от 30 мая 2001 г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" и Арбитражно-процессуальным кодексом.
Присяжными и заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
К кандидатам в арбитражные заседатели предъявляются следующие требования: ими могут быть граждане РФ, достигшие 25-летнего возраста, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
Независимость присяжного заседателя при исполнении им обязанностей в суде обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неприкосновенностью присяжного заседателя.
Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.
На присяжного, членов их семьи на период осуществления ими правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
На присяжного заседателя и арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральным законом Российской Федерации от 20 августа 2004 года, N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
1.4 Судейское сообщество и его органы
Органы судейского сообщества образуются для выражения интересов судей как носителей судебной власти. В них входят как активно работающие судьи, так и судьи в отставке. Через свои органы судейское сообщество призвано оказывать активное влияние на процессы, непосредственно связанные с организацией судов и их функционированием.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" ими являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ (ВККС); квалификационные коллегии судей субъектов РФ (ККС).
Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.
Основными задачами органов судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. В этих целях они обсуждают вопросы судебной практики, проводят общественную экспертизу законов, иных нормативных актов, касающихся деятельности суда и статуса судей, рассматривают проблемы организации судов, их кадрового, ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей, представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях.
Особое место среди органов судейского самоуправления занимают квалификационные коллегии судей.
ВККС РФ рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения; рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов и представляет соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ свои заключения; объявляет в средствах массовой информации об открытии указанных вакантных должностей; осуществляет квалификационную аттестацию указанных судей (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и районных судов; присваивает судьям первый и высший квалификационные классы; налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами (ст. 17—18).
ККС рассматривают вопросы отбора кандидатов на должность судьи, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, проведения их аттестации и присвоения судье квалификации.
Эти коллегии также дают согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, привлечения его к уголовной ответственности, заключения под стражу или его привода, а также решают иные вопросы, возлагаемые на них Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (ст. 19).
Задача 1
Перечислите, со ссылкой на соответствующие статьи закона, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи районного суда.
1. Общие требования:
ст. 119 Конституции Российской Федерации. Судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
2. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" содержит дополнительные требования к кандидату на должность судьи.
Статья 4 Закона:
Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
1) имеющий высшее юридическое образование;
2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
Статья 5 Закона.
Кандидатом на должность судьи может быть лицо, сдавшее квалификационный экзамен и получившее рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Задача 2
Перед удалением присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта председательствующий судья разъяснил присяжным заседателям, что основная их задача - разрешить вопрос о виновности или невиновности подсудимого, в то время как характер наказания определяет судья единолично. Один из присяжных заявил, что присяжные пользуются с судьей равными правами, следовательно, также должны участвовать в определении наказания.
Оцените ситуацию. Какими правами и обязанностями присяжные заседатели наделены законом?
Заявление присяжного неправомерно.
Присяжные, образуя самостоятельную коллегию, принимают решение (вердикт) лишь по вопросам факта — о виновности или невиновности подсудимого, о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения, и т.д. (ст. 339 УПК). Вместе с тем они не участвуют в определении меры наказания, других значимых юридических вопросов, сопряженных с разбирательством конкретного уголовного дела.
Присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе:
1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;
2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;
3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.
В соответствии со ст. 334 УПК:
1. В ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только те вопросы, которые предусмотрены пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 299 Кодекса и сформулированы в вопросном листе:
1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;
4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;
2. Вопросы, не указанные в части первой настоящей статьи, разрешаются без участия присяжных заседателей председательствующим единолично.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993;
2. Уголовно-процессуальный Кодекс от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.07.2010).
3. Федеральный закон от 26 июня 1992 г. (ред.от 27.09.09) N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. (ред.от 22.08.04) N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
5. Федеральный закон от 10 января 1996 г. (ред.от 28.06.09) N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. (ред.от 09.02.09) N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. (ред.от 24.07.09) N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. (ред.от 22.12.08) N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
9. О порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов см.: Инструкция, утвержденная Минюстом России, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. № 10 (35) // БНА РФ. 1997. № 38.
10. Приказ Минздрава России от 21 февраля 2002 г. № 61 "Об утверждении формы документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи" // БНАРФ. 2002. № 13.
11. Положение об органах судейского сообщества Российской Федерации, утвержденное II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 г., Регламент Высшей квалификационной коллегии судей РФ (принят в новой редакции постановлением V Всероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г.).
12. Борисов А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2008.
13. Клеандров М.И. "Статус судьи: правовой и смежные компоненты" под ред. М.М. Славина. – М.: НОРМА, 2008.
14. Кодекс судейской этики // Российская юстиция. 2005. №1-2.
15. Комментарий к Федеральному закону от 20 августа 2004 г. №113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации". (Постатейный). А.В. Шнитенков, Д.П. Великий. М., 2007.
16. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. — М.: Юристъ, 2004.
17. Фоков А.П. Конституционный Суд Российской Федерации "О статусе судей и об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // Российский судья. 2009. N5.
Страницы: 1, 2